Автор: Сергей Маржецкий
Опубликовано: 25.11.2021, 17:37
 

Нужен ли России беспилотный "верный ведомый" Як-141


В 2017 году профильный вице-премьер Юрий Борисов заявил, что в России возобновились работы над самолетом вертикального взлета и посадки, которые могли бы базироваться на авианесущих кораблях ВМФ РФ. Однако тут же появилось много критики, что самолет вертикального взлета и посадки всегда уступят по ТТХ обычным самолетам горизонтального взлета и посадки, а потому незачем вбухивать в "тупиковый" проект немереное количество бюджетных миллиардов. Доля правды в этом есть, но так ли все однозначно, как представляется на первый взгляд?

Очевидно, что речь идет о развитии концепции советского проекта СКВВП Як-141, который опередил свое время, а потом был незаслуженно забыт. К этому самолету мы еще вернемся, но пока что давайте поговорим о том, что является самым "узким" местом в авиации. На удивление, это отнюдь не проектирование и серийное производство самолетов. Самое сложное - это подготовить боевых пилотов для них.

Вкалывают роботы, а не человек

Обучение занимает много лет и стоит очень дорого. Опытный летчик на вес золота, особенно, пилот палубной авиации, которому приходится садиться на качающуюся палубу авианесущего корабля даже в неблагоприятных погодных условиях. Военных летчиков приходится долго готовить, прежде чем они превращаются в эффективные боевые единицы, а потом они уходят на заслуженную пенсию, и все приходится начинать заново. Потеря самолета в бою или в авиакатастрофе - это всегда беда, но потеря летчика - невосполнимая во всех смыслах трагедия.

По этой причине одним из самых перспективных направлений в авиастроении являются программы ударных БПЛА. Беспилотники всегда обходятся дешевле пилотируемой авиации:

Во-первых, они сберегают жизни летчиков, а заодно экономят огромные средства на их многолетнюю подготовку. Для дистанционного управления беспилотником может быть достаточно обычного оператора с джойстиком.

Во-вторых, из-за отсутствия живого организма в кабине летательного аппарата, о безопасности и комфорте которого необходимо заботиться, БПЛА теоретически могут эксплуатироваться при мощнейших ускорениях и перегрузках при маневрах, что повышает их ТТХ свыше возможностей человеческого организма.

В-третьих, БПЛА можно быстро воспроизводить и ставить в строй, компенсируя потери, что невозможно сделать оперативно в пилотируемой авиации.

На сегодняшний день имеется три основных направления развития беспилотной авиации: дистанционное управление оператором, формат "верного ведомого" и применение искусственного интеллекта (ИИ). Последнее технически самое сложное и ставит серьезные этические проблемы. Однако первая концепция уже реально успешно используется, а вторая очень активно тестируется, в том числе, в нашей стране. В России это программа взаимодействия истребителя пятого поколения Су-75 и тяжелого ударного БПЛА С-70 "Охотник", который служит для разведки, целеуказания и огневой поддержки, увеличивая мощь ведомого самолета. В австралийском подразделении корпорации "Боинг" тестируется БПЛА Loyal Wingman с аналогичным функционалом.

Беспилотные истребители?

Недавний ролик, где рекламировались возможности легкого истребителя пятого поколения Су-75, натолкнул на довольно интересные соображения. Там была продемонстрирована полностью беспилотная версия самолета, даже не имеющая кабины для пилота. Конечно, это будущее, но весьма перспективное. Допустим, "Ростех" осилит полностью беспилотную версию Су-75. Что же это даст?

Очень многое: появится возможность использовать тяжелый истребитель пятого поколения Су-75 и легкий беспилотный истребитель пятого поколения Су-75 в связке, где второй будет выступать "верным ведомым". Или не один, а сразу несколько Су-75. Получается, что всего один пилот Су-57 сможет повести в бой сразу несколько самолетов, загруженных под завязку ракетами и бомбами, которые не так страшно потерять ввиду их беспилотности и относительно невысокой стоимости. Представьте, насколько повысится тогда эффективность действий ВКС РФ.

Очень заманчиво. Увы, есть кое-какие ограничения. Для самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой требуется хорошая ВПП. В случае начала активных боевых действий военные аэродромы будут уничтожаться в первую очередь. Если говорить о применении беспилотного истребителя на флоте, то горизонтальная посадка на относительно небольшую палубу качающегося на волнах корабля может стать слишком сложной задачей для автоматики и даже для оператора дистанционного управления БПЛА. Однако все может измениться в лучшую сторону, если "поженить" опцию "верного ведомого" и дистанционного управления с функцией вертикального/короткого взлета и вертикальной посадки.

Тут мы снова возвращаемся к Як-141. Действительно, самолет вертикального взлета имеет худшие ТТХ, поскольку тратит много топлива на такой взлет и посадку, что снижает его боевой радиус и боевую загрузку. Казалось бы, зачем вообще с ними связываться? Но нет. Представим, что на базе Як-141 сделан полностью беспилотный истребитель СКВВП с функциями "верного ведомого" и дистанционного управления оператором. Что это даст? Многое. Очень-очень многое.

Прежде всего, убрав пилота со всей кабиной и системами жизнеобеспечения для него, мы серьезно облегчим сам истребитель. Это позволит сэкономить топливо и одновременно совершать самолету самые экстремальные маневры. Уменьшить расход топлива также способна опция короткого или нормального горизонтального взлета вместо вертикального. Но при этом Як-141 по-прежнему можно будет поднять в воздух и посадить вертикально на практически любом пятачке. Это позволит использовать его в качестве фронтового беспилотного истребителя, если аэродромы и шоссе будут уничтожены, а также в качестве палубного. Дистанционно управляемый Як-141 можно заставить взлететь по укороченной схеме с ТАВРК или УДК, а потом безопасно посадить в вертикальном режиме. С этим автоматике или ИИ справиться будет по силам. Опция "верного ведомого" позволит использовать БПЛАКВВП совместно с пилотируемыми истребителями, что повысит эффективность действий российской авиации.

Если "поженить" беспилотные системы управления и технологию короткого/вертикального взлета и посадки, то это откроет массу новых возможностей для Минобороны РФ.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 ноября 2021 года | Дайджест публикаций за 25 ноября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Репортер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости