О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небесный рыцарь, или Как внук Героя Советского Союза сотнями спасает жизни людей в Тверской области

Легендарный пилот Александр Бардаков, словно супермен, готов прилететь на помощь и днем, и ночью

Легендарный пилот Александр Бардаков, словно супермен, готов прилететь на помощь и днем, и ночью.

- Не представляю себе другую жизнь, другую работу. Спас человека - и на душе спокойно, - пилот Александр Бардаков готовится к вылету и берется за штурвал вертолета. Поступил экстренный вызов - необходимо срочно доставить тяжелобольного человека из отдаленного района в Тверь.

Майор Бардаков - командир Тверского авиационного звена МЧС России. Пилот уже 10 лет возглавляет санавиацию, на его счету сотни спасенных жизней взрослых и детей. За штурвалом вертолета он и днем и ночью, в яркую солнечную погоду, бурю и ненастье. Своей судьбой герой проекта Tverigrad.ru "TVERTEAM. Истории успеха" доказал, что и невозможное возможно, если на кону человеческие жизни.

Дедушка-герой и 479 дней без посадки

С Александром Бардаковым мы встретились на аэродроме в Змеево под Тверью. Пронизывающий ветер покачивал лопасти гиганта - вертолета Ми-8 МТВ, который преданно дожидался своего друга-пилота. Майор - седовласый, улыбчивый, сероглазый - был в коричневой летной кожанке и неизменной фуражкой с залихватской крылатой кокардой.

Этот пилот провел в воздухе 479 дней без посадки (если бы такое было возможно) - у майора 11,5 тысяч часов налета на вертолетах. Опыт просто колоссальный. Но работа пилотом не стала для него рутиной. В 61 год он продолжает грезить небом так, как это было и в детстве.

Любовь к "пятому океану", как еще называют небеса, в семье Бардаковых наследственная. Более того, героизм в их роду тоже наследственен - по мужской линии несколько поколений этого рода занимались спасением людей. Для них - это не работа, не служба, а призвание.

Отец Александра был прокурором и геройски погиб в 1982 году во время взятия банды уголовников. Старшие братья Бардакова - Алексей и Григорий - как и он, боевые пилоты вертолетов.

- Это у нас потомственное, - серьезен Бардаков.

Особая гордость семьи - дедушка. Петр Григорьевич был Героем Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны он летал на многоцелевом биплане По и истребителе Як-3. Во время Минской авиации сбил одного из опытнейших асов Люфтваффе - одного из лучшего "псов Геринга".

Самого деда Александр Бардаков в живых не застал, но пример героического предка определил его судьбу. С детства он знал, что станет пилотом. Ковал свой характер, закалял волю.

- Я готовился в авиацию, в принципе, с рождения. Все детство с братьями проводили на аэродроме, - улыбается майор.

Поэтому и сомнений в том, куда поступать после школы, у Александра не оставалось - вслед за братьями он стал курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища.

От войны в Афганистане до участия в Параде Победы

Вспоминая свой первый полет, Бардаков счастливо, молодо смеется - настолько яркими, долгожданными, незабываемыми были впечатления. Это был вертолет Ми-2, пилотирование которым подарило нашему герою ощущение настоящей свободы и неподдельного счастья.

- За свою жизнь я летал на Ми-8, Ми-24 ("Крокодил"), Ка-50 ("Черная акула"), Ка-32, люблю все эти вертолеты, но тот, первый полет, запомнил на всегда. Именно тогда я окончательно осознал, что авиация - мое призвание, моя жизнь, - признается Александр Бардаков.

По окончании училища он попал служить в Каганский вертолетный полк, который в то время дислоцировался в охваченном войной Афганистане. Там пилот Бардаков воевал 1 год и 8 месяцев. Майор неохотно рассказывает о том времени, о том, что ему и его боевым друзьям пришлось пережить, сколько боли и страданий довелось увидеть. Именно в Афганистане проявилось наследственное стремление Бардаковых спасать жизни людей.

Вот лишь один из примеров. В 1981 году Александр Бардаков пилотировал Ми-8 и высадил десантников на площадке за Гератом в сторону Калайи-Нау. При взлете винтокрылый боевой красавец был подбит - пули душманов попали в двигатель и перебили топливопровод.

- Там обрывчик был, взлетели на одном движке, и дальше плато было. По плато "доскакали" до своих, заменили двигатель, а потом эвакуировали десантников, - вспоминает майор.

Другой случай: шел бой, под сильным обстрелом Бардаков посадил свой Ми-8 на горушке, смог высадить свежие силы десантников. Под непрекращающимся огнем пилот вместе со своим экипажем забрал раненных бойцов и смог доставить их в относительную безопасность.

У Александра Бардакова шесть боевых наград, в том числе - орден Мужества. Последний он получил за выполнение задания в Судане. Подробности рассказать не может - информация пока засекречена.

После Афганистана был Торжок - Бардаков стал служить в легендарной вертолетно-пилотажной группе "Беркуты". Там он летал на Ми-24, был правым ведомым. Несколько раз участвовал в летной части Парада Победы в Москве - вместе с другими пилотами мастерски, ювелирно соблюдая строй, пролетал над Красной площадью.

Как майор младенца спасал

Очередной вехой судьбы майора Бардакова стал 2011 год, когда ему предложили возглавить авиационное звено МЧС в Тверской области. Если быть точнее в названиях, то регионального авиационного звена ФГБУ "Жуковский АСЦ МЧС России". Пилот согласился, не раздумывая.

За 10 лет работы авиазвена в Тверской области благодаря Александру Бардакову и его коллегам в Тверской области спасены многие сотни жизни взрослых и детей. Только в 2021 году бортами Ми-8 и Ка-32 (именно эти два вертолета стоят на "вооружении" авиазвена) эвакуировано свыше 150 человек. Многие из них - с тяжелым течением коронавируса.

- В основном Ми-8 это у нас по санитарным рейсам, а Ка-32 - это вылеты по ЧС, по ДТП, по всем остальным задачам. Работаем круглосуточно. Один борт постоянно находится в готовности и днем и ночью. Вылетов очень много, бывает по два-три за день, - рассказывает Александр Бардаков.

С чем приходится сталкиваться пилоту санавиации? К экстренным, ответственным вылетам в любое время суток команда Бардакова готова всегда, этих людей уже трудно чем-либо удивить в плане сложности полетов. В постоянном тонусе их держит ответственность за судьбы пациентов, тех, кого они вместе с бригадами тверских медиков спасают, совершая ежедневные вылеты на вертолетах.

С особенным трепетом Александр Бардаков вспоминает один случай, когда из Твери в Санкт-Петербург на операцию потребовалось срочно доставить младенца.

- Мы ждали этого вылета еще до рождения того мальчика. Роды проходили в тверском перинатальном центре. И вот малыш только-только появился на свет, и его в специальном боксе уже погрузили к нам на борт. Ему был всего час от роду! В Санкт-Петербург мы летели на Ми-8 МТВ около 2,5 часов, там передали младенца в руки врачей. Насколько я знаю, операция прошла успешно, мальчика спасли, - взволнованно вспоминает пилот.

"Это человек, которому можно доверить свою жизнь"

Бравый майор уже стал легендой как среди коллег-пилотов, так и среди медиков, которые летают с ним в составе бригады санавиации. К примеру, фельдшер отделения планово- и консультативной помощи Областной клинической больницы Твери Татьяна Цыбанкова работает с Александром Бардаковым уже 10 лет, и называет его не иначе, как Человеком с большой буквы.

- Когда я летаю с командиром звена Александром Алексеевичем - точно знаю, что приземлюсь, буду цела и невредима. Когда мы доставляем больного вертолетом, то именно от этого человека зависит не только жизнь пациента, но и наши жизни. Я бы, наверное, провела параллель работы летчиков с нашей, когда есть лишь минута, а то и секунда на принятие решения, влияющее на спасение жизни человека. Александр Алексеевич надежен, посадит вертолет в любых условиях, даже там, где нет площадки. Он настоящий герой. Помню, он был единственным, кто согласился лететь спасать пострадавших в ураган. Это тот человек, которому я могу доверить и доверяю свою жизнь, каждый вызов на работе, - с благодарностью говорит о пилоте Татьяна.

Что составляет счастье майора Бардакова, кроме неба и вертолетов? Шесть женщин. Его мама Нина Петровна, супруга Ольга Александровна, дочери Евгения и Алла и две внучки. Старшая дочь Евгения преподает английский и немецкий языки, младшая Алла - кандидат наук, физик-ядерщик.

- Но вертолеты они любят не меньше моего, - смеется пилот.

Александр Бардаков уверен: в современной России для молодежи открыты все возможности. Кем бы молодые не хотели стать - пилотами, врачами, учителями, бизнесменами или артистами - главное учиться, иметь цель в жизни и добиваться ее.

- Надо приносить людям только хорошее, не быть обузой, выполнять то, что тебе предначертано, - считает легендарный пилот....
Авторские права на данный материал принадлежат «TVERIGRAD.RU». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка