О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Легендарная Кача обязывает

Напряженной учебно-боевой обстановкой живет в эти дни отдельный смешанный авиаполк морской авиации Черноморского флота, которым командует полковник Александр Нечаев

Напряженной учебно-боевой обстановкой живет в эти дни отдельный смешанный авиаполк морской авиации Черноморского флота, которым командует полковник Александр Нечаев.

С помощью авиаторов морские пехотинцы и личный состав спецподразделений поднимаются в небо и выполняют прыжки на разных видах парашютов с самолетов и вертолетов, совершенствуя воздушно-десантную подготовку. Качинцы выполняют транспортные перевозки, разведывательные полеты, в том числе с помощью беспилотников отрабатывают противолодочные и спасательные задачи, применяют противолодочное и другие виды оружия в ходе плановых флотских учений, несут боевые службы на кораблях Черноморского флота в дальней морской зоне.

Они также традиционно участвуют в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге, полетах морской авиации в ходе праздничных Дней Победы и ВМФ в Севастополе, в Тартусе, отрабатывают задачи на авиабазе Хмеймим в Сирийской Арабской Республике, обкатывают новые корабли, имеющие вертолетные площадки, активно взаимодействуют с силами Черноморского флота и Южного военного округа. Кроме того, ведут активную военно-патриотическую работу в подшефных учебных заведениях, помогают в развитии парка "Патриот" Южного военного округа.

Словом, задач в старейшем авиаполку ЧФ, который давно перешагнул 100-летие, хоть отбавляй.

Здесь зарождалась военная авиация

С особым чувством бываю в авиагарнизоне Кача, понимая, что именно здесь истоки нашей военной авиации. Хорошо это почувствовал, когда был на праздновании 100-летия авиаполка. Узнал для себя много нового, интересного. Именно здесь находится старейший на территории России действующий аэродром, который функционирует с 1912 года до настоящего времени.

- Он изначально создавался для обучения курсантов при Офицерской школе авиации на реке Кача - школе, которая стала прообразом будущего Качинского высшего военного авиационного училища летчиков, - рассказывает полковник Александр Нечаев. - Напомню, что в 1910 году в Севастополе была открыта первая в России школа военных летчиков. Она была сформирована в Петрограде, но метеорологические условия там сильно ограничивали полеты, поэтому было решено перевести школу в более благоприятное по климату место. Торжественное открытие школы состоялось 24 ноября 1910 года. Мы многое делаем для увековечения памяти о славном прошлом нашего авиа­гарнизона. Этим вплотную занимается мой заместитель по военно-политической работе подполковник Александр Аитов, который тесно взаимодействует с поисковиками, местным муниципальным образованием. Его возглавляет наш бывший авиатор и военнослужащий Николай Михайлович Герасим.

Ротация кадров

В этом году я побывал в отдельном смешанном авиаполку полковника Александра Нечаева несколько раз. Был во время ОМС, открытия после ремонта обновленной столовой, при установлении рекорда по буксировке Бе-12 крымским силачом, летал с качинского аэродрома вместе с главкомом ВМФ и офицерами Главкомата в Краснодарский край на показательные учения. Поднимался в небо вместе с морскими пехотинцами, после окончания полетной смены обстоятельно беседовал с экипажем Ан-26. Позже был свидетелем, как прошлый командир самолетной эскадрильи подполковник Василий Гуминский передавал дела и обязанности новому командиру эскадрильи, тогда еще майору Дмитрию Куприну, военному летчику 1-го класса. Шла нормальная ротация кадров.

Сегодня Дмитрий Владимирович Куприн уже подполковник. Уверенно командует эскадрильей, службе в которой отдал многие годы. Летающий авиатор - выпускник Балашовского военного авиационного института 2004 года, имеет почти 40 лет выслуги (год идет за два). Его отец Владимир Дмитриевич тоже был военным летчиком, командиром Ан-12. Дед - старший прапорщик Дмитрий Иванович. Дядя тоже военный летчик - подполковник Сергей Викторович Савченко из Санкт-Петербурга. Так что Дмитрий Владимирович - потомственный авиатор, кстати, участник первого Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге в 2017 году. Летал вместе с подполковником Василием Гуминским на Бе-12 в небе над Невой. Летал там и второй раз, впервые на Бе-200. Участник СКШУ "Кавказ-2020".

Дмитрий Владимирович - потомственный авиатор, кстати, участник первого Главного военно-морского парада в Санкт-Петербурге в 2017 году

Помнить историю, приумножать традиции

- Об истории и традициях нашего авиационного полка можно написать не одну книгу, - вступает в разговор подполковник Александр Аитов. - Напомню лишь некоторые страницы летописи нашей части, которая была и эскадрильей, и полком, и военной базой. В сентябре 1941 года 18-я ОРАЭ была перебазирована на гидро-аэродром озера Донузлав Черного моря и включена в состав ВВС Черноморского флота. Летчики принимали активное участие в обороне Севастополя. Летали днем и ночью, совершая по два-три боевых вылета в сутки. В декабре 1941 года личный состав 18-й эскадрильи был привлечен к обеспечению Керченско-Феодосийской десантной операции. Летали с предельной бомбовой нагрузкой, а стрелки-радисты и штурманы брали в кабины мелкие осколочно-зажигательные бомбы и ампулы с горючей смесью, которые на бреющем полете сбрасывали на отступающего противника. Часть авиаторов из числа механиков и мотористов сражались в составе десантного батальона. Летчики и штурманы, механики, мотористы, стрелки-радисты самоотверженно защищали родную землю от фашистских захватчиков, сражались с врагом в небе Северного Кавказа, участвовали в освобождении Крыма и Севастополя, в боях за Констанцу, Варну, Бургас, обеспечении Ясско-Кишиневской операции. За образцовое выполнение заданий 7 сентября 1944 года 18-я ОРАЭ была удостоена почетного наименования "Констанцская", а 25 сентября 1944 года награждена орденом Красного Знамени. Весь личный состав эскадрильи неоднократно был отмечен высокими государственными наградами, в том числе четырем летчикам - Мусатову, Кручавых, Дегтяреву, Ильину присвоено звание Героя Советского Союза. В послевоенные годы летный состав освоил новые типы авиационной техники - самолеты Бе-6, Бе-10, Бе-12. Отмечу, что на сегодня мы единственные обладатели Бе-12 в наших Вооруженных Силах. Они до сих пор верой и правдой служат черноморцам, которые бережно обслуживают и эксплуатируют эти уникальные по многим параметрам самолеты.

В январе 1962 года эскадрилью переформировали в 31-й Краснознаменный Констанцский противолодочный авиационный полк. 15 октября 1995 года в связи с организационно-штатными мероприятиями полк переформируется в 318-ю отдельную противолодочную авиационную эскадрилью и перебазируется на аэродром Кача. А уже 1 сентября 1996 года отдельная противолодочная авиационная эскадрилья вновь переформируется в 318-й отдельный смешанный Краснознаменный Констанцский авиационный полк, состоящий из противолодочной авиационной эскадрильи самолетов Бе-12 и транспортной авиационной эскадрильи самолетов Ан-26 с аэродрома Кача в составе морской авиации Черноморского флота.

Если говорить о новейшей истории, то о ней командир полка говорит так:

- В ходе стратегического командно-штабного учения "Кавказ-2020" морская авиация ЧФ в акватории Черного моря отработала доставку боеприпасов и продовольствия на боевые корабли, осуществлявшие переход морем и стоявшие на якоре, в частности экипаж патрульного корабля "Василий Быков" совместно с нашими летчиками отработал прием-передачу грузов в море. В ходе начального этапа учения экипаж вертолета Ка-27ПС совершил облет корабля, завис над вертолетной площадкой и с помощью лебедки принял груз. Затем летчики отработали транспортировку груза на внешней подвеске и его доставку на корабль беспосадочным способом.

Я принял эстафету ответственных дел у прежнего командира полка полковника Анатолия Степанова. Стараемся не терять, а приумножать то ценное, что было в полку до меня.

"Стрекозы" над Средиземьем

Большая нагрузка, по словам полковника Александра Нечаева, ложится не только на самолетную эскадрилью подполковника Дмитрия Куприна, но и на вертолетную под командованием подполковника Дениса Немченко - военного летчика 1-го класса. Дело в том, что на флоте постоянно растет количество кораблей, имеющих вертолетную площадку. Кроме ГРКР "Москва", трех фрегатов "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", это целая серия патрульных кораблей, начиная с ПК "Василий Быков". В строю уже три таких корабля, испытания проходит четвертый корабль "Сергей Котов", за ним последуют еще два. То есть растет количество плавающих "аэродромов" на флоте, а значит, возрастает нагрузка на вертолетную эскадрилью подполковника Дениса Немченко, увеличиваются возможности флота и количество задач, которые приходится выполнять вертолетчикам.

С одним из подчиненных подполковника Дениса Немченко, капитаном Сергеем Ломакиным - командиром вертолета Ка-27ПС, мне удалось обстоятельно поговорить.

Вместе с этим офицером мы прошли на стоянку, где расположилась его винтокрылая машина. Он любовно погладил свой вертолет и привычно поднялся в кабину.

- Прекрасная, надежная машина, - говорит Сергей Ломакин, - на ней мне довелось основательно полетать в дальней морской зоне во время многомесячной боевой службы на фрегате "Адмирал Макаров". Вместе с экипажем мы совершили 80 посадок на палубу фрегата. И далеко не все они были легкими.

Та боевая служба на фрегате "Адмирал Макаров" стала важной ступенью на пути к вершинам ратного мастерства.

- Вообще, вертолет Ка-27 предназначен для обнаружения, отслеживания и уничтожения подводных лодок, следующих на глубине до 500 метров в районах поиска, удаленных от корабля базирования до 200 км, при волнении моря до пяти баллов, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, - с гордостью за своего винтокрылого друга говорит капитан Сергей Ломакин. - Вертолет может обеспечивать выполнение тактических задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями во всех географических широтах. Вертолет Ка-27 может работать как с берегового аэродрома, так и с борта корабля. Морской спасательный вертолет Ка-27ПС предназначен для спасения или оказания помощи экипажам морских и воздушных судов, терпящих бедствие, доставки людей и грузов с корабля на корабль или на берег и обратно, а также поиска спускаемых космических аппаратов. И в моей практике был случай, когда нашему экипажу вертолета поставили задачу срочно доставить больного моряка с МРК "Ингушетия" в госпиталь. Острый приступ аппендицита заставил принимать срочные меры, боялись перитонита. Фрегат "Адмирал Макаров" находился в северо-западной части Черного моря и выполнял задачи разведки и слежения за натовскими кораблями. Моряка с МРК "Ингушетия" быстроходной лодкой доставили к фрегату. Ну а далее сработала "длинная рука", как называют вертолеты корабельного базирования. Мы летели на максимальную дальность, более трех часов были в воздухе. Больной находился под капельницей. Задачу наш экипаж выполнил, больного спасли.

Та пятимесячная боевая служба на фрегате "Адмирал Макаров" была памятна не только экипажу вертолета Ка-27ПС, который делил с моряками все тяготы дальнего похода, но и семьям вертолетчиков. С нетерпением ждали возвращения мужа и отца супруга Сергея Ломакина Анна, четырехлетняя дочь Полина и двухлетний сын Иван.

- После той знаковой боевой службы, за которую я был награжден медалью Нестерова, нашему сильно обновленному штатному экипажу пришлось совершить еще один дальний поход в Средиземное море, правда, он был значительно короче, - рассказывает Сергей Ломакин, - на этот раз на фрегате "Адмирал Эссен". Штурманом вертолета был лейтенант Юрий Лобачев - выпускник Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов, бортовым техником - лейтенант Сергей Клюшкин, фельдшером-спасателем - прапорщик Александр Кучер. Для лейтенантов, недавних выпускников вузов, это была первая боевая служба в Средиземном море. Свой первый экзамен они выдержали с честью.

- С большим напряжением трудятся и другие экипажи вертолетов нашей эскадрильи, - говорит военный летчик 2-го класса, выпускник Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков подполковник Денис Немченко, имеющий 1300 часов налета, - это экипажи капитанов Юрия Купчака, военного летчика 3-го класса, Дениса Мавроди, военного летчика 2-го класса. Каждый из них был на боевой службе на всех трех фрегатах адмиральской серии и имеет от 900 до 1000 часов налета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка