Опубликовано: 29.11.2021, 15:01
 

Перед стартом: как готовят к вылету санитарную и пожарную авиацию Москвы


Сотрудники Московского авиацентра эвакуируют на вертолетах пострадавших с мест крупных ДТП, пациентов с инфарктами и инсультами, тушат пожары, ищут пропавших людей в лесах, выезжают для оказания самой разной помощи тем, кто попал в беду.

Для этого в авиапарке учреждения находится 11 вертолетов, пять вертолетов ежедневно заступают на дежурство: два пожарных вертолета Ка-32А и 3 санитарных ВК117С-2. Их не раз видел в небе почти любой житель Москвы. Для того чтобы воздушное судно взлетело и экипаж мог выполнить свои задачи и оказать помощь пострадавшим, необходима ежедневная работа более 100 специалистов. Это инженеры и техники, оперативные дежурные и диспетчеры, водители, топливозаправщики, врачи и пилоты.

Дать "зеленый свет"

За исправность вертолетов в Московском авиационном центре, в первую очередь, несут ответственность 75 профессионалов инженерно-авиационного обеспечения. Специалисты выполняют задачи по обслуживанию и ремонту авиационной техники и дают экипажам "зеленый свет" для вылета. От их знаний и опыта во многом зависит безопасность полетов.

"Бытует мнение что, если вертолет не летает из-за погодных условий или небольшого числа вызовов с ним ничего не делают. Это огромное заблуждение! У нас есть два вида работ, которые регулярно выполняются, - рассказал главный инженер авиацентра Евгений Саввин. - Первое - ежедневная подготовка к полетам, а второе - выполнение оперативного и периодического обслуживания. К оперативному обслуживанию относятся такие работы, как контроль уровня масла, поиск дефектов у винтов, проверка целостности фюзеляжа и остекления. Если в регламенте написано, что через 100 часов или через 3 месяца мы должны выполнить определенные работы, то дежурство вертолета останавливают, работы проводятся и воздушное судно возвращается в состав дежурных сил. К таким работам относятся диагностика агрегатов, замена двигателя или редуктора вертолета, отвечающего за слаженную работу двигателя и винтов. Мы выполняем эти и другие сложные работы на всех типах вертолетов. Для этого в учреждении есть и специалисты, и необходимая база, и запчасти. Капитальный ремонт и восстановительные работы при серьезных неисправностях проходят уже в условиях завода".

Каждый из заступающих на дежурство вертолетов ежедневно проходит предполетную и послеполетную подготовку. Техники и инженеры осматривают все внешние и внутренние системы воздушных судов, отдельно проверяют радиоэлектронное и бортовое оборудование, обеспечивающее питание вертолета, связь с наземными службами и навигацию.

"Мы проверяем индикацию приборов, чтобы она была точной и не было ошибок при включении винтокрылой машины. Осматриваем системы управления, предохранители, антенные узлы, разъемы, штекеры, позиционные огни, посадочные фары и другое оборудование. На это у нас по регламенту есть не более 40 минут", - рассказал начальник авиационно-технической базы Егор Жигарев.

Все как один специалисты инженерно-авиационного обеспечения Московского авиацентра говорят, что в их профессии никогда нельзя расслабляться. Это самый главный секрет бесперебойной работы авиации экстренного реагирования столицы.

"Если происходит даже незначительная поломка, исследуем каждый участок судна, работаем со схемами. Схема, например, вертолета Ми-26 занимает всю комнату. При поломке нужно буквально проползти ее на коленках и проверить все. Переносишь каждый участок схемы на реальное воздушно судно и "прозваниваешь". Как у нас говорят - найти неисправность очень сложно, а устранить просто. Диагностика вертолета может занимать часы, дни, а устранение - 5 минут".

При крупных происшествиях, таких как сложные пожары, у инженеров авиацентра есть уже отработанная особая схема действий, ведь периодичность вылетов вертолетов значительно повышается. После ликвидации пожара винтокрылая машина возвращается на базу - в аэропорт Остафьево, где ее оперативно осматривают технические специалисты, заправляют и готовят к новым вылетам.

Обогреть и заправить

Для пожарных вертолетов Ка-32А и Ми-26 есть особенный этап подготовки к вылету. С наступлением холодов, в минусовые температуры, винтокрылые машины обязательно нужно прогревать. Если теплолюбивые санитарные "европейцы" ВК117С-2 ждут своего вылета в ангаре, то пожарные "русские богатыри" - на улице, поэтому нуждаются в дополнительном тепле. Причем, прогрев вертолета происходит далеко не так, как у автомобилей - включить двигатель, подождать несколько минут и можно ехать. Прогреть летательный аппарат намного сложнее. Теплый воздух им подают извне. Для этого в Московском авиацентре есть универсальный моторный подогреватель. Это машина с двумя длинными толстыми рукавами, по которым к воздушному судну идет воздух, нагретый до 60-80 градусов, им прогревают и двигатель, и кабину вертолетов.

Заправку вертолетов выполняют около 40 сотрудников автоколонны, они же отвечают за бесперебойную работу всей специальной техники, используемой в авиацентре, и доставку дежурных экипажей на аэродром. Заправка воздушных судов больше похожа на заправку машины: топливо подается через шланг, только объемы совсем другие - бак на Ка-32 вмещает более 2000 литров, а на ВК 117С-2 - 750. Этого хватит на 2-3 часа беспрерывных полетов. Стационарной заправки для вертолетов нет, к воздушным судам обязательно подъезжает бензовоз. Интересно что, если вертолеты авиации экстренного реагирования отправляют для ликвидации происшествий в другие регионы, заправщик выезжает за вертолетом к месту его работы.

Вертолеты в авиацентре всегда держат полностью заправленными, ведь вызов может поступить в любую точку Москвы и соседние регионы - топлива должно хватить и для выполнения поставленных задач, и на путь туда и обратно.

В коллективе авиацентра столицы трудятся и специалисты, отвечающие за состояние посадочных площадок и рулежных дорожек. Уборочная техника устраняет любое загрязнение покрытий. Ведь это потенциально опасные факторы. Какой бы ни была погода, покрытие должно быть чистым и обеспечивать достаточный уровень сцепления авиатехники с землей при взлете и посадке.

Обеспечить связь с землей и проложить путь в небе

Есть еще одна служба, которая также несет ответственность за вылет вертолета. Их нет на аэродроме, они не встречаются с экипажами перед вылетом, но удаленно контролируют все, что происходит в Остафьево и на других площадках перед вылетом вертолетов. В этой службе 26 сотрудников занимаются полетно-информационным обслуживанием и отвечают за управление полетами экипажей учреждения.

"В Московском авиацентре действует пункт управления полетами. Он оборудован и оснащен функциональными рабочими местами дежурной смены, современными компьютерами, системой оповещения, системой видеонаблюдения за посадочными площадками, - рассказал начальник службы обеспечения оперативной и производственной деятельности Московского авиацентра Олег Гундарев. - Мы отслеживаем взлет воздушного судна, полет и посадку. Экипажи авиацентра летают в зоне с серьезными ограничениями. Каждый полет, вплоть до секунды, необходимо строго согласовывать с соответствующими органами управления и контроля полетов. Используя видеоаппаратуру, оперативные дежурные могут визуально отследить вертолет, а наличие рации позволяет слышать радиообмен в течение полета. Мы обязательно связываемся с пилотами перед каждым взлетом и посадкой. Например, экипаж прилетает на место ДТП, врачи заносят в вертолет пострадавшего, а пилоты в это время уже оповещают нас, куда они будут осуществлять эвакуацию пострадавшего. Таким образом мы обладаем полной информацией о полете, а также о всех возможных изменениях по ходу движения".

На вертолетных площадках при городских клинических больницах находятся диспетчеры, обеспечивающие взлет и посадку санитарных вертолетов на месте. Они доводят до экипажа всю полетную информацию: сообщают о метеоусловиях на площадке, о ее состоянии, о работе радиосветотехнического оборудования и передают другие необходимые данные.

Получить разрешение - и на взлет

Перед тем, как заступить на дежурство, пилоты также проходят предполетную подготовку. Во-первых, это обязательный медицинский осмотр, где медперсонал авиацентра измеряют экипажу температуру, давление, пульс и выносит заключение о допуске к полетам. В Московском авиацентре этим занимаются 4 сотрудника медицинской службы. Кроме того, они контролируют сроки прохождения специальных летных медкомиссий, при необходимости выдают направления к тем или иным врачам.

После прохождения медосмотра экипажи прибывают на аэродром, где их ждет так называемый "брифинг". Там анализируют метеоусловия на ближайшее время и действующие ограничения по использованию воздушного пространства в столице в течение дня или на время полета.

"После анализа метеоусловий мы обязательно связываемся с оперативными дежурными, - рассказал заместитель командира летного отряда Московского авиацентра Алексей Диденко. - Пилоты сообщают им свой план действий, готовы ли вылетать или нужно, например, ждать улучшения погодных условий".

Затем пилоты принимают технику у инженерно-технической службы, с этого момента полную ответственность за вертолет несет командир воздушного судна. Он проводит внешний предполетный осмотр вертолета, включает бортовую панель, проверяет исправность систем и оборудования, проблесковые маячки и фары. А на санитарных вертолетах пилот вручную прокручивает винты, оценивая их работоспособность.

Все это занимает не более 20 минут, после чего вертолет готов к вылету. Наступает крайний этап подготовки, когда экипаж садится в кабину и запрашивает разрешение на вылет у диспетчерской службы аэропорта. По внутренней связи пилоты сообщают, что готовы к вылету, проговаривают маршрут следования вертолета и, получив разрешение, взлетают.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 ноября 2021 года | Дайджест публикаций за 29 ноября 2021 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «123ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Комментарии к новости