О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лайнер МС-21 получил отечественные композиты

Реакторное, колонное и емкостное оборудование переплетено трубопроводами - все это новейшее предприятие Росатома по производству сырья для углеродного волокна - ПАН-прекурсора на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) "Алабуга" в Татарстане

Реакторное, колонное и емкостное оборудование переплетено трубопроводами - все это новейшее предприятие Росатома по производству сырья для углеродного волокна - ПАН-прекурсора на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) "Алабуга" в Татарстане. Новейший завод обеспечит производство полностью отечественных композитных материалов, без которых невозможно создание целого ряда современных самолетов, кораблей, строительных материалов и даже спортивного инвентаря. Ключ ко всему полиакрилонитрил. Из него получают углеродное волокно, которое лежит в основе композитов.

Заместитель генерального директора - технический директор Юматекс Юрий Свистунов рассказал, что процесс формования нитей находится в середине жизненного цикла получения углеродного волокна от рождения молекул полимера в реакторе химической части до переработки белого волокна в углеродные материалы: "Из микроскопических струй полимера, проходящих через фильеры с тысячами отверстий, формируются почти невидимые филаменты ПАН-жгутов. Секрет удивительных свойств композитов, которые будут получены из этих филаментов после термообработки - в том, что они будут работать совместно, и каждое из тысяч волокон внесет свой вклад в прочность будущего углепластика".

"Новое производство позволяет сформировать полную технологическую цепочку по углекомпозитным материалам. Уже получены первые промышленные образцы углеволокна из отечественного ПАН-прекурсора. Их качество - на уровне лучших мировых производителей", - отметил генеральный директор Росатома Алексей Лихачев.

До последнего времени 80% продуктов на основе углеродного волокна импортировалось из США, Китая и ряда других стран. Часть элементов конструкции средне-магистрального пассажирского авиалайнера МС-21 созданы из композитных материалов на основе углеродного волокна, благодаря чему удалось повысить аэродинамические характеристики самолета и топливную эффективность. Замгендиректора Юматекс по развитию направления тканей и препрегов Дмитрий Коган отмечает, что задача импортозамещения была поставлена перед компанией в 2018 году. Прошло всего три года, и теперь все композитные элементы для МС-21 идут только с применением российского волокна.

Гендиректор компании "АэроКомпозит", первый замгендиректора корпорации "Иркут" Анатолий Гайданский не скрывает, что введение Росатомом новых мощностей позволит закрепить независимость России от импорта в сфере композитных материалов. "В течение последних трех лет нам удалось полностью импортозаместить иностранные композитные материалы для создания элементов среднемагистрального пассажирского самолета МС-21: крыла, элементов механизации, центроплана. Однако нас как потребителей углеродного волокна и продуктов на его основе беспокоил вопрос стабильных поставок по причине зависимости производителя углеродного волокна от иностранного сырья. С запуском нового завода эта проблема будет решена. Более того, мы уверены в повышении качества продукции и в разработке новых поколений углеродных волокон из ответственного ПАН-прекурсора. Мы рассчитываем на соответствие российского продукта зарубежным аналогам и на новые разработки в области углеволокна в самом ближайшем будущем", - сказал Анатолий Гайданский.

Автор и создатель блога о композитах k-blog.ru Игорь Ярован говорит, что технология производства ПАН-прекурсора считается одной из наиболее важных во всем производственном цикле изготовления углеволокна. По его словам, запуск производства ПАН-прекурсора в России позволит создать замкнутый технологический цикл, исключить технологическую зависимость от импорта, обеспечить сквозной контроль производства, что гарантирует получение продукции с заданными параметрами.

За пределами госкорпорации большой интерес к продукции нового завода проявляют представители авиастроения, судостроения, автомобилестроения, строительства, энергетики, спортивного инвентаря.

"В последние годы становится все более популярной тема сокращения выбросов СО2. И если говорить о последнем тренде - развитии водородной энергетики, то вопрос хранения и транспортировки водорода можно решить только с применением углеродного волокна", - говорит эксперт.

Препреги на основе углеродного волокна Юматекс используются в производстве хоккейных клюшек под брендом "ЗаряД" - они легче обычных и конструктивно прочнее аналогов из традиционных материалов. Из волокна Юматекс сегодня изготавливают обвес для спортивных мотоциклов Yamaha R6. Как говорят спортсмены, выступающие на кольцевых гонках, за счет применения композитов повысились аэродинамические свойства байка, что привело к увеличению скорости. Продукцию компании успешно применяют в создании судов нового поколения итальянские судостроители Azimut и San Lorenzo.

Проректор по науке РХТУ им. Д.И. Менделеева Анна Щербина говорит, что открытием завода по производству ПАН прекурсора компания Юматекс фактически завершила локализацию полного цикла производства различных марок углеродного волокна - одного из топовых продуктов современности. Для отрасли это означает возможность использования полностью российского сырья и материалов, для экономики - новые высокотехнологичные рабочие места....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка