О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты санитарной авиации СССР в военных конфликтах

Сложившаяся организационно-штатная структура СА, количество, типы санитарных самолетов и их возможности удовлетворяли потребности СССР в санитарных перевозках до начала боев у озера Хасан в 1938 г. и на Халхин-Голе в 1939 г.

Сложившаяся организационно-штатная структура СА, количество, типы санитарных самолетов и их возможности удовлетворяли потребности СССР в санитарных перевозках до начала боев у озера Хасан в 1938 г. и на Халхин-Голе в 1939 г. Однако в первых боестолкновениях ранения получили около 3 000 человек, а на Халхин-Голе санитарные потери составили уже 15 952 человека (в том числе 15 251 - раненых, контуженных и обожженных, 701 - заболевших). Советскому командованию пришлось задействовать большие многомоторные самолеты. Например, для эвакуации небольшой группы раненых из района озера Хасан достаточно было самолетов С-1 и Ш-2, а вот во время событий на Халхин-Голе для эвакуации раненых на дальность свыше 800 км в Читу пришлось задействовать четырехмоторные бомбардировщики ТБ-3 и двухмоторные транспортные DC-3.

Начиная с 1936 г. два десятка машин этого типа были закуплены для их освоения в ВВС и на международных гражданских воздушных линиях, с целью дальнейшего лицензионного производства. Такое решение было принято для ликвидации технологического отставания отечественной авиапромышленности и сокращения сроков оснащения ГВФ современными пассажирскими самолетами. В 1938 г. из американских деталей был собран первый самолет, а в 1939 г. - еще три. Исходя из того, что серийное производство проходило на заводе № 84, самолет получил обозначение ПС-84, что означало "Пассажирский самолет завода № 84". С самого начала производства DC-3 Управление ВВС Красной Армии пожелало иметь для своих целей транспортный и санитарный варианты, требования к которым НИИ ВВС разработал еще в декабре 1937 г.

От первого требовалась перевозка 15 человек и 450 кг груза, от второго - 17-18 лежачих раненых и двух сопровождающих медиков. Экипаж в обоих случаях состоял из пилота, штурмана и стрелка. Проект такой модификации, получившей индекс "К", был готов летом 1939 г., а уже в ноябре указанного года один из первых серийных ПС-84 переделали в транспортно-десантный вариант. На нем усилили пол, установили десантно-транспортное оборудование и широкий грузовой люк размером 1,65 x 1,52 м.

Переоборудовать самолет в санитарный вариант ПС-84И не составляло особого труда, для этого требовалось всего 10 минут. Носилки устанавливались в три яруса - по девять с каждого борта, при этом нижние размещались непосредственно на полу и крепились к нему кожаными ремнями. Носилки второго яруса устанавливались на разборных кронштейнах, а третьего - на складных кронштейнах и подвесках, заделанных в потолок. Кроме того, на откидных сиденьях могли разместиться два легкораненых и один медработник. По нормативу на погрузку раненых шести санитарам отводилось 20 минут. При переброске к линии фронта медперсонала могли использоваться откидные сиденья на 27 человек. Для первых двух гражданских ПС-84 очень быстро нашлись задачи военного назначения - в декабре 1939 г. они были отправлены на финский фронт для участия в войне с Финляндией. Совместно с самолетами С-1, С-2, С-3, К-5 и некоторыми другими типами, ПС-84 включили в Особую авиагруппу ГВФ, предназначенную для перевозки грузов, эвакуации раненых и снабжения воинских частей за линией фронта. В марте 1940 г. авиагруппа пополнилась еще тремя ПС-84. В период "зимней" войны ПС-84 летали преимущественно с неподготовленных площадок на колесах и, несмотря на сложные зимние условия и глубокий снег, прекрасно себя зарекомендовали как надежные транспортные самолеты. В отношении ПС84, оборудованного колесами диаметром 1 200 мм, говорилось, что этот самолет можно безопасно посадить на мягкий снег толщиной до 50 см, а взлететь - со снега толщиной 35-40 см.

Большинство раненых эвакуировалось из района Карельского перешейка в аэропорт города Ленинграда. Полеты выполнялись в условиях минимальной видимости и сильных морозов, которые доходили до - 45 °С, однако самолеты СА работали надежно, что позволило вывезти в госпитали более 12 тыс. раненых. Решение этой задачи стало возможным благодаря привлечению дополнительных ресурсов. Например, в дополнение к С-1 была создана его улучшенная модификация С-2. В срочном порядке была изменена кабина, позволившая разместить двух сидячих пассажиров или одного сидячего (больного или санработника) и одного лежачего на носилках. Кабина закрывалась откидной крышкой с четырьмя окнами.

В это же время авиационный техник Филатов предложил установить на фюзеляж обычного У-2 фанерную кабину, разделенную продольной перегородкой по оси самолета, при этом каждая половина закрывалась отдельной крышкой.

Такая доработка позволила транспортировать двух лежачих раненых, а самолет получил обозначение С-3 или СКФ (санитарная кабина Филатова). Таких кабин было построено достаточно много. Кроме того, продолжалось строительство самолетов типа DC-3 и ПС-84.

До июня 1941 г. общее количество самолетов этого типа, поступивших в эксплуатацию, оценивается в количестве около полутора сотен экземпляров. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны (ВОВ) в составе СА имелись самолеты с различными характеристиками, условно дифференцируемые военными медиками на малые, средние и большие санитарные самолеты, в зависимости от грузоподъемности и дальности полета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка