О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Современный сибирский аналог Ан-2. Выдающиеся характеристики и сложная судьба

Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) создан аналог Ан-2, но это не переделанный самолет, а совершенно новый летательный аппарат

Сибирским научно-исследовательским институтом авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) создан аналог Ан-2, но это не переделанный самолет, а совершенно новый летательный аппарат, с уникальными характеристиками. Максимальная дальность полета - 5500 км вместо 2000, крейсерская скорость - 350 км/ч вместо 180, грузоподъемность - 3000 кг вместо 1500 при дальности до 1200 километров вместо 780.

В свое время проект по модернизации Ан-2 идеально вписался в государственную программу по развитию "малой авиации". СибНИА), для начала, предложил провести ремоторизацию самолета - заменить поршневой двигатель на турбовинтовой. Предполагалась также замена конструкционных материалов на более современные, что упростило и удешевило бы производство.

Специалисты института разработали и реализовали несколько вариантов модернизации, каждый из которых привносил что-то новое в легендарный "кукурузник". На смену бензину пришел авиационный керосин, из-за чего значительно повысилась экономичность; благодаря новым решениям выросла полезная нагрузка; металл заменили на композиционные материалы, в результате чего отказались от расчалок и соединили крылья в замкнутый силовой и аэродинамический контур - в полтора раза выросли крейсерская и максимальная скорости полета; самолет в итоге стал представлять собой цельнокомпозитную конструкцию из углепластика.

Самолет ТВС-2МС - модернизированная версия Ан-2 с силовой установкой Honeywell TPE331-12UAN, работающей на авиационном керосине, - получил признание. Сейчас больше двух десятков бортов уже выполняют задачи в небе.

Результатом проведенного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ стала модель ТВС-2ДТС, вместившая все важнейшие наработки.

"Это единственный экземпляр цельнокомпозитного многоцелевого самолета для местных воздушных линий. В нем очень немного металлических деталей. Даже у специалистов, которые "в теме", вызывает удивление тот факт, что наш институт сумел спроектировать этот самолет в течение, буквально, года и одновременно с процессом проектирования освоить совершенно новые технологии изготовления самолета из композита. То есть из неметалла. Элементы конструкции из углеродной ткани изготовили в опытном производстве, в корпусах которого развернули новое оборудование, и здесь, у нас, в недрах нашего научно-исследовательского института родился вот этот красавец с рекордными характеристиками", - поясняет Андрей Калюта, с восхищением оглядывая ТВС-2ДТС.

Созданная в СибНИА модель представляет собой не переделанный Ан-2 - это совершенно новый самолет, созданный в результате применения смелых инновационных решений. Максимальная дальность полета - 5500 километров вместо 2000, крейсерская скорость - 350 км/ч вместо 180, грузоподъемность - 3000 килограммов вместо 1500 при дальности до 1200 километров вместо 780.

"В его нише, в его классе по техническим и эксплуатационным характеристикам у него соперников практически нет", - подчеркнул специалист.

ТВС-2ДТС родился в той же аэродинамической трубе, что и его легендарный предшественник. Ан-2 стал первым самолетом, который ввели в промышленную эксплуатацию после испытаний в аэротрубе СибНИА. И как тот самолет опережал свое время, являясь лучшим в мире, так и новая модель не имеет аналогов. Однако, несмотря на эффективность, прорывные решения и готовность к производству самолета, ему не спешат давать зеленый свет.

"Пока судьба у него складывается не совсем так, как нам бы хотелось. Планировали его запустить в серию на Улан-Удэнском авиационном заводе. Были достигнуты определенные соглашения, был подписан протокол о намерениях. В 2021 году должно было начаться производство первых двух сотен самолетов для "Полярных авиалиний", - поясняет Андрей Калюта.

Камнем преткновения стало то, что самолет создан с использованием импортных материалов и комплектующих. Однако российских аналогов, обладающих необходимыми характеристиками и приемлемым соотношением "цена-качество" на момент начала проектирования не было: ни турбовинтового двигателя, ни подходящих углепластиков. Да и эксплуатанты относятся к композитам до сих пор настороженно. Уникальный самолет остался в статусе опытного образца, и в итоге Минпромторг объявил конкурс на создание легкого многоцелевого самолета. По заказу Уральского завода гражданской авиации в Московском авиационном институте создали проект цельнометаллического одномоторного моноплана ЛМС-901 "Байкал", работа над опытным образцом которого ведется в настоящее время.

Сейчас единственный ТВС-2ДТС стоит в корпусе № 30 СибНИА среди других уникальных самолетов.

ТВС-2ДТС - проект, выполнивший свою задачу, опередивший время, определивший возможные пути развития перспективной авиационной техники "малой авиации". На примере развития Ан-2 СибНИА разработал концепцию новых воздушных судов. Специалисты института аргументированно полагают, что воздушные суда из прошлого вполне можно вернуть к жизни. В их числе первый в мире реактивный пассажирский самолет для местных воздушных линий Як-40. В результате его модернизации предполагается улучшение летно-технических характеристик, в частности, увеличение скорости, дальности и кратное уменьшение расхода топлива и цены перелетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка