О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ансат": место под солнцем

"Ансат" абсолютно уникален даже помимо изящных инженерных решений. Само его рождение на пепелище лихих девяностых можно считать чудом

"Ансат" абсолютно уникален даже помимо изящных инженерных решений. Само его рождение на пепелище лихих девяностых можно считать чудом. Это первый и долгое время единственный "постсоветский" вертолет. Кроме того, речь идет о беспрецедентном для нашей страны случае, когда разработка и производство машины сосредоточились, в хорошем смысле, под одной крышей.

Ревность к "суверенитету" Казанского вертолетного завода, создавшего по западному образцу собственное опытно-конструкторское бюро, среди специалистов по-прежнему имеет место. А уж в 1993 году произошедшее казалось неслыханной дерзостью - какие-то провинциалы смеют лезть в один ряд с орденоносными московскими ОКБ Миля и Камова! Однако для КВЗ это были не амбиции, а вопрос выживания. И не только для предприятия как такового, но и для тысяч квалифицированных рабочих, которым вдруг нечем стало кормить свои семьи. К счастью, руководили заводом грамотные и по-настоящему преданные своему делу люди.

В отсутствие заказов от армии и российских авиакомпаний они, заручившись поддержкой первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева, приняли два стратегических решения. Сделали ставку на самостоятельный поиск рынков сбыта для уже производившихся вертолетов и на собственную разработку машины нового типа. Она должна была занять нишу трудяги Ми-2, чье производство в свое время было зачем-то передано "братской" Польше.

Недостающее звено

- В любой транспортной линейке, будь то автомобили или воздушные суда, должны присутствовать все их "весовые категории", - поясняет идейный вдохновитель и главный разработчик "Ансата" Валерий Карташев. - Когда мы запросили данные по использованию нашего Ми-8, выяснилось, что в среднестатистическом полете его загружают менее чем наполовину! То есть эксплуатант по полной платит за керосин и обслуживание и перевозит… воздух. Этот факт послужил четким экономическим обоснованием для создания нового - легкого многоцелевого вертолета. Определенный конструкторский опыт, накопленный в ходе модернизаций "восьмерки", у нас уже имелся. Единственной нерешенной проблемой было и, к сожалению, остается отсутствие отечественного двигателя…

Толчком к форсированию проекта послужила не только рыночная математика, но и социальная ответственность перед коллективом КВЗ.

- Сейчас на заводе трудятся около пяти тысяч человек. В целом ситуация стабильная. Но в советское-то время, когда мы делали по 300 вертолетов в год, здесь работали 12 тысяч человек! - говорит бывший генеральный директор, а ныне советник управляющего директора КВЗ Александр Лаврентьев. - И в начале девяностых с уходом заказчика в лице государства мы оказались на краю пропасти. По¬этому пришлось ходить по цехам и объяснять людям, что выжить можно, лишь модернизируя производство под новые типы вертолетов за счет собственной прибыли. Был создан маркетинговый отдел, продвигавший при поддержке руководства республики наши Ми-17 (экспортный вариант Ми-8) на внешние рынки. Полученные средства и позволили реализовать проект "Ансата".

В январе 1997 года завод получил сертификат разработчика авиационной техники, в марте 1998-го из сборочного цеха выкатили первый прототип для наземных испытаний. Ну а 17 августа 1999 года ветераны КВЗ помнят словно собственную дату рождения. В этот день заслуженный летчик-испытатель Виктор Русецкий (ныне - заместитель начальника летно-испытательного комплекса КВЗ) совершил на втором прототипе "Ансата" первый 12-минутный полет.

- Волновался, конечно, но держал себя в руках, - вспоминает о начальном этапе испытаний Виктор Михайлович, стоя у вертолета на летном поле. - Особенно интересен был спуск с 800 метров, который надо было произвести с выключенным двигателем - на авторотации. Но машина вела себя достойно.

По-татарски - "Легкий"

Наша встреча, как пишут в романах, была отнюдь не случайной. На днях КВЗ на время открыл двери, а точнее, ворота, через которые на территорию режимного предприятия въехал целый автобус с журналистами. Поводом для этого послужило недавнее постановление главы Правительства РФ о поощрении разработчиков "Ансата".

За день мы побывали в сборочных цехах и на территории летно-испытательного комплекса, ознакомились с производством лопастей из композитных материалов и даже пообедали в одной из заводских столовых, оценив вполне натуральный комплексный обед. Но главной целью было общение с теми, кто не дал утонуть заводу в рыночном шторме. В центре внимания - создатели машины под звучным названием "Ансат". Кстати, имя перспективной разработке придумал все тот же Валерий Карташев.

- Мы решили, что название вертолета должно отражать его татарстанское происхождение, быть символичным, запоминающимся и благозвучным на всех языках, с прицелом на экспорт, - рассказывает Валерий Борисович в довольно шумном цехе, где разом устанавливают различные системы и оборудование в фюзеляжи "Ансатов", современных модификаций старых добрых "восьмерок" и огромных Ми-38. - В ходе изучения нескольких татарско-русских словарей я выписал различные варианты, но больше всего понравилось слово "Ансат", который некоторые переводят как "простой" или "несложный". Но я имел в виду третье, реже употребляемое значение. Когда на презентацию нашего проекта приехал Минтимер Шарипович Шаймиев, то, услышав название, ненадолго задумался. А потом улыбнулся и говорит: "Я понял. "Легкий", значит!"

Вертолет действительно легкий и по классу, и по сравнению с привычной "восьмеркой", с которой у него трехкратная разница в весе. Легкость во всех смыслах машине придают и современные инженерные решения.

- Так, в отличие от ¬Ми-8, имеющего шарнирное соединение несущих лопастей с редуктором, на "Ансате" они крепятся к крестовине из упругих балок из композиционного материала, что упрощает, облегчает конструкцию и одновременно делает ее более надежной, - поясняет бывший заместитель главного конструктора опытно-конструкторского бюро КВЗ Владимир Шувалов. - Если говорить об авионике, то кабина "Ансата" стала "стеклянной" после замены аналоговых приборов. Создана была даже модификация с электродистанционной системой управления как на боевых самолетах, без механической проводки, но она, к сожалению, пока не может пройти сертификацию на гражданском вертолете.

Премия

В начале ноября Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о присуждении премии Правительства России 2021 года в области науки и техники разработчикам вертолета "Ансат". Заслуженную награду получили бывший директор по производству - первый заместитель генерального директора КВЗ Валерий Карташев, бывший директор конструкторско-технологического центра Игорь Бугаков, бывший генеральный директор завода, а ныне советник управляющего директора Александр Лаврентьев, первый заместитель главного конструктора КВЗ Виктор Овчинников, бывший главный технолог завода Леонид Павлов (посмертно), бывший главный конструктор - начальник опытно-конструкторского бюро (ОКБ КВЗ) Алексей Степанов (посмертно), проректор КАИ профессор Сергей Михайлов, главный специалист отдела ОКБ Национального центра вертолетостроения им. Миля и Камова Василий Нам (посмертно), бывший заместитель главного конструктора ОКБ КВЗ, ныне - главный специалист отдела ОКБ Национального центра вертолетостроения им. Миля и Камова Владимир Шувалов, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского комплекса ¬ЦАГИ им. Жуковского Николай Тарасов.

Универсальная машине

Курс, взятый вертолетным заводом 28 лет назад, оказался единственно верным. Сегодня это совершенно очевидно даже для людей, далеких от авиации, не говоря уже о разработчиках "Ансата". Новый вертолет следом за линейкой казанских ¬Ми-8/17 активно осваивает не только гигантские просторы России, но и рынки ряда стран Европы, Южной и Центральной Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока. К примеру, на днях, как уже сообщала наша газета, на международном авиасалоне в Дубае было подписано соглашение о поставке четырех "Ансатов" (вкупе с одним Ми-17) для нужд полиции одного из эмиратов ОАЭ.

Изначально проектировавшийся как многоцелевой, "Ансат" существует в грузовых, спасательных и пассажирских вариантах, в том числе с VIP-салоном "Аурус". Вертолет, получивший сертификат типа воздушного судна в декабре 2004 года, продолжает активно модернизироваться.

- С того времени мы получили множество дополнений к сертификату и продолжаем работу по созданию новых модификаций "Ансата", - говорит первый заместитель главного конструктора ОКБ КВЗ Виктор Овчинников. - Сейчас заканчивается разработка нового автопилота и противообледенительной системы, модернизируется комплекс бортового радиоэлектронного оборудования для обеспечения пилотирования по приборам, что позволит эксплуатировать вертолет в более широком диапазоне погодных условий. Спроектированы лебедка и внешняя грузовая подвеска, что также существенно расширит возможности машины. Новые лопасти несущего и рулевого винтов с улучшенной аэродинамикой значительно снизят уровень шума и увеличат максимальный взлетный вес до 3,8 тонны. Это значит, что полезная нагрузка вертолета увеличится с 1,2 до почти полутора тонн.

Один из самых востребованных как у нас, так и за рубежом - "Ансат" в санитарном исполнении. По сравнению со "старшими братьями" ему нужен минимум времени для подготовки к взлету, что жизненно важно в экстренных ситуациях. За последние пять лет завод реализовал около 40 машин с медицинским модулем, которые только в прошлом году эвакуировали более пяти тысяч пациентов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Республика Татарстан». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка