О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия и Индия скрепили дружбу оружием

Визит президента РФ Владимира Путина в Индию не стал прорывом, но позволил продвинуть российско-индийское сотрудничество в сфере военно-технических отношений на срок до 2031 года

Визит президента РФ Владимира Путина в Индию не стал прорывом, но позволил продвинуть российско-индийское сотрудничество в сфере военно-технических отношений на срок до 2031 года. Москва и Нью-Дели договорились о лицензионном производстве в стране почти 600 тыс. автоматов АК-203, увеличении производства истребителей Су-30МКИ на 50 штук, обсудили возможность дополнительной поставки зенитных ракетных комплексов С-400 "Триумф" и участие российского легкого, как его классифицируют некоторые эксперты, танка "Спрут-СДМ".

Индия - стратегический партнер России в этой области. По словам главы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрия Шугаева, Нью-Дели обладает огромным заказом на перспективную российскую военную технику и вооружения объемом в 14,5 млрд долл. Это практически треть общего портфеля заказов госпосредника в сфере торговли оружием компании "Рособоронэкспорт". В настоящее время, по словам Шугаева, весь объем составляет чуть более 50 млрд долл. На экспорте вооружений наша страна ежегодно зарабатывает около 15 млрд долл., из них на Индию приходится 5 млрд.

"В Индии по лицензии уже произведено более 220 истребителей Су-30МКИ, около 900 танков Т-90С и 1500 Т-72М1. На базе артиллерийских заводов Министерства обороны Индии выпускаются снаряды "Манго". Мы ведем совместные научно-исследовательские работы более чем по 100 перспективным тематикам, создавая огромный задел для развития высокотехнологичной промышленности обеих стран в будущем", - сообщил журналистам глава "Рособоронэкспорта" Александр Михеев.

Впрочем, не все так безоблачно в двусторонних отношениях. Нью-Дели - один из мировых экономических лидеров. Это выражается не только в возможности купить любую перспективную военную технику, наладить ее производство на своей территории, но и в возможности не зависеть при ее выборе от чьего бы то ни было мнения.

Кандидат политических наук, профессор Академии военных наук, заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Института актуальных международных проблем МИД РФ Вадим Козюлин отметил в беседе с "НГ", что ежегодный прирост ВВП Индии составляет 9%, что позволило стране покупать то, что ей хочется. "Москва начиная с советских времен была основным поставщиком вооружений и военной техники для республики, но в последние годы Нью-Дели все чаще посматривает в сторону Запада. Из-за этого мы последовательно проиграли несколько крупных тендеров", - рассказал эксперт. В качестве примера проигранного тендера он привел несостоявшуюся сделку по военно-транспортным самолетам Ил-76.

Вместо них Нью-Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За аппараты производства США заплатили почти 1 млрд долл. Цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Наш истребитель МиГ-35 уступил в состязаниях французскому Rafale, боевой вертолет Ми-28Н проиграл американскому Aн-64 Apache, а тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 - американскому CH-47 Chinook. При этом российская машина более современная: полностью цифровая, в полтора раза дальше летает и имеет в два раза больший объем грузовой кабины, чем американец.

Наконец, не первый год "висит" судьбоносное решение по производству в Индии российских вертолетов Ка-226: одобрение вроде как есть, а вот контракта который год все нет.

Но следует отметить положительные моменты. Это прежде всего работа совместного российско-индийского предприятия, созданного НПО машиностроения из Реутова BrahMos Aerospace Limited: оно производит аналог российской крылатой ракеты "Оникс" - "БраМос". Можно отметить ту же работу корпорации "Иркут" и концерна Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) по сборке истребителей Су-30МКИ, взаимодействие российского Уралвагонзавода и Heavy Vehicles Factory (HVF) в Авади по сборке танков Т-90. К тому же Москва оказалась единственной, кто предоставил Нью-Дели возможность эксплуатации кораблей с атомной энергетической установкой - многоцелевых АПЛ проекта 971. Ну и, возможно, самое важное - Индия стала одним из первых получателей современных зенитных ракетных комплексов С-400 "Триумф".

Впрочем, все это не снимает вопросов конкуренции: как российская, так и индийская сторона рискуют многим. США откровенно заявляют о введении экономических санкций в отношении покупателей российской техники. Сегодня они введены против Турции - партнера Вашингтона по НАТО - из-за покупки комплексов С-400. Давление оказывается и на Нью-Дели, правда весьма своеобразное. Объявив о создании нового военного союза AUKUS, президент США Джозеф Байден обмолвился о возможности присоединения Индии к американо-британо-австралийскому союзу, чтобы дружить против главного геополитического врага - Китая. Понятно, что при вхождении в подобное объединение индийцам придется не только взаимодействовать в политической сфере, но и оптимизировать свои системы вооружения, как это делает сегодня Восточная Европа, под стандарты новых партнеров.

В этом плане визит Владимира Путина в Индию, подписание и обсуждение новых контрактов крайне важны. Москва никогда не связывает свои действия в области поставки вооружений с политическими обязательствами. Пример - Турция. Сегодня Россия еще и ищет пути упрощения экономических моделей сотрудничества: предоставление возможности лицензионной сборки вооружений и техники на территории партнеров. Например, подобное условие оговаривалось Парижем и Нью-Дели по истребителям Rafale, однако Франция его проигнорировала.

И наконец, Россия и Индия сумели найти возможность взаиморасчета без использования американского доллара. "По традиции мы все сделки называем в долларах для удобства подсчета, - говорит Александр Михеев. - В реальной работе "Рособоронэкспорт" практически на 100% отошел от расчета в американской валюте. Что касается Индии, то все взаиморасчеты ведутся в рублях и рупиях"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка