О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Главные по полетам: как работают диспетчеры в международном аэропорту Владивосток

Во вторник, 7 декабря, свой профессиональный праздник - Международный день гражданской авиации - отметили не только пилоты, штурманы и бортпроводники

Во вторник, 7 декабря, свой профессиональный праздник - Международный день гражданской авиации - отметили не только пилоты, штурманы и бортпроводники. Это также праздник и для наземного подразделения авиации: авиадиспетчеров, инженеров, сотрудников аэропортов и авиастроительных предприятий. О профессиях авиадиспетчер и инженер ЭРТОС (эксплуатация радиотехнического оборудования и связи) мы и расскажем сегодня.

По сравнению с пилотами и бортпроводниками их работа полностью скрыта от взора обычного пассажира. Вместе с тем диспетчер - это главное лицо в любом полете, даже двигатель командир воздушного судна не имеет права запустить без его разрешения.

Специалисты Владивостокского центра ОВД филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" рассказали корреспондентам VL.ru о том, как стать диспетчером, что они видят на своих экранах, какие команды отдают экипажам. А мы, в свою очередь, смогли поснимать самолеты с верхнего этажа вышки КДП (командно-диспетчерский пункт), увидеть главные аппаратные помещения со сложнейшим оборудованием и посмотреть, как готовят диспетчеров-стажеров в тренажерном зале.

Где работают все авиадиспетчеры

В России, как и в большинстве других стран, услугу по предоставлению аэронавигационного обслуживания (АНО) предоставляет государство в лице Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".

У ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" 19 филиалов, 16 из которых обслуживают воздушное пространство России в своей зоне ответственности. Владивосток и территория Приморья относятся к филиалу "Аэронавигация Дальнего Востока", а центр этой структуры находится в Хабаровске. В свою очередь на Владивостокский центр обслуживания воздушного движения (ОВД) замыкаются отделения в Находке, Дальнереченске и Кавалерово.

Пусть меня научат

Без профильного образования в диспетчеры не берут. Учеба в университете проходит очно на протяжении от 4 до 5 лет. Главные кузницы кадров - вузы гражданской авиации в Москве, Санкт-Петербурге и Ульяновске. Также профессию диспетчер можно получить в среднем профессиональном учреждении. Обучение в этом случае длится три года; учат в филиалах Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации в Северной столице, в Красноярске и Хабаровске.

Жизнь диспетчера имеет свои особенности. По словам Александра Добровольского, специалиста по управлению безопасностью полета и качеству Владивостокского центра ОВД, главных требований к таким специалистам два - здоровье и знания.

"Нужно быть морально готовым к тому, что ваша профессиональная деятельность зависит от здоровья в большей степени, чем у других людей, его нужно беречь", - подчеркивает Александр Константинович.

В течение всей трудовой карьеры диспетчер непрерывно учится. Сначала - в колледже или университете. Каждый такой специалист должен понимать принципы аэродинамики, авиационной метеорологии, радиотехнического обеспечения полетов, знать летно-технические характеристики воздушных судов.

После преддипломной практики и трудоустройства стажеры несколько месяцев готовятся к своему первому допуску к работе. Дважды в год - подготовка к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду, раз в три года - повышение квалификации. При переводе на новое место работы, например, из Хабаровска во Владивосток, все допуски к рабочим местам прежних регионов обнуляются - каждый аэродром уникален, по правилам, нужно время на изучение его специфики.

Раз в три года тем, кто работает с международными рейсами, нужно подтверждать знание английского языка.

"У ИКАО, Международной организации гражданской авиации, есть шестиуровневая шкала оценки знаний английского языка. Диспетчеру, чтобы работать, минимально нужно иметь четвертый, это рабочий уровень. Но английский язык является лишь небольшой частью всех тех знаний, которыми должен обладать авиадиспетчер", - отмечает Александр Добровольский.

Проверить пульс перед работой

Распорядок дня у диспетчеров довольно комфортный. Это логично - специалист, от действий которого зависят жизни людей, чтобы сохранять концентрацию, должен быть всегда хорошо отдохнувшим. Главное правило - на смене работать можно не более двух часов подряд. После этого обязательно 20-минутный перерыв.

Обычно работник заступает в одну смену днем, во вторую - утром, в третью - ночью. Затем два дня отдыха. Перед выходом на работу проверяется температура, давление и пульс, при малейшем подозрении врач может провести дополнительные тесты. После медицинского контроля смена проходит инструктаж, который проводит руководитель полетов - диспетчеры изучают план полета, проверяют состояние оборудования, знакомятся с новыми документами. После смены - разбор полетов, иногда - занятия на тренажере.

Инженеры на страже неба

То, насколько эффективно работает аэродром, одинаково зависит как от диспетчеров, так и от их коллег-инженеров и техников. В их ведении все линии связи - телефонные каналы, радиостанции, локаторы в пяти городах и поселках Приморья, подсветка аэродрома, навигационное оборудование для пилотов самолетов.

Отдельные серверы обслуживают системы объективного контроля - терабайты видео- и аудиоинформации переговоров диспетчеров с экипажем самолетов, переговоров внутри диспетчерского центра и записи телефонных разговоров из внешнего мира.

"На КДП у нас своя отдельная аппаратная, ее основное предназначение - обслуживание программного комплекса "Синтез-А2", на котором работают диспетчеры на втором и восьмом этажах, - отмечает старший инженер по радионавигации, радиолокации и связи КДП Александр Ханский. - Это не только системы коммутации и управления подсветкой аэродрома или серверы для хранения информации, но и, например, многопозиционная система наблюдения. Благодаря ей диспетчер в реальном времени видит на экране не только самолеты на взлетном поле, но и более мелкие объекты - машины и даже людей. Еще одно важное устройство - система "Метроном", которая очень точно синхронизирует все компьютеры под одно время".

Высоко сижу, далеко гляжу

Мы в здании КДП на восьмом этаже. Перед началом смены руководитель полетов (РП) Юрий Кириченко распределяет диспетчеров по рабочим местам, он же полностью координирует всю смену.

"Диспетчером работаю скоро уже 27 лет, - уточняет Юрий Кириченко. - Для большинства романтика неба может быть только в работе пилота, а мы всегда были в тени. Сейчас ситуация немного меняется из-за интернета и СМИ, интерес к нам растет. Работа у нас сложная, но очень интересная. Я руководитель полетов - тот, кто имеет допуски на все рабочие места, может в случае необходимости подменить любого диспетчера, имеет под рукой все каналы связи".

Как объясняет Юрий Кириченко, на КДП у диспетчеров пять основных рабочих мест, расположены они на двух этажах.

Весь полет самолета делится на этапы, за каждый отвечает свой специалист на земле. Для наглядности - при полете из Владивостока в Москву воздушное судно ведут по маршруту около 30 диспетчеров. При этом каждый на своем участке может одновременно быть на связи с несколькими самолетами. Норматив - 12 одновременно и 28 в час. Если нагрузка на специалиста возрастает, то количество диспетчеров увеличивают.

На самом верху вышки в помещении с огромными панорамными окнами сидят трое. Руководитель полетов находится в центре зала.

Первый, кого слышит пилот в наушниках, - диспетчер руления. Именно этот человек определяет, можно ли вообще завести двигатель самолета, когда и по какой дорожке маневрировать на земле. Как и коллеги, он имеет доступ к местным погодным сводкам в реальном времени.

Рядом рабочее место диспетчера старта. Его зона ответственности крайне важна - это взлетно-посадочная полоса и небольшой участок неба над ней.

На втором этаже КДП, вдалеке от обзорных панорамных окон, находятся еще два рабочих места. Диспетчер круга - тот, кто следит за зоной взлета и посадки, это примерно 60 км в диаметре. Перед заходом на посадку воздушные суда по требованию этого диспетчера иногда вынуждены кружить по одной из нескольких заранее определенных позиций - это может происходить из-за погодных условий или слишком активного воздушного движения.

Диспетчер подхода - тот, кто контролирует полет самолетов на высоте от 1,8 до 8,7 км, вплоть до выхода на эшелон - определенной высоты, на которой выполняется горизонтальный полет. Это последнее звено в цепочке диспетчеров Владивостокского центра ОВД. На дальних перегонах и больших высотах около 10 км (например, рейс из Владивостока в Москву) пилотам дают указания диспетчеры районного центра, их рабочее место находится в Хабаровске, там же, где и руководство филиала "Аэронавигация Дальнего Востока".

Местные линии

За вертолетами, беспилотниками и другой малой авиацией с высотой полета до 3300 метров следит диспетчер местного диспетчерского пункта. Когда мы вошли в кабинет, у Ольги Перепелкиной, диспетчера с огромным 37-летним опытом, почти не было времени на разговор.

"Диспетчер местных линий - единственный, кому не обязательно владеть английским языком. Зато здесь всегда наиболее интенсивное движение - одновременно специалист ведет переговоры с 10-30 воздушными судами", - уточняет заместитель начальника аэродромно-диспетчерского центра ЕС ОрВД Юрий Кулагин.

Еще сравнительно недавно диспетчер местного диспетчерского пункта обслуживал полеты по старинке - с помощью журналов, знаний воздушных трасс и отличной памяти; локаторов у малой авиации обычно нет, точки в реальном времени, где летит, например, вертолет, не видно.

С 2014 года используется комплекс средств автоматизации планирования использования воздушного пространства, который по представленным планам полетов воздушных судов может смоделировать и отобразить на мониторе полет воздушного судна. Это одновременно и описательная, и прогностическая система. В базе данных есть данные о тактико-технических характеристиках воздушных судов и их средней скорости. Записав, например, определенный тип вертолета, планируемое время начала и конца маршрута, можно следить за примерным местоположением судна в реальном времени.

"Малая авиация - это визуальные полеты, поэтому в отличие от "большой" авиации основная ответственность здесь - на экипаже. Однако ответственность за своевременную передачу информации о полетах в районе с диспетчера местных линий это не снимает", - уточнил Юрий Кулагин.

Пожары, туман и прочие неприятности

Каждый, кто претендует на то, чтобы получить свой первый допуск на одно из диспетчерских рабочих мест, обязан проходить регулярные тренировки в тренажерном центре. Не минует чаша сия и уже опытный персонал, потому что тренажер - единственное место, которое позволяет не забывать о том, что всегда может случиться нештатная ситуация. А диспетчер должен быть к ней готов.

Тренажерный зал находится в здании КДП. Здесь мы застали трех ребят. Артур Зиберт и Сергей Солодовников - стажеры, пришедшие во Владивостокский центр ОВД в августе. Георгия Гамсахурдию уже можно считать опытным специалистом - он может работать на трех из пяти рабочих мест диспетчеров.

"Мониторы в нашем зале полностью имитируют внешний вид, который видят диспетчеры на восьмом этаже вышки, вплоть до ливрей самолетов", - объясняет специалист по тренажерной подготовке Владимир Яцик. - Я в отдельной комнате пилота-оператора "летаю" за все самолеты, но только по четким указаниям тренирующихся диспетчеров. Иногда устраиваю нештатные ситуации - отказ двигателя, птицы на взлетной полосе, дождь, туман, пожар. Одна тренировка в среднем длится от часа до двух".

"Каждый диспетчер понимает свою меру ответственности, для этого он и учится постоянно. Став профессионалом, он знает, помнит и может действовать при любой нештатной ситуации", - резюмировал Александр Добровольский....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новости Владивостока». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка