Газета.Ru
15 декабря 2021, 12:44
"Абсолютно новый самолет". Ту-160М - первый шаг к ПАК ДА
Испытания и первый полет собранного с нуля модернизированного сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160М запланированы на начало 2022 года
Ту-160М - глубокая модернизация стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160. Эта уникальная боевая машина была создана в 1970-е годы и по сей день не имеет себе равных в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, а кроме того - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Ту-160 также является лидером по скорости среди бомбардировщиков. За грациозность и изящество линий российские летчики назвали Ту-160 "Белым лебедем".
Сейчас на вооружении ВКС России находится 17 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Все действующие самолеты этой серии имеют собственные имена, например, авиаконструктора Андрея Туполева или былинного богатыря Ильи Муромца. Последний выпущенный в 2017 году Ту-160 получил имя легендарного главкома ВВС Петра Дейнекина. К слову, сам Петр Степанович, освоивший пилотирование более двух десятков самолетов, управлял при жизни и Ту-160.
Решение о производстве обновленного Ту160М было принято в связи с необходимостью создания переходного варианта стратегического ракетоносца. Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) - бомбардировщик-ракетоносец нового поколения, создаваемый в ПАО "Туполев", появится на вооружении ВКС России несколько позже, ориентировочно - в 2027 году. Предполагается, что этот самолет заменит стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160 и Ту-22М3.
До его появления именно усовершенствованный Ту-160М возьмет на себя функции ударной силы стратегического авиакрыла.
"Ту-160М - абсолютно новый самолет. Основная часть изменений касается систем бортовой электроники бомбардировщика. В рамках проекта по модернизации самолета созданы: бесплатформенная инерциальная навигационная система, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливные системы, а также системы управления вооружением.
Не исключено, что некоторые из новых систем потом могут быть использованы в ПАК ДА", - рассказал "Газете.Ru" авиационный эксперт Юрий Гаврилов.
Вице-премьер Юрий Борисов на брифинге для журналистов начале декабря заявил, что "самолет может совершить пробег с новыми двигателями НК-32". Разработка этого двигателя началась в 1977 году. Серийное производство началось в 1983 года, но 1993 году было остановлено. Лишь в 2016 году ПАО "Кузнецов" заявило о том, что возобновляет серийный выпуск обновленных двигателей НК-32.
Новый стратегический бомбардировщик должен получить и новое оружие. В первую очередь речь идет о ракете Х-БД, которая, как предполагается, превзойдет по многим показателям свою предшественницу Х-101, которые несет на борту нынешний Ту-160. Дальность Х-101 - 3 тыс. километров, у новой ракеты дальность будет составлять 5 тыс. км., а по некоторым данным - даже 7-8 тыс. км.
Таким образом, Ту-160М, оснащенный Х-БД, будет обладать возможностями обмана средств ПВО и ПРО противника. Запустив такие ракеты из, скажем, района Каракаса (российские Ту-160 летали в Венесуэлу в сентябре 2013 года и в декабре 2018 года) в направлении Вашингтона, бомбардировщики могут спокойно уйти в сторону и приземлиться на аэродроме Манагуа в Никарагуа (так тоже бывало).
При этом сохраняются все логистические возможности и преимущества Ту-160.
"Основным местом дислокации российских стратегических бомбардировщиков Ту-160 считается авиабаза ВКС в Энгельсе Саратовской области. Однако эти самолеты способны нести боевое дежурство практически в любом регионе мира. Дальность их практического полета составляет порядка 12 тысяч километров, при дозаправке в воздухе они способны находиться в воздухе более суток.
А зафиксированная в 2010 году дальность составила 18 тысяч километров. И, взлетев под Саратовом, а затем дозаправившись, скажем, в районе Южно-Китайского моря, где дежурят российские топливозаправщики Ил-78, они в течение нескольких часов могут оказаться вблизи берегов США", - напомнил авиационный эксперт Юрий Пеляев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 27, 2024
Аэрофлот успешно поддерживает непрерывность автоматизированных бизнес-процессов совместно с российской ИТ-компанией IBS
Март 28, 2024
Индийский серийный истребитель Tejas Mk1А совершил первый полет
Март 28, 2024
Крымские инженеры разработали компьютер для малой беспилотной техники
Март 28, 2024
"Наша задача - учесть все нюансы": лучший оперативный дежурный Московского авиацентра - о своей работе