О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хорошо забытое. Китайский самолет из старого проекта в 5 раз быстрее звука

Группа научных работников из Китая создала и протестировала прототип гиперзвукового самолета

Группа научных работников из Китая создала и протестировала прототип гиперзвукового самолета. Его скорость будет составлять 8 Махов, и создан он на основе аппарата, разработанного в NASA. Причем конечная цель китайцев - пассажирский аппарат, который сможет облететь планету за несколько часов. АиФ.ru разбирался, как китайским инженерам удалось получать американские разработки и как они их усовершенствовали.

Ученым из Нанкинского университета аэронавтики и астронавтики в Цзянсу (Китай) удалось сконструировать прототип гиперзвукового самолета благодаря документам по программе концепция гиперзвукового двигателя Boeing Manta X-47C. Им занимался инженер NASA китайского происхождения Мин Хань Тан. Он был главным инженером этого проекта. США работали над программой Manta X-47C в девяностых, чертежи были рассекречены в 2011 году.

NASA свернула программу создания самолета Manta X-47C в 2000-х из-за технических сложностей и затрат. Проект посчитали рискованным, так как был риск воспламенения двигателей после переключения на гиперзвуковую скорость. В отличие от большинства концепций гиперзвуковых летательных аппаратов с одним двигателем в задней части фюзеляжа, конструкция TSV X-plane имеет сразу два, расположенных симметрично по бокам. На низких оборотах они работают как обычные турбореактивные двигатели, но при наборе скорости вентиляторы становятся уже не нужны, так как скорость приносит достаточно большой поток воздуха.

Китайские разработчики решили возродить идею. Компьютерное моделирование и результаты экспериментов показали, что в некоторых углах воздухозаборника может возникать сильная турбулентность, влияющая на устойчивость полета. Также были вопросы к тому, как самолет набирает высоту и работе двигателей в этом процессе. Несмотря на то, что двухмоторная компоновка обладала некоторыми преимуществами, как показал наземный эксперимент, еще предстояло решить многие сложные проблемы.

Созданный в Китае аппарат был испытан в аэродинамической трубе, правда, в течение всего нескольких секунд. Выяснилось, что самолет достигает скорости до 8 Махов и может переходить в гиперзвуковой полет в сложнейших условиях. Если говорить просто, численное выражение числа Маха зависит от высоты полета (чем больше высота, тем ниже скорость звука и выше число Маха). Число Маха - это истинная скорость в потоке вещества (то есть скорость, с которой воздух обтекает, например, самолет), деленная на скорость звука в этом веществе в этих условиях. У земли скорость, при которой число Маха будет равно 1, будет равна приблизительно 340 м/с - то есть скорость звука.

В перспективе гиперзвуковой самолет сможет разогнаться до скорости, в пять раз превышающей скорость звука. То есть TSV X-plane может облететь планету всего за несколько часов. Китайские специалисты на основе концепции намерены до 2035 года создать самолет, способный доставить до 10 пассажиров в любую точку Земли, облетев ее за несколько часов. В сети есть кадры с испытаний X-47A. Но ничего особо интересного там нет, самолет просто отрывается от земли, летит (с какой скоростью, непонятно) и приземляется. Однако если у инженеров Поднебесной все получится, конкуренцию их скоростному полету смогут составить разве что суборбитальные аппараты.

СПРАВКА:

Мин Хань Тан был главным инженером гиперзвуковой программы NASA в конце 1990-х годов. Тан родился в Чунцине, в семье генерала националистической армии Цзи Чан Тан. В конце гражданской войны в Китае его семья переезжала в Тайвань и Бразилию, прежде чем в конце концов поселиться в Соединенных Штатах в 1950-х годах. Тан начал свою карьеру в качестве аэрокосмического инженера в Центре летных исследований NASA в Драйдене в Калифорнии в 1960-х годах и дошел до руководящих должностей в сверхсекретных программах Lockheed Martin по разработке высокоскоростных самолетов-шпионов. С конца 1980-х Тан возглавлял программы исследований гиперзвуковых полетов в NASA, одновременно отвечая за сотрудничество агентства с ВВС США. Тан покинул NASA в 1999 году, в год, когда недоверие к китайским ученым в США достигло довольно высокого уровня. После ухода из NASA Тан работал консультантом. Он умер в Вильямсбурге, штат Вирджиния, в 2018 году в возрасте 79 лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка