Наука и техника
17 декабря 2021, 12:53
"Пешка", прошедшая ад
На 1 мая ВВС КА имели 303 бомбардировщика и 41 разведчик типов Пе-2 и Пе-3 - лишь около 20 % от всех наличных самолетов этих классов
На "Харьковской дуге"
Важнейшее значение в планируемой на май 1942 г. операции Юго-Западного фронта придавалось авиации, которая была усилена за счет резервов Ставки и соседних фронтов. На 1 мая ВВС КА имели 303 бомбардировщика и 41 разведчик типов Пе-2 и Пе-3 - лишь около 20 % от всех наличных самолетов этих классов, причем на многих были изношенные моторы из-за регулярного использования II скорости нагнетателей. Но на Харьковском направлении доля Пе-2 в сравнении с самолетами СБ, Ар-2, Як-4 и Су-2 была больше, и на них возлагалась особая надежда.
Противник тоже стягивал под Харьков самолеты, и была поставлена задача ударить по их базам. В 8 утра 11 мая семерка Пе-2 из 99-го БАП удачно "накрыла" Сокольники - бывший аэродром харьковского авиазавода. "Мессеры" пытались атаковать ее уже на отходе, и их отогнала восьмерка истребителей, сбив одного и потеряв командира эскадрильи 273-го ИАП Солянова. Но следующие вылеты прошли уже не так удачно, и к вечеру в 99-м БАП были сбиты три "Пешки". Но главное - силы авиации противника оказались недооценены, а ее расположение вскрыто не полностью, что не позволило правильно спланировать удары и в значительной мере предопределило дальнейший ход боев.
Из-за нехватки самолетов-разведчиков экипажам бомбардировщиков надо было самим искать цели. Иногда это получалось удачно. 13 мая, например, экипаж Пе-2 из того же 99-го БАП увидел вражеские танки у Зарожного, и благодаря своевременному удару "Пешек" до позиций нашей 38-й армии дошли из них далеко не все. Но использование для разведки бомбардировщиков отвлекало их от основных задач.
Под Харьковом противник собрал элиту своей истребительной авиации, например части эскадры JG 52, и 19 мая Мессершмитты Bf 109F из ее второй группы (II/JG 52) отсекли прикрытие от Пе-2 из 99-го полка и сбили несколько самолетов. Зато в тот же день пять "Пешек" 8-го Гвардейского Краснознаменного БАП "накрыли" аэродром Константиновка, уничтожив, по данным агентурной разведки, 18 самолетов противника. Рассредоточить остальные или усилить прикрытие этой "точки" немцы в спешке не смогли, и в повторном налете через день четыре "Пешки" 99-го полка сожгли еще 22 самолета, что было подтверждено данными разведки.
Но 27 мая "Мессеры" из I/JG 52 сбили в одном бою сразу семь Пе-2 из 24-го Краснознаменного БАП и еще несколько из 138-го БАП атаковавшей танки Гудериана 223-й авиадивизии. Были сбиты экипажи командира 24-го полка Героя Советского Союза полковника Горбко и командира дивизии полковника Косенко. А причина была в нарушении взаимодействия этого соединения ВВС Брянского фронта с истребителями фронта ЮгоЗападного, которые должны были их прикрывать, но опоздали с подходом.
Надежность взаимодействия между родами советской авиации и соединениями разного подчинения оставалась нерешенным вопросом. Начатое в апреле 1942 г. формирование воздушных армий вместо ВВС фронтов и ВВС армий общевойсковых к началу боев завершить не удалось, что тоже сыграло свою роль в их исходе. Приказ Командующего ВВС КА № 00119 о преобразовании авиации ЮЗФ и входящих во фронт общевойсковых армий в 8-ю ВА под командованием генерал-майора Т. Г. Хрюкина был отдан только 9 июня 1942 г. и выполнялся уже после поражения под Харьковом в условиях отступления.
Созданные в начале 1942 г. резервные авиагруппы (РАГ) получились слишком маленькими, для того чтобы менять в свою пользу обстановку хотя бы на узком участке фронта. Вместо их было решено формировать авиакорпусы резерва Ставки Верховного Главнокомандования (РВГК) однородного или смешанного состава из двух-трех дивизий, но и на это надо было время.
А его не было. Воспользовавшись тяжелым поражением Красной армии под Харьковом, в июле противник развернул наступление на всем южном участке фронта на Кавказ, Воронеж и Сталинград. Пытаясь остановить устремившуюся к Воронежу группу армий "Б" фон Вейхса, упомянутый выше 24-й БАП потерял много экипажей, в том числе командира - полковника Горбко и комиссара Бециса, из-за отсутствия истребительного прикрытия и действий малыми группами. Немецкие же истребители предпочитали какой-то налет оставить и без внимания, но в другом случае выслать на перехват максимальный наряд сил.
Пытаясь снизить потери, "Пешки" летом 1942 г. перешли к действиям с больших высот, благо машины с моторами М-105РА это позволяли. Столкновений с вражескими истребителями поначалу стало меньше, но и точность ухудшилась. Надо было возвращаться к тому, для чего Пе-2 был предназначен, - к бомбометанию с пикирования.
Для распространения передового опыта и освоения необходимых тактических приемов в строевые части снова были направлены летчики-испытатели и представители Инспекции ВВС, которые провели по всем фронтам теоретические занятия в виде конференций, где строевики сами могли делиться опытом, и показали, как надо это делать на практике - в боевых вылетах. И дело пошло.
Одним из получивших такое пополнение полков стал 128-й БАП, который за март 1942 г., первый месяц после возвращения в тыл личного состава из испытателей, ничуть не ухудшил свои показатели, разбомбив 39 вражеских самолетов на аэродромах и 5 сбив в воздушных боях. А всего за первый год войны полк выполнил 2 547 боевых вылетов, уничтожив на земле 140 самолетов противника и 38 в воздухе. Это свидетельствовало и о значительном повышении точности бомбовых ударов, и о том, что экипажи "Пешек" научились не только отбиваться от "Мессеров", но и бить их.
Одним из первых бомбометание с пикирования в полном составе освоил 150-й БАП. 15 июля 1942 г. его командир подполковник И. С. Полбин с пикирования уничтожил склад горючего в районе станицы Морозовская, задержав идущие на Сталинград танки.
Необычную операцию провели 4 октября 1942 г. летчики 366-го БАП. Подпольщики Пятигорска сообщили о готовящемся этим вечером в местной гостинице "Бристоль" награждении большой группы немецких офицеров. Пара Пе-2 взлетела в окрестностях Грозного, прошла вдоль Большого Кавказского хребта и появилась над целью на закате в разгар праздника, "накрыв" объект точным ударом. Хотя садиться пришлось уже в полной темноте при свете костров, оба экипажа сделали это мастерски.
Ни шагу назад!
После короткого затишья бои на южном участке советско-германского фронта возобновились 16 июля 1942 г., на следующий день противник приступил к исполнению плана "Блау", а 17 августа начал форсирование Дона - это была последняя большая водная преграда на пути к Сталинграду, лежавшему вдоль западного берега Волги. Его падение значило бы потерю крупнейшей производственной базы и транспортного узла, а также открывало путь на юг - к Астрахани. Разведка сообщала, что Япония была готова вступить в войну против СССР в случае взятия Сталинграда.
Для уничтожения переправ через Дон сформировали группы по 10-30 Пе-2 и Ил-2, которым придавались по 10-15 истребителей. Они приступили к боевой работе 20 августа, штурмовики выполнили 112 боевых вылетов по переправам, а бомбардировщики - 90, но чтобы остановить врага, этого оказалось недостаточно. Как раз в эти дни появился приказ Наркома обороны Сталина № 227, ставший знаменитым под названием "Ни шагу назад!" Он касался не только сухопутных войск, но и ВВС, где тоже было необходимо поднимать дисциплину.
В междуречье Дона и Волги против вражеских танков и мотопехоты снова была брошена вся авиация. Противник имел там 100-120 истребителей в немецких частях IV Воздушного флота, а также итальянские, венгерские и румынские истребительные части, а наши бомбардировщики снова оказались без прикрытия и понесли тяжелые потери. Так, за июль - сентябрь 1942 г. через 270-ю бомбардировочную авиадивизию полковника Егорова прошли друг за другом 86-й, 99-й, 140-й, 275-й, 279-й и 797-й полки на Пе-2 и всех их пришлось отправлять на переформирование.
23 августа враг вышел к Волге у северной окраины Сталинграда, начав уличные бои и продолжая попытки обхода и блокирования города. Размах и характер боевых действий настоятельно требовали повышения точности бомбометания - в условиях непрерывно меняющейся обстановки авиация должна была стать самым точным и оперативным средством огневого воздействия. Для ее усиления под Сталинград были направлены несколько резервных авиагрупп, а 4 сентября - и не закончившая формирование 16-я воздушная армия. С ее прибытием число Пе-2 под Сталинградом достигло 113 из общего числа 738 боевых самолетов.
Наряду со штурмовиками Ил-2, с которыми они часто действовали совместно, "Пешки" внесли свой вклад в операции осени 1942 г., не позволив взять Сталинград с ходу, но далось это дорогой ценой. Наращивая силы, немецкое командование осенью 1942 г. перебросило на Волгу новые силы истребителей, в том числе и высотные Bf 109G-1 с гермокабиной и устройством впрыска в цилиндры мотора закиси азота, что позволяло "доставать" Пе-2 вплоть до высот 7 000 … 8 000 м, которые спасали от "обычных" Bf 109F и G-2.
Понес тяжелейшие потери и выбыл на переформирование в начале осени 1942 г. даже 150-й пикирующий авиаполк, один из лучших на том фронте. Между тем наряду с мужчинами в воздушную войну над Сталинградом включились и женщины, среди них - летчицы 587-го БАП, вооруженного пикировщиками Пе-2. Этот полк был сформирован по инициативе и под руководством Героя Советского Союза Марины Расковой. Он был готов к боевым действиям 25 октября 1942 г., а через три дня включен в 270-ю БАД и начал переброску под Сталинград - такое жесткое начало боевого пути выпало этой женской войсковой части.
Перебазирование проходило в сложных метеоусловиях. И в бой 587-му БАП пришлось вступать без своего первого командира Пе-2 - Марины Михайловны Расковой, самолет которой потерпел катастрофу на перелете в тяжелой облачности 4 января 1943 г. В мае этого года 587-й полк, который отлично покажет себя в боях, получит ее имя, а к окончанию войны станет 125-м Гвардейским орденов Суворова и Кутузова. За отличие в освобождении Белоруссии на его знамени появится и название города Борисов.
Но все это будет позже, а к середине осени 1942-го бои в Сталинграде приобрели затяжной позиционный характер, который удалось нарушить лишь 19 ноября - советские войска начали стратегическую наступательную операцию "Уран". И хотя все ее цели достигнуты не были, сомкнувшиеся у города Калач части советских 57-й и 63-й армий отрезали и окружили немецкую 6-ю и румынскую 3-ю армии от оставшихся западнее войск.
Группа армий Гота, основу которой составляла мощная 4-я танковая армия, 17-я немецкая, 4-я и румынская, остатки 3-й армии и другие силы противника предприняли попытку прорыва встречными ударами при массированной поддержке авиации. Сделать это не удалось, но и советские войска не могли быстро уничтожить "котел", а значит, предстояли еще долгие бои и на земле, и в воздухе. Потому выводимые на переформирование полки Пе-2 пополнялись в ускоренном порядке и тут же возвращались обратно, как 150-й БАП, который в декабре снова был под Сталинградом.
Изоляция разрозненных группировок противника и лишение его свободы маневра стала там главной задачей нашей фронтовой авиации. И хотя здесь проявился недостаточный радиус действия Пе-2 (не более 450 км, что не позволяло эффективно использовать авиацию соседних фронтов), зато точность бомбометания оказалась гораздо выше, чем у применявшихся в тех же условиях Ил-4 или ленд-лизовских "Бостонов". Хотя многие командиры полков по-прежнему предпочитали использовать бомбы ФАБ-100, самолеты Пе-2 чаще других под Сталинградом применяли более мощные ФАБ-250, которые были нужны для разрушения промышленных зданий и сооружений, а также отдельных жилых домов старой постройки, использовавшихся врагом в качестве укреплений.
Как только кольцо вокруг Сталинграда замкнулось, немцы попытались наладить воздушный мост, собрав для него всю возможную транспортную авиацию. Перед советскими пикировщиками была поставлена задача уничтожения посадочных площадок в "котле" и аэродромов базирования за его пределами. Для полетов с максимальной загрузкой немцам пришлось размещать их сравнительно недалеко и, например, 30 декабря 1942 г. шестерка Пе-2, ведомая командиром 150-го БАП Полбиным, точным пикирующим ударом сожгла на аэродроме Тормосин в двухстах километрах от Сталинграда 12 транспортных Ju 52.
Под Сталинградом "Пешкам" снова пришлось работать и за штурмовиков, и за истребителей - понеся тяжелые потери днем, враг теперь пытался летать в "котел" ночами. В ответ были развернуты радиолокационные установки "Редут", которые наводили на выявленные цели те же Пе-2 и Пе-3. Было несколько самолетов с бортовыми РЛС "Гнейс-2", но в большинстве это были обычные бомбардировщики - наличие на борту штурмана и радиста делало их более предпочтительными для новой задачи не только в сравнении с обычными истребителями, но и с двухместными Пе-3.
К концу января "сталинградский воздушный мост" рухнул. По немецким данным в нем Люфтваффе лишились 488 самолетов, и это были самые большие потери в одной отдельно взятой операции на Восточном фронте. Существенная часть их была уничтожена на аэродромах пикировщиками Пе-2, которые и этим тоже внесли свой вклад в победу в Сталинградской битве, завершившейся 2 февраля1943 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 8, 2025
Участники Авиационного пресс-клуба соберутся на юбилейную XXV встречу
Декабрь 8, 2025
Путешествие без перегруза
Декабрь 10, 2025
Житель Уфы хотел вывезти за границу 5,5 миллиона рублей и получил срок
Декабрь 10, 2025
Авиакомпания "РусЛайн" выполнит разовые рейсы на направлении Пермь - Сухум в начале следующего года