О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обязательства "Аэрофлота" перед "ВТБ Лизингом" превысили $2 млрд

До 2030 года группа "Аэрофлот" должна будет выплатить "ВТБ Лизинг" ₽169 млрд лизинговых платежей за 67 самолетов

До 2030 года группа "Аэрофлот" должна будет выплатить "ВТБ Лизинг" ₽169 млрд лизинговых платежей за 67 самолетов. С 2020-го "дочка" ВТБ уже не раз переносила свои требования по выплатам от авиакомпании, пострадавшей в пандемию

Лизинговый портфель "ВТБ Лизинг" по группе "Аэрофлот" (кроме одноименной авиакомпании в нее входят "Победа" и "Россия") на середину декабря 2021 года составил 169 млрд руб. (или $2,29 млрд по курсу ЦБ на 18 декабря), рассказал РБК гендиректор лизингодателя Дмитрий Ивантер. Это порядка 30% от всего портфеля самой "ВТБ Лизинг".

Как уточнил представитель пресс-службы ВТБ, в 2021 году портфель группы "Аэрофлот" сократился в связи с погашением части лизинговых платежей (объем изменений он не уточнил). В эту сумму также входят задолженность в размере $164,5 млн еще за первое полугодие 2020 года (эти выплаты переносились уже дважды) и все лизинговые платежи будущих периодов. "В настоящий момент все (арендные) платежи осуществляются в соответствии с утвержденными графиками", - отмечает Ивантер. По его словам, сейчас стороны не планируют каких-либо значимых пролонгаций и реструктуризаций, однако возможны дополнительные переносы платежей в рамках общего срока погашения до конца 2023 года с целью дополнительной поддержки группы "Аэрофлот" в низкий сезон.

На "ВТБ Лизинг" приходится 19% парка группы "Аэрофлот" (67 из 351 самолета). Последний самолет в рамках контракта "ВТБ Лизинг" поставила группе в 2018 году, он вернется лизингодателю в 2030 году. Тогда же "Аэрофлот" должен погасить все обязательства, отмечает представитель ВТБ. Всего авиакомпания эксплуатирует 186 бортов, "Россия" - 121, "Победа" - 44 (данные Росавиации на 14 декабря 2021 года). Из них "ВТБ Лизинг" принадлежат семь широкофюзеляжных машин - четыре Boeing 747, два B-777 и один Airbus A330; 60 узкофюзеляжных - 50 самолетов B-737-800, девять A319 и один A320.

РБК направил запрос в "Аэрофлот".

Как образовалась задолженность

В 2020 году пассажиропоток "Аэрофлота" из-за антикоронавирусных ограничений упал на 50,3%, до 30,2 млн человек. Выручка группы сократилась на 55,4%, до 302,2 млрд руб., а ее чистый убыток составил 123,2 млрд руб. против 13,5 млрд руб. чистой прибыли годом ранее. На этом фоне были проведены переговоры с лизингодателями по переносу и реструктуризации платежей.

Лизинговые компании идут на реструктуризацию платежей только в случае крайней необходимости, отмечает партнер-учредитель юридической фирмы NYZ Partners (сопровождает сделки авиализинга) Алексей Янбухтин. По его словам, при переносе арендных платежей во внимание принимается не только финансовое состояние авиакомпании, но и перспективы перевозчика сохранить бизнес и в конечном итоге выплатить реструктурированные платежи.

В отчете "Аэрофлота" за 2020 год указано, что общая сумма денежных платежей группы по аренде за прошлый год составила 88,9 млрд руб., что на 33% меньше, чем было в 2019 году. Общий долг "Аэрофлота" на 31 декабря 2020 года составил 751,9 млрд руб., увеличившись на 31,1%. При этом существенная часть долговых обязательств группы - как раз обязательства по договорам лизинга самолетов и авиадвигателей. На конец прошлого года лизинговые обязательства группы составляли 662,5 млрд руб., в том числе 126,8 млрд руб. планировалось оплатить в 2021 году, остальные - 535,7 млрд руб. - начиная с 2022 года.

Кроме лайнеров "ВТБ Лизинг" "Аэрофлот" эксплуатирует самолеты других российских лизингодателей - ГТЛК, ВЭБа, "ПСБ Лизинг" и "Сберлизинга". У группы нет задолженности перед "ПСБ Лизинг", сообщили РБК в пресс-службе ПСБ. В ГТЛК и ВЭБе от комментариев отказались. В "Сберлизинге" на момент публикации не ответили на запрос РБК.
В сентябре 2020 года глава Сбербанка Герман Греф говорил, что "Аэрофлот" с "большим трудом" обслуживает свои долги перед этим банком. Только с начала 2020 года компания заняла у него более 27 млрд руб. "Аэрофлот" - прекрасная компания, очевидно, что переживет эту тяжелую ситуацию, но пока, конечно, они с большим трудом обслуживают все свои долги", - добавил Греф. Тогда представитель "Аэрофлота" назвал это заявление "фигурой речи", но признал, что авиационная отрасль испытывает дефицит ликвидности.

В октябре 2020 года "Аэрофлот" привлек 80 млрд руб. в ходе допэмиссии: 50 млрд руб. от государства (за счет средств ФНБ) и еще 30 млрд руб. - от инвесторов (к примеру, ВТБ на 5 млрд руб.). В результате доля государства в "Аэрофлоте" увеличилась с 51,17 до 57,34%....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка