О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Тарифы на обслуживание пассажиров резко вырастут в трех аэропортах

Тарифы на обслуживание пассажиров в аэропортах Оренбурга, Кемерово и Нового Уренгоя, в которых готовится модернизация, вырастут в 1,5-5,5 раз

Тарифы на обслуживание пассажиров в аэропортах Оренбурга, Кемерово и Нового Уренгоя, в которых готовится модернизация, вырастут в 1,5-5,5 раз. Но авиакомпании не смогут полностью переложить рост расходов в стоимость авиабилетов

В 2022 году тарифы на обслуживание пассажиров на внутрироссийских рейсах в аэропорту Оренбурга вырастут в 1,5 раза, до 185,42 руб. за одного человека. Новая стоимость обслуживания следует из опубликованных в понедельник, 20 декабря, проектов приказов Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

В сентябре 2021 года этот аэропорт приобрело совместное предприятие (СП) холдингов "Новапорт" Романа Троценко и "Аэропорты регионов" (до лета 2020 года принадлежал Виктору Вексельбергу). В Кемерово ("Новапорт") тарифы увеличатся в 5,5 раза, до 783 руб. В Новом Уренгое ("Аэропорты регионов") аналогичный тариф составит 1089 руб. за пассажира (вчетверо больше нынешнего уровня), но это произойдет в 2027 году.

ФАС также предлагает увеличить аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов в этих трех городах. Так, в следующем году предельный максимальный сбор за взлет-посадку в Оренбурге увеличится на 37%, с 387,5 до 531,92 руб. за тонну максимальной взлетной массы, в Кемерово - на 54%, с 515 до 795 руб. В Новом Уренгое к 2027 году этот сбор вырастет в 2,9 раза, с 1398,57 до 4125 руб.

Почему вырастут тарифы

ФАС подготовила изменения после рассмотрения предложений "субъектов регулирования", то есть самих аэропортов, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. По словам представителя ФАС, рост ставок сборов и тарифов в Кемерово и Новом Уренгое обусловлен модернизацией этих аэропортов, а в Оренбурге повышение тарифов позволит сократить убыточность регулируемой деятельности аэропорта (в нее входят обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности и заправки самолетов и обслуживание пассажиров) и не допустить прекращения его бесперебойной работы.

"Многие аэропорты в регионах - это постсоветские руины с нулевой стоимостью. Сегодня они проходят первую фазу обновления - приведение качества услуги к современным стандартам", - говорил в интервью РБК гендиректор "Аэропортов регионов" Евгений Чудновский. "Это первый этап, и хотим мы или нет, он приводит к увеличению тарифов на обслуживание рейсов в среднесрочной перспективе. Но и авиакомпании, и пассажиры получают другой уровень сервиса", - добавил он.

Увеличение тарифов в аэропорту Кемерово связано с его модернизацией. В мае 2021 года здесь был введен в эксплуатацию новый аэровокзал. Реконструкция аэропорта продолжается: в федеральном бюджете на 2022-2024 годы на нее предусмотрены средства в размере 3,5 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе Минфина. РБК направил запрос в "Новапорт" и кемеровский аэропорт.

В аэропорту Нового Уренгоя также планируется масштабная реконструкция стоимостью около 12 млрд руб. Она предполагает строительство нового пассажирского терминала, модернизацию аэродрома и взлетно-посадочной полосы. "Увеличение регулируемых тарифов в аэропорту планируется в связи с реализацией этого инвестиционного проекта", - говорит представитель "Аэропортов регионов". Он отмечает, что рост будет проходить поэтапно в течение нескольких лет и начнется только после введения в эксплуатацию нового пассажирского терминала, то есть в 2023 году.

Как это скажется на стоимости авиабилетов

Аэропортовые сборы составляют до 15% в стоимости билета традиционного перевозчика, у низкозатратного перевозчика (лоукостера) - до трети, говорит аналитик по транспорту "ВТБ Капитала" Елена Сахнова. Регулируемые сборы - 50-60% от них, соответственно их рост на 10% приводит к росту стоимости билета на 1% у традиционной компании и на 2% у лоукостера. В условиях низкого роста доходов населения любое увеличение чувствительно для пассажира, предупреждает она. Кроме того, следом за регулируемой частью аэропорты имеют тенденцию увеличивать нерегулируемую на такую же величину, что увеличивает эффект в два раза.

Авиакомпании стремятся переложить рост себестоимости в цену билета, однако во многом цена определяется соотношением спроса и предложения, поэтому потенциал роста цен ограничен избытком провозных емкостей и необходимостью перевозчиков поддерживать ликвидность в низкий сезон на фоне снижения глубины продаж, отмечает младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. На текущем рынке полностью переложить рост тарифов в конечную цену и не потерять в трафике для отрасли в целом будет затруднительно, добавляет она.

Рынок авиаперевозок очень конкурентный, и никто всерьез не обсуждает возможность повышения стоимости билетов, утверждает источник в "Аэрофлоте". Вся нагрузка от повышения тарифов на наземное обслуживание, таким образом, ляжет на авиакомпании, финансовые результаты которых и без того в "красной зоне", добавляет он.

Гендиректор Utair и председатель правления Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (в нее входят крупнейшие авиакомпании России) Андрей Мартиросов 9 декабря раскритиковал инвесторов, которые возводят новые "гигантские" аэропорты. "Мы свои (строящиеся аэропорты готовим к технологиям вчерашнего дня", - заявил он, выступая на подкомиссии РСПП по авиационной и космической деятельности.

По его словам, сегодня люди хотят как можно меньше находиться на аэровокзале, им нужна только "калитка на аэродроме", чтобы "быстрее попасть в самолет". "Мы можем остаться с непонятно зачем возведенными гигантскими сооружениями, где мы хотим предоставить пассажирам какие-то услуги, продать им дорогие вещи, накормить их дорогой едой", - предупредил Мартиросов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка