О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Предсказывать неисправности" F-35. Новая бортовая информационная система технического состояния истребителя

Не так давно аудиторы Пентагона заявляли, что истребители ВВС США F-35 из-за нехватки запасных частей не могут летать почти 30% времени

Не так давно аудиторы Пентагона заявляли, что истребители ВВС США F-35 из-за нехватки запасных частей не могут летать почти 30% времени. Ситуация, прежде всего, была связана со сбоями в логистике и проблемах в учете ремонтной базы. Ожидается, что уже в 2022 году все истребители F-35 будут подключат к единой сети ODIN - бортовой вычислительной системе, которая сможет, опережая события, предсказывать потенциальные неисправности самолета. Установка такого оборудования должна, прежде всего, упростить его ремонт и техническое обслуживание. Сейчас на F-35 установлена автономная информационная система логистики (ALIS). Operational Data Integrated Network (ODIN) - это обновленная и улучшенная версия технически сложной системы ALIS.

ODIN будет предоставлять пилотам оперативную информацию о техническом состоянии и боевой эффективности истребителя, а также логистические данные о доступе к комплектующим для обслуживания и ремонта F-35. В отличие от ее предшественницы ALIS, ODIN можно настроить не только на выполнение функций технического обслуживания, но и на обработку, управление данными и передачу информации о воздушных судах. Первое, что бросается в глаза при сравнении двух систем - это натурально миниатюрные массогабаритные характеристики ODIN, который помещается в два чемодана "ручной клади" массой примерно по 30 кг. В то же время ALIS имеет сервера в рост человека, которые требуют отдельного источника питания и весит все это хозяйство более 800 фунтов (363 кг). ODIN отличается от ALIS еще и тем, что его разработкой и использованием руководит уже не производитель, а офис программы. ODIN - новая система, и она использует преимущества более современных технологий, таких как эффективные инструменты разработки программного обеспечения (ПО), которые ускоряют работу приложений. Новые приложения проще в использовании, обслуживании и обновлении.

Будучи высокоскоростной диагностической компьютерной системой, ODIN способна выполнять ряд важнейших функций. Одной из них является техническое обслуживание на основе условий, при котором бортовые датчики и компьютеры контролируют системы полета - например, обороты двигателя или охлаждение. ODIN также будет проверять состояние компонентов бортового программного и аппаратного обеспечения самолета, таких как авионика и другая электроника.

Система ODIN опережает события, предсказывая потенциальные неисправности, чтобы сделать самолет безопасным и упростить ремонт и техническое обслуживание. Более того, подобная диагностическая или предиктивная компьютерная система снижает риск возникновения неисправностей в полете, которые могут привести к эксплуатационным проблемам. Необходимо отслеживать работоспособность и надежность двигателей, электроники и систем охлаждения, а также технологий доставки оружия. Это позволяет оптимизировать процесс ремонта и технического обслуживания таким образом, чтобы обеспечить стабильность всех показателей, а также сэкономить деньги за счет стабилизации цепочки поставок. Конечно, вопросы, связанные с поддержкой и эксплуатационными расходами F-35, никуда не денутся. Тем не менее, если ODIN обеспечит достаточный уровень предсказуемости и планирования поставок для снижения затрат, ситуация заметно улучшится, считают разработчики.

Критики F-35 не утихают. Программа по его созданию стартовала в 2001 году, и, по данным Пентагона, проект в целом обойдется в $1,3 трлн. Специалисты строили прогнозы, что F-35 станет основным типом боевого самолета в США и западных странах до 2065 года. Американские эксперты в области аэронавтики и эксплуатации военных самолетов подсчитали, что полная стоимость создания и обслуживания каждого F-35 за все то время, которое он будет в строю, составит $670 млн. Гора золота весом с этот самолет стоит меньше....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка