О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэробус Ил-86 - новый уровень комфорта и безопасности

22 декабря 1976 года впервые поднялся в небо аэробус Ил-86, ставший первым и самым крупносерийным советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом

22 декабря 1976 года впервые поднялся в небо аэробус Ил-86, ставший первым и самым крупносерийным советским пассажирским широкофюзеляжным самолетом. Создание лайнера, вошедшего в число наиболее безопасных в истории гражданской авиации, стало прорывом в отечественной авиационной науке и технике. Развитие традиций, заложенных ОКБ Ильюшина при создании Ил-86 и его модификаций, продолжается и в наши дни.

Бурный рост объемов пассажирских авиаперевозок в конце 1960-х привел к перегрузке крупнейших аэропортов мира. Одним из путей решения проблемы была разработка самолетов большой пассажировместимости, необходимых для дальнейшего развития глобальной аэромобильности. Не стал исключением и СССР: в 1967 году в ОКБ Ильюшина началось проектирование первого отечественного аэробуса Ил-86 для авиалиний средней протяженности. Компоновочные и конструктивные особенности самолета в значительной степени определялись требованиями, сформулированными "Аэрофлотом": крейсерская скорость полета 900 км/ч, дальность 3600-5800 км, вместимость 250-350 человек, длина взлетно-посадочной полосы - около 2600 метров. Другие требования касались обслуживания багажа (принцип "багаж при себе"), установки встроенных трапов, возможности эксплуатации самолета с бетонированных аэродромов с короткой взлетно-посадочной полосой.

Самолет был построен по схеме низкоплана со стреловидным крылом и четырьмя двигателями НК-86, размещенными на пилонах под крылом. Результатом проведенных совместно с ЦАГИ исследований по выбору аэродинамической компоновки стала однопалубная схема с диаметром фюзеляжа 6,08 м и крылом со стреловидностью 35 градусов, оснащенным предкрылками и закрылками. Такая механизация обеспечивала высокое аэродинамическое качество на крейсерских скоростях полета и на взлетно-посадочных режимах. Схема салона предусматривала установку девяти пассажирских кресел в ряду с двумя продольными проходами.

Программа развивалась динамично: первый полет Ил-86 состоялся 22 декабря 1976 года, в июне 1977 года опытный самолет был представлен на салоне в Ле-Бурже, в конце сентября 1978 года были завершены заводские испытания, после чего начались сертификационные испытания. Первый регулярный рейс Ил-86 совершил 26 декабря 1980 года по маршруту Москва - Ташкент.

Создание Ил-86 ознаменовало качественно новый этап в развитии советской гражданской авиации. В ходе выполнения программы сертификации Ил-86 создавалась новая методика испытаний пассажирских самолетов: выявлялись виды необходимых испытаний, их объемы, практически впервые была реализована комплексная программа испытаний самолета на отказобезопасность.

Ил-86 явил собой вершину в отечественной авиационной науке и технике 1970-1980-х годов. Новизна использованных при создании самолета конструктивных решений подтверждена 130 авторскими свидетельствами, было применено свыше 50 новых технологических методов. Системы автоматического управления и навигации позволяли экипажу из трех человек осуществлять полеты с высокой регулярностью по внутрисоюзным и международным трассам в любых климатических и географических условиях, в любое время года и суток. В сравнении с другими самолетами, летавшими в те годы на авиалиниях средней протяженности, Ил-86 обеспечивал существенное снижение эксплуатационных расходов и экономил значительное количество топлива. Самолет стал одним из самых надежных в мире: за все время эксплуатации произошла одна катастрофа без пассажиров на борту. В 1981 году высокие летно-технические характеристики самолета были подтверждены установлением 18 мировых рекордов скорости в полете по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн.

Ил-86 серийно производился на авиационном заводе ВАСО в Воронеже. Всего в 1980-1997 годах было выпущено 106 самолетов. Более 30 лет лайнер возил пассажиров на самых загруженных маршрутах. Основным назначением аэробуса в СССР были внутренние регулярные рейсы средней протяженности, а также рейсы "Аэрофлота" в Азию, на Ближний Восток, в Европу и США. Однако резкое сокращение авиаперевозок в 1990-е году стало сильным ударом для программы: самолет оказался не востребован на внутренних линиях. С начала 2000-х годов началось их массовое списание из-за неэкономичности и шумности двигателей НК-86. В частности, введенные в Евросоюзе ограничения по шуму помешали Ил-86 совершать полеты в большинство аэропортов Европы.

Задел, созданный в ходе реализации программы Ил-86, широко использовался при разработке дальнемагистрального самолета Ил-96. С конца 1970-х годов ОКБ Ильюшина начало проработки в этом направлении, которые привели к созданию лайнера, рассчитанного на перевозку 300 пассажиров на расстояние 9000 км со скоростью 850-900 км/ч, способного эксплуатироваться на аэродромах с длиной ВПП 3200 метров. Первый полет опытного Ил-96-300 состоялся 28 сентября 1988 года, спустя четыре года самолет получил сертификат летной годности и с 1993 году стал поставляться в авиакомпаниях. Однако лайнер появился на гражданских авиалиниях не в лучшее время: распад СССР предопределил судьбу Ил-96, так и не пошедшего в массовую серию. Помимо Ил-96-300, оснащенного четверкой отечественных двигателей ПС-90А, были разработаны транспортный и пассажирский варианты Ил-96Т и Ил-96М с американскими двигателями Pratt&Whitney и зарубежным бортовым радиоэлектронным оборудованием, причем грузовая машина была сертифицирована по американским нормам FAR. Увы, и эта версия не обрела рыночного успеха. В российских авиакомпаниях дальнемагистральные перевозки длительное время выполняли самолеты Boeing 767, Boeing 747, Airbus A310, преимущественно приобретенные на вторичном рынке в 10-20-летнем возрасте.

Тем не менее, потенциал самолета, заложенный его конструкторами, был далеко не исчерпан. Сегодня в планах ОАК глубокая модернизация Ил-96. На модификацию Ил-96-400М предполагается установка четырех более мощных двигателей ПС-90А3, а в перспективе - двух двигателей ПД-35 большой тяги.

К сожалению, самолеты Ил-86 не стали частыми гостями авиасалонов МАКС, а вот "девяносто шестые" участвовали в авиасалоне неоднократно и в разных ипостасях. Опытный Ил-96-300 был представлен еще на МосАэроШоу-92. Впоследствии новинками салона становились опытные Ил-96М/Т, выпущенный небольшой серией Ил-96-400Т. Ну а на Ил-96-300ПУ в 2019 году на выставку прибыл Президент России Владимир Путин.

Время не стоит на месте, и созданием нового широкофюзеляжного лайнера, способного выполнять перевозки на линиях средней и большой протяженности, совместно занялись российские и китайские конструкторы. CR929, макет кабины которого стал шоу-стоппером на МАКС-2019, должен потеснить европейские и американские широкофюзеляжники, безраздельно властвующие сегодня на рынке. Создатели CR929 анонсировали новые технологические решения, которые позволят оптимизировать расход топлива, обеспечить значительные экономические преимущества для перевозчиков и повышенный комфорт для пассажиров. Российская сторона отвечает за создание крыла нового лайнера и рассчитывает, что для оснащения самолета будет выбран двигатель ПД-35.

Ожидаем ренессанса российских широкофюзеляжных лайнеров и ждем появления на МАКС-2023 подробностей о ходе создания новейшего двигателя ПД-35!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка