О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Не мыслю свою жизнь без авиации…"

В годы Великой Отечественной войны Василий Васильевич Решетников совершил 307 боевых вылетов

102-й декабрь своей удивительной жизни этот человек отметил в День дальней авиации. Если учесть, что Героя Советского Союза Василия Васильевича Решетникова называют живой легендой дальников, понимаешь, сколько заоблачного кроется в столь необычном совпадении.

23 декабря 1919 года в Екатеринославе в семье Василия Павловича и Прасковьи Васильевны Решетниковых появился на свет младенец мужского пола. Именно в этот день пять лет тому назад Николай II подписал указ о создании первой эскадры тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец". Словно сам Всевышний вложил в его ручки летную книжку. То, что было сделано незримо, потом реально воплотилось в жизни человека, которого ныне называют легендой дальней авиации. Это Василий Васильевич Решетников, единственный из ныне здравствующих летчиков, кто служил в Армии особого назначения, предшественнице дальней авиации, генерал-полковник в отставке, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

После трех курсов медицинского рабфака Василию пришлось выбирать между журналистикой и авиацией. Выбрал небо и, к удивлению многих, оказался единственным из желающих поступить в Ворошиловградскую школу военных летчиков, кто прошел медицинскую комиссию и был признан годным для полетов на всех типах самолетов. Василий осознанно выбрал не популярный в те годы истребитель, а тяжелую машину.

Следующий судьбоносный выбор пришлось делать после окончания Великой Отечественной войны. Тогда перед ним открывалась перспектива без каких-либо серьезных усилий устроиться в творческой гражданской жизни. Известный в ту пору поэт Александр Фатьянов настоятельно рекомендовал поступать в литературный институт, но Герой Советского Союза подполковник Решетников, несмотря на столь радужные и, прямо скажем, близкие сердцу предложения, твердо решил не расставаться с дальней авиацией.

Он решительно отвел в сторону все соблазны богемной жизни среди именитых фронтовых поэтов и литераторов, целеустремленно завершил обучение на курсах при Монинской академии и вернулся в свой полк, который дислоцировался недалеко от Киева.

И это было не случайно. Высшая сила вела его к месту встречи с суженой, которая на протяжении последующих 70 лет шла с ним рука об руку, меняла гарнизоны, обустраивала квартиры, с улыбкой встречала после полетов и командировок.

Все это были особые знаки судьбы, и они стали его оберегами. Если бы не они, разве удалось бы ему в феврале 1942 года после ночного удара по аэродрому под Оршей, где базировалась немецкая авиация для налетов на Москву, сбить мессер буквально за несколько секунд до того, как тот обрушил бы на решетниковский Ту-4 свой залп.

Увы, перед тем как превратиться в пылающий факел, немецкий ас натворил немало бед: смертельно ранил штурмана, повредил один двигатель, приборы управления, топливные баки. Скорость и высота уменьшались, но Решетников тянул, как говорится, на честном слове, сознавая, что в любую секунду тяжелый бомбардировщик может камнем рухнуть вниз.

И он сумел дотянуть подбитый Ил-4 до своих, а это, как потом подсчитали, почти 350 километров, и приземлил полуразрушенную машину на снежную целину на брюхо. Спустя много лет главком ВВС генерал армии Петр Степанович Дейнекин, до этого командовавший дальней авиацией и знавший все тонкости пилотирования бомбардировщика, рассказал мне об этом эпизоде.

Мне запомнилось, как Петр Степанович несколько раз повторил, что это просто чудо. Но еще более чудесным, по его словам, было то, что Василий Васильевич остался цел и невредим и спустя некоторое время совершил очередной боевой вылет. Только Ил-4 был другой…

Если бы не обереги, разве сумел бы он выжить, после того как во время налета на Кенигсберг его Ил-4 попал в мощнейшую грозу и развалился в воздухе? После того как он на парашюте приземлился в глубоком тылу гитлеровцев, а потом неделю по вражеской территории добирался до своих. Добрался…

А как можно объяснить чудесное спасение августовской ночью 1943 года? Тогда Решетникова сбили зенитным огнем над линией фронта. Он приземлился на парашюте среди каких-то коряг и рытвин. Инстинктивно понял, что идти надо на север. В сплошной мгле двигался буквально на ощупь по каким-то рытвинам и канавам и внезапно наткнулся на заграждение. Раздвинул колючую проволоку и пошел по полю… Он понял, что его уже ищут, когда спустя некоторое время встретил пехотинца, который и сопроводил до штаба. Узнав о ночном маршруте летчика, командир батальона выразительно посмотрел туда, где обычно в сельских избах висят иконы, перекрестился, а потом сказал, что только рука Божья могла ночью провести летчика по минному полю, где почти на каждом метре его поджидала неминуемая смерть…

В 2002 году к 90-летию ВВС Издательский дом "Вестник воздушного флота", которым руководил тогда автор этих строк, выпустил в свет трехтомник Анатолия Марковича Маркуши "Четырнадцать тысяч и выше". Анатолий Маркович - участник Великой Отечественной войны, известный писатель. На его романах, повестях и рассказах об авиации, в числе которых "Приключения капитана Робино", "Самолеты нашей мечты", "Умру лейтенантом", "Последний парад", "Завещание грустного клоуна", "От винта!", выросло послевоенное поколение мальчишек. Они выбирали путь в небо, поступали в летные училища, а потом поднимали в воздух сверхзвуковые истребители, штурмовики, бомбардировщики…

До Василия Решетникова никто не пилотировал бомбардировщик В-25 "Митчел" в 84 года!

Говорю об этом потому, что книги Василия Васильевича Решетникова "Что было - то было. На бомбардировщике сквозь зенитный огонь" и "Избранники времени. Обреченные на подвиг" имеют ничуть не меньшее значение для нынешнего поколения - тех, кто не может жить без неба, без полетов.

Генерал-полковник авиации Решетников, отмечу, был на сбросе атомных бомб на Новой Земле, осваивал Арктику, садился на тяжелом бомбардировщике на лед моря Лаптевых, на аэродромы на Земле Франца-Иосифа, командовал дальней авиацией, был заместителем главнокомандующего ВВС СССР, возглавлял государственные комиссии по вооружению, вместе с Туполевым создавал Ту-160. Вся история нынешних ВВС прошла через душу и сердце этого боевого летчика.

Он не может жить без авиации. Только этим можно объяснить, почему Василий Васильевич променял Москву на Монино. Здесь благоприятная, живительная для него аура. Здесь на вечной стоянке вместе с другими самолетами покоится и его фронтовой Ил-4. Здесь все, что связывает его с реалиями нашего времени. И здесь порой происходят просто невероятные события.

Разве мог, например, знать австрийский пилот Рейманд Райтман, пригнавший в августе 2004 года американский бомбардировщик В-25 "Митчел" на авиашоу "Летающие легенды", которое проходило на аэродроме Центрального музея ВВС России в Монине, что к нему подойдет пожилой человек и попросится за штурвал, так как в годы войны он летал на таких самолетах. Это был генерал Решетников.

Получив разрешение, он устроил показательный полет на авиашоу, в котором участвовало 18 самолетов Второй мировой войны. Взлетел, пролетел над Монином и совершил аккуратную посадку. Это был мировой рекорд полетов по возрасту. До этого никто не пилотировал "Митчел" в 84 года!

А мировой рекорд, правда неофициальный, по дальности полета по замкнутой кривой Решетников вместе с генералом В. Тарановым, соревнуясь с американцами (пролетели на В-29 14 450 км), установил на Ту-95 в 1959 году, преодолев 17 150 км и проведя за штурвалом 20 часов.

В Великую Отечественную войну Решетников совершил 307 боевых вылетов на Ил-4. Почти все ночью. В глубокий тыл врага. Уже в 1942 году бомбил крупные железнодорожные узлы и станции, стратегические объекты в Берлине, Данциге, Кенигсберге, Хельсинки, Констанце. Потом была Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, другие наступательные операции Красной Армии.

По записям в летной книжке Решетникова легко проследить географию и результаты боевых вылетов. Они впечатляют профессионалов.

Правда, в летной книжке не зафиксирован еще один вылет, уже после Победы. Полк, где Решетников служил заместителем командира, дислоцировался на аэродроме польского города Замостье. До Берлина 800 км. Но разве это расстояние для дальников? Тем более что летчики всегда славились выдумкой.

Они загрузили в "Дуглас" штабной виллис и рванули на экскурсию в Берлин, чтобы своими глазами увидеть ненавистную столицу фашистского рейха в победные дни не с высоты воздушного полета. Отвели душу. Не отказали себе в удовольствии оставить автографы на стене Рейхстага, прогуляться по Унтер-дер-Линден, посмотреть на Бранденбургские ворота…
Больше 76 лет прошло с той поры, а Василий Васильевич Решетников помнит все до мельчайших деталей, из которых и сложилась его удивительная, необыкновенная жизнь в дальней авиации. По святцам его имя означает царственный. Выходит, что он царственный дважды. И не случайно дата его рождения 23 декабря с 1999 года в Военно-воздушных силах России отмечается как День дальней авиации. Как не случайно и то, что сверхзвуковой красавец Ту-160, которому присвоено имя этого прославленного летчика, выполнял боевые задачи.

…Жизненный путь Василия Решетникова пролегает и на земле, и в голубом небе России. Событий столько, что дни, недели и месяцы пролетают как одно мгновение. Естественно, время меняет многое. Но даже когда позади 102 года, ощущение полета остается неизменным. Именно поэтому ему очень хочется, чтобы погода как можно чаще была ясной и солнечной, а видимость, как говорят летчики, - миллион на миллион.

Дай Бог, уважаемый Василий Васильевич, чтобы так и было!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка