О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Як-24 - рекордсмен и VIP-машина

На помощь призвали Як-24. Ранее еще никто для подобных операций вертолет не использовал, поэтому готовились к делу основательно

В 1959 г. в Пушкине под Ленинградом началось восстановление разрушенного войной архитектурного памятника - Екатерининского дворца. На его кровле предстояло заменить 30 деревянных фермстропил. Задача очень непростая с учетом размеров и веса стропил, а также наличия вековых деревьев парка, вплотную подступавших к стенам дворца. На помощь призвали Як-24. Ранее еще никто для подобных операций вертолет не использовал, поэтому готовились к делу основательно. На Комендантском аэродроме построили макет, повторяющий крышу дворца, на него вертолет опускал изготовленную взамен деревянной стальную ферму. Для обеспечения требуемой точности установки этой увесистой конструкции (+/-30 мм) понадобилось изготовить специальные приспособления-"ловушки", которые позволили опускать стропило прямо на шпильки основания.

Исполнителями работ уже непосредственно на дворце стали летчик-испытатель И. Григорьев и бортинженер Б. Алеников. В белую июньскую ночь Як-24 приземлился рядом с дворцом. В 5 часов утра приступили к работе, и уже к 10 часам были демонтированы и спущены на землю 29 старых деревянных ферм (тридцатую все же оставили "для истории"). Затем наверх подняли и установили с ювелирной точностью новые стальные фермы.

Киностудия "Научфильм" сняла об этой уникальной операции фильм "Точка опоры в небе", а в восстановленном дворце теперь можно видеть посвященную ей экспозицию

Довелось Як-24 поработать в качестве трубоукладчика. Буквально за несколько минут вертолет укладывал в подготовленную траншею до 530 м труб. Такого темпа строительства трубопроводов в мире еще не знали.

Позже с помощью Як-24 была осуществлена операция по затоплению проложенного по новгородским болотам 800-метрового участка газопровода. Летом, когда болота растаяли, этот участок просто всплыл. И снова вспомнили о вертолете. В июле 1959 г. вертолетчики (пилот А. Артамонов и бортинженер Б. Алеников) за три дня аккуратно опустили на трубопровод 40 специально оформленных железобетонных грузов. В результате трубы заняли свое место.

Отметился Як-24 и на ниве киноискусства, участвуя в съемках первого советского фильма-панорамы "Дорога весны", который зрители могли увидеть в одном из павильонов ВДНХ. Для съемок в днище вертолета был выполнен люк диаметром более одного метра, в который во время полета на амортизаторах ставилась специально разработанная для этого случая конструкция - так называемая "бочка". В ней равномерно по окружности были установлены 11 кинокамер. Фильм был удостоен золотой медали ВДНХ.

В декабре 1955 г. Як-24 стал мировым рекордсменом: на нем было установлено два рекорда по грузоподъемности на высоту 2 000 и 5 000 метров.

"Лебединой песней" для Як-24 стала попытка превратить его в 8-местную комфортабельную VIP-машину. В 1959 г. в ходе визита в США на Никиту Хрущева сильное впечатление произвел совместный с президентом Д. Эйзенхауэром перелет на вертолете прямо с лужайки Белого дома в загородную резиденцию Кемп-Девид. По возвращении Генсека в Союз немедленно поступила команда сделать подобную машину к ожидаемому на следующий год визиту Д. Эйзенхауэра. Естественно, задание не могло быть невыполненным.

В кратчайшие сроки были построены два образца Як-24К (комфортабельный) с богатым салоном на восемь кресел, большими квадратными иллюминаторами, вестибюлем, гардеробом и туалетом. Использовать Як-24К по прямому назначению не довелось по не зависящим от авиастроителей причинам. Эйзенхауэр не прибыл в связи с тем, что 1 мая на самолете-разведчике прилетел в СССР и был сбит над Уралом Гарри Пауэрс. Но труды авиастроителей не пропали втуне: на базе Як-24К был разработан пассажирский вариант вертолета с индексом Як-24А, рассчитанный на 30 мест. К сожалению, реализовать этот проект не удалось.

В 1960 г. вертолетная тематика на ЛСЗ была свернута, ленинградский филиал КБ Яковлева закрыт, завод целиком переключился на производство зенитных ракетных комплексов, кстати, одним из которых и был сбит американский разведчик.

А Игорь Эрлих с вертолетами расставаться не захотел - продолжил работу теперь в бюро Камова. На одном из вертолетов серии "Ка" он лично участвовал в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. В мае-июле 1986 г. вместе с пилотом фирмы Камова он не раз, зависая прямо над разрушенным блоком АЭС, выполнял приборный мониторинг состояния взорвавшегося реактора. Никакой серьезной защиты от радиации вертолетчики не имели, и это не могло не сказаться. Менее чем через два года Игорь Эрлих скончался в возрасте 64 лет.

С его уходом проектирование вертолетов продольной схемы в СССР прекратилось, хотя Эрлих до конца своих дней пытался доказывать, что отказ от нее - ошибка. Трудно сказать, почему к нему не прислушались. Зато в США известный конструктор вертолетов Пясецкий (кстати, русского происхождения) выбрал именно продольную схему для своего ставшего знаменитым и летающего по сей день тяжелого вертолета "Чинук"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка