О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Лететь из Омска в Горный Алтай через Барнаул - все равно, что в Москву через Новосибирск" - Сергей Круглов о работе омского аэропорта

По просьбе "НО" гендиректор ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" Сергей Круглов, возглавлявший аэропорт Омска в 1994 - 2009 годах, подвел итоги работы обоих предприятий

По просьбе "НО" гендиректор ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск" Сергей Круглов, возглавлявший аэропорт Омска в 1994 - 2009 годах, подвел итоги работы обоих предприятий.

Сергей Федорович, как закончился этот год для вашего предприятия? В ноябре вы преодолели рубеж в 300 тыс. пассажиров. Это, как я понимаю, хороший показатель для аэропорта Горно-Алтайска?

- Год закончился очень хорошо. Поставили очередной отраслевой рекорд по приросту пассажиропотока в аэропорту. В этом году мы его более чем удвоили. Естественно на такой результат оказала воздействие и пандемия с закрытием границ, в результате чего россияне начали осваивать российские курортные места для своего отдыха, к которым, конечно же, относится и Республика Алтай. Хотя и в доковидном 2019 году при полностью открытых границах мы приросли на 65%, тогда как отрасль росла почти в десять раз меньшими темпами - только 6,9%, и в ковидном 2020-м приросли на 44,9%, при среднеотраслевом падении на 41,7%. Так что грех жаловаться. Нам в этом году удалось переманить к себе национального перевозчика Аэрофлот, забрав его у Барнаула, причем в летний период он летал к нам по два рейса в сутки и утром и вечером. Довели, таким образом, количество авиакомпаний на московском направлении до пяти. Для города с населением в 70 тысяч человек, считаю очень даже не плохой результат. Что бы было понятнее, что такое 320 тыс. пассажиров для Горно-Алтайского аэропорта поясню: если пересчитать наш объем авиаперевозок в такой же пропорции к численности населения Омска, то в Омском аэропорту он должен быть более 5 млн. пассажиров в год. За пять последних лет пассажиропоток у нас вырос в шесть раз. Это рекорд отрасли, как по темпам роста, так и по продолжительности этого роста.

Именно поэтому в наступающем новом году начнем строительство нового аэровокзального комплекса, включающего терминалы для внутренних и международных авиалиний. Из существующих, хоть и абсолютно новых, производственных мощностей мы уже давно выросли. Никто не ожидал, что за такой короткий срок, новый аэропорт Горно-Алтайска достигнет такого пассажиропотока. Всего пять лет назад мы отставали от своих ближайших соседей Новокузнецка, Барнаула, Томска и Кемерово по пассажиропотоку в 4-10 раз, а в этом году всего лишь на 10-53%. Скоро догоним. Задача на следующую пятилетку войти в тройку аэропортов Западной Сибири, оставив впереди только Толмачево и Омск. Причем Омск оставляем впереди ненадолго. И это стратегия нашего развития. Причем абсолютно реальная. Приведу пример, это подтверждающий: в 2016 году пассажиропоток в Томске был 541 220 человек, а в Горно-Алтайске 57 974, меньше почти в 10 раз. А за 9 месяцев текущего года 342 844 и 266 715 соответственно. Разница всего лишь 28%. А с Омском у нас сегодня разница не в 10 раз, а всего лишь 4,5 раза. Но темпы роста у нас несоизмеримо выше.

Общаетесь ли вы, кстати, с руководством омского аэропорта?

- Практически не общаемся. По разным причинам. Мне до сих пор не понятно, почему руководству аэропорта не удается убедить руководство региона, которому и принадлежит это предприятие, наращивать объемы субсидирования авиамаршрутов из областного бюджета. Ведь половину этих субсидий, на паритете, выделяет федеральный бюджет, а та часть, которая выделяется региональным бюджетом, практически полностью возвращается за счет платы авиакомпаний за наземное обслуживание в аэропорту. А резкое увеличение субсидированных перевозок приведет к развитию конкурентной среды в аэропорту и, как следствие, к снижению тарифов для пассажиров, что в свою очередь приводит к увеличению количества этих самых пассажиров и резкому росту как объемов перевозок, так и прибыли предприятия. А собственник его - Омская область. Таким образом, субсидии возвращаются в областной бюджет как за счет роста налоговых поступлений, так и в виде дивидендов. Так это работает.

Субсидирование авиаперевозок из областного бюджета, тогда, когда область является собственником аэропорта, - это не траты денег из бюджета. Это перекладывание денег из одного кармана в другой. Бюджет не страдает, а только выигрывает. Правда, в свое время не нужно было продавать Топливозаправочный комплекс (ТЗК) аэропорта, так как это один из основных источников прибыли авиапредприятия. Решение о продаже было принято человеком, далеким от экономики аэропортовой деятельности. Экономическая эффективность аэропорта стала другая. Маленький аэропорт Горно-Алтайска, как пример, в прошлом году получил прибыль в пять раз больше, чем аэропорт миллионного Омска.

Обсуждается ли вопрос о возобновлении прямых рейсов из Горно-Алтайска в Омск? В этом году вылетов по этому маршруту нет, зато из Омска летают самолеты в Барнаул. Неужели это более востребованное направление?

- Мне, кстати, тоже не понятно, почему прекратили субсидировать рейс на Горно-Алтайск, а предпочли, почему-то Барнаул. Интересно, чья это идея. Кого туда возить? Лететь отдыхать в Горный Алтай через Барнаул - это все равно, что лететь в Москву через Новосибирск. И неудобно по времени в пути, и намного дороже. Какой уж тут пассажиропоток.

Рейсы нужно открывать туда, куда есть спрос. Показатели пассажиропотока Горно-Алтайска и Барнаула отчетливо показывают, куда летать предпочтительнее. Кстати так и получилось, - отсутствием загрузки рейса на Барнаул авиакомпания решила его отменить. А омичи остались без прямого рейса на Горно-Алтайск для отдыха здесь как летом, так и зимой, на всесезонных и горнолыжных курортах республики Алтай.

В Омске впервые за долгие годы появилась базовая авиакомпания, вернее сразу две. Мы слышали высказывания властей на этот счет - появятся новые прямые рейсы в регионы (минуя Москву), а конкуренция будет способствовать снижению стоимости билетов. Хотелось бы узнать и мнение специалиста, человека "изнутри" - это действительно такое значимое событие для Омска?

- А вот тут молодцы. В аэропорту миллионного города не иметь своей базовой авиакомпании просто не прилично. В свое время игрушки областного руководства с авиакомпанией "Омскавиа" привели к тому, что город остался без базового авиаперевозчика. А это очень плохо. Так что эта новость очень хорошая, поздравляю. А даст это жителям региона расширение географии полетов и снижение тарифов. А аэропорту увеличение объемов работ и рост прибыли. Это абсолютно очевидно.

В следующем году в Омске состоится молодежный чемпионат мира по хоккею - в город прилетят сотни участников и болельщиков. При этом глобальных трансформаций в нашем аэропорту, судя по всему, не будет - расширить терминал за такой короткий срок, по словам гендиректора аэропорта, невозможно. Как думаете - реально ли беспроблемно принять такое количество пассажиров? Что для этого нужно сделать?

- Любой аэропорт всегда должен иметь свою стратегию развития, исходя из темпов роста пассажиропотока и прогноза по его увеличению. Удивляет другое. Меняются губернаторы, меняются генеральные директора аэропорта, а грамотной стратегии развития в Омском аэропорту нет. Давно уже, и не только специалистам, стало понятно, что аэропорта Федоровки не будет никогда. Ни с технической точки зрения, ни с экономической, это не реально. Не буду вдаваться в подробности, но это было ясно еще двадцать лет назад, о чем черным по белому написано в "Отчете о техническом состоянии строящегося объекта аэропорт Омск-Федоровка", выполненном специализированным институтом "ЛенАэропроект" в далеком 2001 году. Резюме этого документа однозначно - все построенные там объекты подлежат сносу, включая взлетно посадочную полосу. Прошло после этого заключения 20 лет, и почему там, что то должно улучшится? Конечно же нет. Там сейчас полуразрушенные здания и вокруг болото. Какая уж тут стройка.

А попытки продолжать декларировать, что "мы будем строить Федоровку, что у нас есть куча инвесторов" и привели к тому, что стратегии развития предприятия в Омском аэропорту нет. Если бы я в свое время слушал и поддерживал все эти дилетантские прожекты местных властей, Омский аэропорт не получил бы, например, статус международного в 1997 году. Тоже ведь говорили: "Зачем? Вот достроим Федоровку она и будет международным аэропортом, а здесь незачем зря напрягаться" .

Или с проведением реконструкции аэровокзала, которую мы начали в 2005 году. Тогдашний губернатор Полежаев прессовал, не давал проводить реконструкцию вплоть до возбуждения уголовных дел. Но мы ее все равно сделали. А повелись бы на эти посылы про Федоровку, что бы было? А ничего. За рубеж, даже в соседний Казахстан, летали бы из Новосибирска, и вместо нового современного аэровокзала ютились бы в старом, семидесятого года постройки, терминале, ожидая, как та старуха у разбитого корыта, окончания строительства Омск-Федоровки.

Активнее тут надо быть, прежде всего, руководителю аэропорта. Чаще и настойчивей нужно разъяснять местным властям целесообразность или наоборот пагубность тех или иных их предложений. И если вы специалист, то это не только ваше право, но и ваша обязанность это делать. А стоять с полотенчиком на руке в позе "чего изволите" - это плохая помощь губернатору. Более того, это медвежья ему услуга. Что и получили в итоге на сегодняшний день. Нет ни плана развития, ни как следствие самого развития.

На прошлой неделе в телеграме появилась информация о том, что ваш сын якобы вынужден был за бесценок продать помещение бизнес-зала в омском аэропорту Олегу Селиверстову. Можете ли прокомментировать этот слух?

- Слухи я вообще не комментирую, а тем более такие бредовые. Да, я читал в интернете откровения бывшего работника аэропорта Головина, который судится со своим работодателем. Головин там утверждает, что ему было поручено подставить моих сыновей, работающих в аэропорту именно с этой целью, и он, дескать, это сделал. В результате чего один из них был снят с должности руководителя службы. Но, во-первых, мой сын хоть и является одним из акционеров ЗАО "Омскавиасервис", в собственности которого находится бизнес зал, но акционером без права решающего голоса. А во-вторых, для меня слова человека, да и сам человек, который признает, что делал незаконную, грязную работу, а теперь сдает того, кто ему это поручал, не значат абсолютно ничего.

А что касается самого бизнес зала, то тут ситуация аналогичная той, о чем я говорил выше. Это помещение действительно нужно аэропорту. Акционеры определили его стоимость и предложили аэропорту его приобрести. Причем готовы были сделать это даже в рассрочку сроком на пять лет. Но отсутствие стратегии развития аэропорта приводит к тому, что руководство не понимает, что с этим предложением делать. Так как ему сказали, что за это время то будет запущен аэропорт в Федоровке, то новый терминал в Центральном, что как мы понимаем, два взаимоисключающих сценария. Какая уж тут стратегия может быть в принципе, тут стопроцентный Буриданов осел. Без обид.

И вообще, кто нибудь занялся бы уже экономикой в аэропорту. Возьмем тот же бизнес зал. Тариф для обслуживания пассажиров этой категории в Омске на четыре-пять тысяч рублей меньше, чем в Новосибирске или в том же Горно-Алтайске. Количество пассажиров этой категории в аэропорту как минимум 12-13 тысяч человек в год. Следовательно, недополучение доходов составляют как минимум 50 миллионов рублей в год. А точнее, - недополученной чистой прибыли. Выше тариф аэропорт делать не может, так как авиакомпании могут уйти на обслуживание в "Омскавиасервис", а выкупить бизнес зал и окупить его менее чем за год, почему то не желает. Это что за экономика?

Это даже не говоря о том, что Омский аэропорт сам является одним из акционеров ЗАО "Омскавиасервис" и найти вариант, при котором он не конкурировал бы сам с собой, просто был обязан. Разговоры о том, что это сделано, чтобы сэкономить расходы для пассажиров бизнес-класса, покупающих билет за более чем 100 000 рублей в одну сторону, не выдерживают никакой критики. Тем более тарифы у авиакомпаний для данной категории пассажиров есть как с услугой включающей пользование бизнес залом, так и без него. В чем проблема-то? И уверяю вас, люди, покупающие билет в бизнес классе, в состоянии оплатить и пребывание в бизнес зале.

Заботиться о снижении тарифов нужно для массового пассажира, а не для пассажиров класса luxury. Такая безумная экономическая политика уже привела к тому, что за эти 9 лет аэропорт потерял как минимум 400 миллионов рублей чистой прибыли. То есть приобретение аэропортом бизнес зала окупилось бы уже более чем десять раз. И помещение стерильной зоны для пассажиров было бы тогда не таким маленьким, как сейчас, что повысило бы культуру их обслуживания. Тем более в преддверии предстоящего Чемпионата.

Руководству региона давно пора, на мой взгляд, бросить эти авиационные Нью Васюки и плотно заняться развитием действующего аэропорта. Наличие такого актива в собственности региона вкупе с действующим законодательством, предусматривающим субсидирование межрегиональных перевозок из федерального бюджета и очень удачная логистика для пассажиров при расположении аэропорта практически в городе, дают идеальные перспективы для его развития. Посмотрите для примера Национальный аэропорт в Вашингтоне, который является хабом для крупнейшей авиакомпании США American Airlines. Вот он точно расположен в центре города Вашингтона, а не так как Омский на его окраине. От ВПП этого аэродрома до Белого дома и Пентагона расстояние меньше, чем от ВПП Центрального до областной администрации. И город там не с одной стороны аэропорта, а буквально вокруг него. И это не только не мешает, а наоборот позволило Национальному аэропорту Вашингтона стать первым в категории самых успешных коммерческих аэропортов страны с объемом пассажиропотока 25 миллионов пассажиров в год. Потому что там логистика для пассажиров очень удобная, как и в Омске. Уходить нужно от дилетантских стереотипов, а наоборот использовать существующие преимущества действующего аэропорта для развития региона.

Ну и пользуясь, случаем хочу поздравить омичей, и в первую очередь работников Омского аэропорта с наступающим Новым годом. Пусть он будет более удачным для всех. Пусть все намеченные планы будут исполнены, и пришедшие базовые авиакомпании надолго закрепятся в Омском аэропорту, принося массу удобств и возможностей для пассажиров и стабильный рост доходов старейшему авиапредприятию отрасли. И, конечно же, как следствие, к росту доходов его работников.

Ну а на отдых, непременно в Горный Алтай. Это действительно жемчужина Российской Короны. Для чего, это уже мои пожелания, вернуть субсидирование рейса на Горно-Алтайск....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Омск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка