О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Владимир Стариков: "Самое главное - стать лучшим профессионалом в своем деле"

В диспетчерском пункте аэродрома "Алферьево" кипит напряженная работа

В диспетчерском пункте аэродрома "Алферьево" кипит напряженная работа. "845, азимут 108, ветер 4 - 5 метров в секунду". Так говорит пилоту в момент его полета Владимир Стариков, Мастер спорта международного класса по парашютному спорту, участник контртеррористической операции на Северном Кавказе, начальник группы ПАСОП ФГБУ "АСК МЧС России". Под его руководством, спасатели-десантники различных подразделений системы МЧС России и студенты Московского авиационного института осуществляют парашютное десантирование и десантирование грузов на грузовых платформах, с самолета Ил-76.

Владимир Владимирович, расскажите, с чего начиналась ваша профессиональная деятельность?

- Все начиналось в 1982 году. Я совершил первый в своей жизни парашютный прыжок. На текущий момент у меня их 11,5 тыс. На протяжение 10 лет я совершал прыжки в составе сборной Авиации Сухопутных Войск России, имею звание Мастера спорта международного класса по парашютному спорту.

За что вы получили Орден Мужества?

- Принимал участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. В составе поисково-спасательной группы эвакуировал пострадавших и выполнял другие поисково-спасательные работы. За поиск и спасение людей был награжден Орденом Мужества.

Чем занимаетесь сейчас?

- С 2003 года я военный пенсионер. В МЧС занимаюсь организацией и руководством совместных тренировок, и практических занятиях с летными экипажами и спасателями МЧС России по освоению и применению авиационно-спасательных технологий, связанных с десантированием парашютным способом в простых и сложных метеоусловиях на ограниченную и неподготовленную площадку приземления, десантированием спасательного снаряжения и грузов парашютным способом на парашютно грузовых системах ПГС-1000, УПП 1500, ДКСП и т.д. Благодаря своему профессионализму все эти задачи решают специалисты ФГБУ "АСК МЧС России", которые проводят тренировки в рамках межведомственного взаимодействия со специалистами Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России, Департамента образовательной и научно-технической деятельности спасательного ведомства, специалистов ЦСООР "Лидер", Отряда "Центроспас", а также подмосковных и региональных подразделений ведомства.

Благодаря их слаженной работе, в МЧС были восстановлены авиационно-спасательные технологии по десантированию парашютным способом "Первого эшелона" спасателей и спасательного оборудования с применением самолетов Ил-76. До 2019 года, эти технологии были незаслуженно забыты на целых 8 лет.

Что делают специалисты сводного отряда аэромобильной группировки на территории аэродрома "Алферьево"?

- Специалисты подразделений МЧС России и МАИ отрабатывают навыки межведомственного взаимодействия, с помощью самолета Ил-76 осуществляют заход на разведку погоды на высоте десантирования грузов, это 300 метров над площадкой десантирования. Оборудование самолета позволяет получить фактическую метеорологическую обстановку как по силе, так и по направлению ветра. Для того, чтобы штурману было удобно произвести расчет для десантирования спасателей и их снаряжения в обозначенное на земле место. Всего сделаем 6 заходов.

Тренировки по десантированию "Первого эшелона" это очень важная и кропотливая работа. Совершенствование навыков летного состава и спасателей МЧС России пригодиться при выполнении аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. Всего, в рамках тренировки мы осуществляем десантирование гуманитарных грузов, спецтехники и специалистов.

Почему именно парашютно-десантный способ доставки груза и специалистов в зону ЧС является действенным?

- Это очень ценно для спасателя - успеть помочь. За счет доставки аэромобильного отряда по воздуху и десантировании его в зону ЧС, можно максимально быстро преодолеть большие расстояния и попасть в труднодоступные места. В "золотой час" оказать первую помощь и доложить наземным группировкам об обстановке для дальнейшего планирования действий. Такой метод дает более объективную картину происходящего на месте аварии, по сравнению с применением беспилотных аппаратов и он более действенный в принципе.

Как происходит тренировочный процесс?

- Минимальная высота, с которой мы десантируем грузы - 150 метров. Сейчас можно видеть, как самолет включил фары, значит у него 10 секунд до сброса. Экипаж самолета десантирует груз. Затем, спасатели, которые находятся на земле, подбегают к приземлившимся на платформе, производят гашение куполов, начинают расшвартовку и готовятся приступить к ликвидации условного ЧС. Благодаря отработке таких навыков, можно доставить груз в любые труднодоступные места при возникновении нештатных ситуаций. Чаще всего это помощь в ликвидации последствий техногенных ЧС, либо доставка грузов в рамках гуманитарной миссии.

Каждый из участников тренировки не новичок, а специалист, совершивший около сотни, а то и тысячи прыжков и спусков. Почему тренировочный процесс осуществляется так подробно?

- На текущий момент в МЧС мы применяем новые технологии, которых еще нет в мире. У нас есть универсальная грузовая платформа для десантирования малогабаритной высокопроходимой техники - снегоболотоходов, квадроциклов и т.д.

Недавно на аэродроме "Алферьево" мы произвели контрольные десантирования новой грузовой платформы, которая показала себя с наилучшей стороны. Мы применяем новые парашютные системы, которые уже вписываются в те наши требования по вертикальной скорости снижения, чтобы сохранить дорогостоящую и высокоточную технику, например, медицинские модули, укладки с оборудованием. Поэтому мы так скурпулезно подходим к тренировкам - отрабатываем новые техники. Кстати, своим опытом мы делимся с представителями Министерства обороны и прочими структурами.

Где специалисты буду применять отточенные навыки?

- Десантирование грузов и людей - одна из самых удобных и значимых возможностей применения аэромобильных технологий. Они будут внедряться для развития Северного морского пути, и для доставки экстренных грузов и спасания людей. На одном самолете Ил-76 возможно доставить 24-26 тонн груза и 50-60 спасателей. Среди них могут быть врачи, специалисты любого направления, и даже те, кто может что-то отремонтировать или починить. Парашютные системы сейчас очень современные. На этот раз использовали новейший парашют РП-362, разработанный ЗАО "Рус Парашют". Есть парашютные системы для людей, есть для грузов. Сейчас в задачи спасателя входит не только доставка груза, а доставка высокоточной техники. И сделать это необходимо так, чтобы она была в рабочем состоянии. Еще у нас есть разработки по десантированию боновых заграждений, предназначенных для предотвращения растекания нефти и нефтепродуктов на поверхности водоемов. Это десантируемые комплексы с сорбентами, для сорбции нефти, нефтепродуктов и аварийно-химически опасных веществ и с огнетушащими порошковыми составами, для тушения пожаров путем создания порошкового облака, которое окутывает очаг горения. Последние используются при минусовых температурах и для подавления горение материалов, которые невозможно тушить водой и другими веществами.

Термин спасание следует отличать от термина спасение.

Спасение - это освобождение от опасности или страданий. Спасти - значит освободить или защитить.

Спасание - это вид боевых действий по тушению пожара, применяемых, в следствие невозможности самостоятельного спасения потерпевших.

В пункте 36 ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ "Пожарная безопасность. Термины и определения" прямо не сказано о том, что спасание - это исключительно действия пожарных подразделений, однако это следует из термина "пожарно-оперативное обслуживание".

С нами работают многие смежные компании, которые помогают своими техническими новинками. В планах опробовать новые разработки и десантирование на станцию Борнео на Северном полюсе.

Вы помните свой первый парашютный прыжок?

- Конечно, помню небо, воздух и адреналин. За мою профессиональную деятельность случалось выполнять по 20 парашютных прыжков в день. Чем больше практики, тем меньше эмоций от прыжков, ты больше нацелен на достижения поставленной задачи. Я свою профессию люблю, не надо останавливать свое профессиональное развитие, нужно постоянно совершенствоваться, тогда будет интересно, будет результат. Молодым однажды придется выбрать профессиональный путь. Я хочу каждому из них сказать, что самое главное - стать лучшим в своем деле. Если человек так относится к своей деятельности, он достигнет самых высоких результатов....
Авторские права на данный материал принадлежат «МЧС Медиа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка