О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Год катастроф: какие потери понесла российская малая авиация в 2021 году

Авиационный транспорт статистически считается самым безопасным - шансов погибнуть в аварии с автомобильным транспортом у пассажиров гораздо выше

Авиационный транспорт статистически считается самым безопасным - шансов погибнуть в аварии с автомобильным транспортом у пассажиров гораздо выше. Тем не менее, авиакатастрофы всегда вызывают большой общественный резонанс, вызывая панику у людей и дополнительную прибыль у психотерапевтов, специализирующихся на лечении аэрофобии. И уходящий год для российской авиации оказался удручающе богат на катастрофы. Печальные итоги года в отрасли - в материале ИА DEITA.RU.

8 мая на Камчатке произошло крушение вертолета Ми-2. Большого резонанса катастрофа не вызвала - возможно, из-за малого количества жертв. Вертолет выполнял коммерческий рейс, на борту находились только пилот и пассажир - местный бизнесмен Андрей Пятко. Он доставлял продукты на базу "Федерации рыболовного спорта Камчатского края". Причиной крушения назвали ошибку пилота, который не принял решение возвращаться на аэродром при неблагоприятных метеоусловиях.

Первой громкой катастрофой стало крушение 6 июля самолета Ан-26 "Камчатского авиационного предприятия". Он выполнял регулярный рейс из Петропавловска-Камчатского в поселок Палана, но чуть-чуть не долетел - самолет разбился о склон сопки при заходе на посадку. На борту находилось 28 человек, включая шестерых членов экипажа, все погибли.

По предварительным данным, сгубила всех самонадеянность экипажа - пилот мог пойти на снижение в условиях низкой облачности, исключающей визуальный контакт и землей.

16 июля пропал с радаров самолет Ан-28 авиакомпании "СиЛА", выполнявший регулярный рейс из города Кедровый в Томск. На борту находилось 18 человек, включая четверых членов экипажа. По предварительным данным, у самолета начали отказывать двигатели при обледенении самолета, однако экипаж смог посадить воздушное судно в болотистой местности.

Расследование показало, что, во-первых, самолет практически исчерпал летный ресурс (иначе говоря, изрядно поизносился спустя десятилетия эксплуатации). Во-вторых, был нарушен режим руда и отдыха пилотов - экипаж выполнил 10 рейсов подряд без перерыва, причем последний рейс перед катастрофой длился почти 11 часов.

12 августа самолет Ми-8, выполнявший частный рейс к вулкану Ходутка, упал в Курильское озеро. На борту находилось три члена экипажа и 13 пассажиров - туристы из Москвы и Петербурга и гид. Выплыть смогли двое членов экипажа, экскурсовод и пятеро туристов.

После крушения деятельность авиакомпании "Витязь Аэро", специализирующейся на туристических перевозках, была приостановлена. Туристическая отрасль края несла колоссальные убытки, потому что остальным перевозчикам передали регулярные рейсы "Витязя", ни у кого не осталось свободных воздушных судов, чтобы показывать гостям региона Долину гейзеров. В крае решили создать новую авиакомпанию с более современным воздушным парком, пока репутация Камчатки как столицы авиакатастроф не отпугнула и без того немногочисленных туристов.

Ровно через месяц, 12 сентября, неудачно выполнил жесткую посадку в Иркутской области самолет L-410 - резервное воздушное судно авиакомпании "СиЛА", принадлежавшее забайкальской авиакомпании "Аэросервис". При выполнении рейса Иркутск - Казачинское у самолета, по предварительным данным, отказала техника. Пилот успел заявить об этом диспетчеру и пошел на посадку в тайге, рухнув с минимальной высоты. Из 16 человек на борту погибли четверо, в том числе один из двух пилотов.

Но не единой Камчаткой пополняются грустные хроники дальневосточной малой авиации. 22 сентября очередной Ан-26 разбился в Хабаровском крае в Большехехцирском заповеднике. Воздушное судно с шестью членами экипажа на борту выполняло технический полет для проверки систем связи. Самолет завершил полет об гору Хребтовую, вероятно из-за ошибки экипажа, повернувшего Ан-26 не в ту сторону. Ушлые хабаровчане пытались нажиться на катастрофе, водя нелегальные экскурсии к месту крушения.

Без катастроф дальневосточная малая авиация выдержала почти двое суток, и в ночь с 23 на 24 сентября разбился военный вертолет Ка-27, принадлежавший ФСБ. Останки вертолета нашли на склоне горы Острая в Елизовском районе Камчатского края.

3 ноября разбился грузовой самолет Ан-12 белорусской компании "Гродно". Воздушное судно, доставлявшее груз из чукотского поселка Кепервеем в Иркутск, вышло из-под контроля под селом Пивовариха в Иркутской области. Пилоты пытались вывести его на второй круг при заходе на посадку, но безуспешно - самолет разбился в лесу, погибли все девять человек на борту. Предполагается, что самолет не проходил обработку против обледенения, а в полете ледяной дождь вывел из строя часть элементов воздушного судна.

Наконец, халтурная противогололедная обработка является потенциальной причиной инцидента с самолетом Airbus A321neo, 2 декабря выполнявшего рейс Магадан - Новосибирск. Вероятно, "Аэробус" обработали дешевым автомобильным антифризом, который испарился с корпуса в полете. Обледенение привело к отказу части приборов, дело закончилось вынужденной посадкой в Иркутске. Пострадавших нет. Есть уголовные дела по этому инциденту.

Таким образом, репутация российской малой авиации оказалась подмочена еще сильнее, чем раньше. Многие пассажиры предпочли бы "летающим маршруткам" поезда или автобусы, но во многие удаленные поселки альтернативных наземных рейсов попросту нет, и даже если на маршруты выставят технику еще более престарелую, им все-таки придется пользоваться услугами инфернальных внутрирегиональных авиакомпаний....
Авторские права на данный материал принадлежат «ДЕЙТА.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка