О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как ветром сдуло. Куда пропали 10 легкомоторных самолетов в Казани?

Почему могли исчезнуть 10 самолетов малой авиации в столице Татарстана, разбирались "АиФ-Казань"

Почему могли исчезнуть 10 самолетов малой авиации в столице Татарстана, разбирались "АиФ-Казань".

Самолет для химработ

Легкомоторные самолеты, разработанные и собранные в казанской компании "МВЕН", пропали с территории Казанского авиационного завода им. Горбунова.

О пропаже заявило Обнинское научно-производственное предприятие "Технология", являющееся заказчиком этой партии воздушных судов. Самолеты Т-500, современный аналог Ан-2, предназначены для внесения удобрений и средств защиты растений с воздуха, пожаротушения и тому подобных целей.

Производство этой партии Т-500 должно было положить начало поточному производству самолетов в Татарстане. Но "воздушные трактора" стали предметом спора между разработчиком, которому была поручена сборка самолетов (фирма "МВЕН"), и заказчиком (НПП "Технология", входящее в состав госкорпорации "Ростех").

То, что самолеты "улетели" в неизвестном направлении, выяснилось 13 декабря.

Девять воздушных бортов себестоимостью около 165 млн руб. были под арестом в рамках взыскания задолженности МВЕНа перед бюджетом и другими взыскателями, рассказал первый заместитель генерального директора "Технологии" Алексей Будыкин.

Он пояснил, что самолеты должны были располагаться на территории Казанского авиационного завода им. Горбунова по распоряжению судебных приставов. В этот день должна была проводиться судебная экспертиза, но самолетов не оказалось на месте. Сотрудники КАПО им. Горбунова не смогли объяснить, где техника. А представители МВЕНа на экспертизу не приехали, сказал Будыкин.

Десятый самолет (раньше он выставлялся на территории Иннополиса, где должен был быть построен завод по производству Т-500. - Корр.) тоже пропал.

После этого было подано заявление о розыске машин, решается вопрос о возбуждении уголовного дела, сказал Будыкин.

Мал, да удал

А начиналось все в 2018 г. с надеждами на большое будущее. Три года назад был подписан договор между фирмой "МВЕН" и ОНПП "Технология", по которому МВЕН должен был собирать самолеты, а "Технология" поставлять комплектующие - узлы и детали, а также финансировать производство.

Фирму "МВЕН" в 1990 гг. создал с партнером выпускник Казанского авиационного института и опытный парашютист Виктор Ермоленко (в названии компании есть начальные буквы его имени и фамилии).

Фирма разрабатывала и производила легкие самолеты, а еще создавала уникальные для России системы спасения для терпящих бедствие самолетов. В случае ЧП в воздухе небольшие воздушные суда должны были безопасно приземляться с помощью выстреливающих парашютных систем. В МВЕНе был спроектирован и "воздушный трактор" МВ-500.

Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" им. А. Г. Ромашина работает в области создания наукоемкой продукции из неметаллических материалов для авиационной, ракетно-космической техники, транспорта, сообщает официальный сайт НПП. Предприятие начало работу в 1959 г., а с 2010 г. входит в структуру государственной корпорации "Ростех".

На обнинском предприятии неслучайно остановили свой выбор на легком самолете МВ-500, разработанном в Казани (позже он был переименован в Т-500). Это уникальный для России аграрный самолет: функциональный, экономичный.

"Т-500 предназначен в первую очередь для проведения сельхозработ с воздуха. Это распыление удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей, уничтожение листвы для облегчения сбора урожая и др., - в 2017 году рассказывал "АиФ-Казань" генеральный директор фирмы "МВЕН", авиаконструктор Виктор Ермоленко. - При разработке самолета учли мировой опыт, например, американские модели. Больше всего модель переняла у заокеанской "Цессны", но наш вариант стоит дешевле. Т-500 меньше, чем Ан-2, ведь сейчас нет нужды перевозить огромные объемы удобрений: они высокоэффективны и потому используются в малых дозах. Кроме того, если Ан-2 расходовал три литра топлива на гектар, то Т-500 - в десять раз меньше. Для защиты летчика создана система пассивной и реактивной защиты".

Планировалось "вырастить" смену знаменитому кукурузнику Ан-2: сельхозсамолет должен был реализовываться на всей территории страны. Потребность в воздушных судах, предназначенных для авиахимических работ и мониторинга окружающей среды, в РФ оценивается многими сотнями единиц.

В мае 2019 г. президент РТ Рустам Минниханов вместе с главой корпорации "Ростех" Сергеем Чемезовым рядом с Иннополисом заложили камень в фундамент будущего завода ООО "МВЕН", где должны были поставить производство "воздушных тракторов" на конвейер.

"Проект серийного производства самолетов Т-500 реализуется совместными усилиями госкорпорации "Ростех" и Республикой Татарстан в рамках соглашения о реализации пилотного проекта по созданию Всероссийской системы авиахимработ, подписанного на авиасалоне МАКС-2017. Завод начнет работать в 2022 г.", - сообщали тогда в Минпромторге республики.

Рустам Минниханов назвал будущий завод мечтой Татарстана, ведь разрабатывали "летающий трактор" в РТ. На территории предприятия планировалось разместить сборочные цеха, складские помещения и аэродром экспериментальной авиации.

Но дело на этапе выпуска десяти опытных образцов начало пробуксовывать. По договору 2018 г., МВЕН должен был сертифицировать самолеты и собрать десять образцов первой партии; НПП "Технология" - поставить для этого материалы и комплектующие, изготовить некоторые узлы и детали, а также предоставить средства в размере 200 млн руб.

Но обнинское предприятие поставляло не всегда вовремя, писали в СМИ, и выпуск бортов откладывался. Тем не менее поставщик и заказчик - НПП - обвинил сборщика в срыве сроков, а также внесении самовольных изменений в их конструкцию: мол, они теперь не соответствуют условиям поставки.

Началась череда судебных разбирательств, во время которых стороны предъявляли друг другу многомиллионные претензии.

Структура госкорпораци "Ростех" потребовала от МВЕНа передать сами самолеты, которые были к тому времени произведены.

"Первые десять машин были успешно произведены и прошли летные испытания на аэродроме Казанского авиазавода. Малый композитный самолет Т-500 представили вице-премьеру Юрию Борисову", - написал 5 марта в своей соцсети экс-министр связи России Николай Никифоров, ныне владелец компании, занимающейся инвестициями в проекты особой экономической зоны "Иннополис", а также совладелец компании-партнера "Ростеха".

"Пропажей самолетов не занимаемся"

В декабре 2019 г. структура "Ростеха" подала иск в Арбитражный суд РТ о взыскании с казанского производителя около 140 млн руб. Таков долг по договору на сборку и поставку самолетов, посчитали на предприятии "Ростеха".

Но техническая экспертиза, проведенная в рамках дела, показала, что работы по сборке самолетов выполнены полностью, а изменения в конструкцию не вносились. Суд постановил, что "Технология" обязана возместить "МВЕНу" затраты на работы (115 млн руб).

Но "Технология" благодаря апелляционной жалобе добилась проведения повторной судебной экспертизы, которая должна была показать, соблюдены ли сборщиком сертификационные требования, а также выполнены ли условия договора между НПП "Технология" и фирмой "МВЕН". Эта экспертиза и должна была состояться 13 декабря.

Действительно ли на пропавшие самолеты был наложен арест, как об этом заявляет руководство "Технологии", "АиФ-Казань" выяснить не удалось. Редакция адресовала Управлению федеральной службы судебных приставов по РТ вопрос, ведется ли исполнительное производство в отношении фирмы "МВЕН", но ответа не получили.

Кстати, конфликт не исчерпывается только производством десяти единиц Т-500. Дочерняя компания "Технологии" - "Аэропрактика" - через суд пыталась добиться ареста на патенты МВЕНа на аграрные самолеты. Под угрозой и право "МВЕНа" на серийное производство малых воздушных судов.

А что касается реакции правоохранительных органов по поводу исчезновения самолетов, пресс-секретарь СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий ответил "АиФ-Казань", что в ведомство не поступало дело о пропаже самолетов. Ответ такого же содержания поступил от Приволжской транспортной прокуратуры, МВД по Татарстану и республиканского подразделения ФСБ.

"Раньше самолеты было видно с улицы возле территории КАПО, а теперь нет. А ведь самолет - не велосипед, - судачат татарстанцы в соцсетях. - Взлететь без разрешения диспетчера он не может, а во время полета ему делают свой коридор для движения. Если техника уехала по земле, на территорию завода должны были заехать тягачи".

"Да просто компания-гигант хочет отнять у маленькой фирмы контроль над производством самолетиков! Вот их и спрятали", - делают предположения другие комментаторы.

Еще один малый производитель уйдет?

Ситуацию могли бы прояснить в фирме "МВЕН", но там ответили, что комментариев на тему десяти самолетов не дают.

Когда разгорелся конфликт со структурой Ростеха, создатель уникального самолета и директор компании "МВЕН" отказался от руководства, передав дела сыну Илье. Говорят, Виктору Ермоленко пришлось уехать из страны.

"Он не просто производил эти самолеты. Он сам их разработал и смог наладить производство, создав "МВЕН" с нуля, - отмечают знакомый с темой авиации в РТ специалист, не пожелавший назвать имя. - Энергичный, деятельный. Жаль, что на татарстанской земле амбициозный проект по серийному производству сельхозсамолетов не реализовался".

Сейчас работа компании "МВЕН", говорят, практически парализована. Если изматывающие судебные тяжбы будут продолжаться, еще один малый производитель уйдет с рынка.

МНЕНИЕ

Доктор экономических наук, вице-президент Академии наук Республики Татарстан Вадим Хоменко:

"Почему-то многие думают, что малая авиация - это про развлечения, удовлетворить амбиции и интерес любителей.

Но она могла бы занимать большое место в хозяйстве страны. По объему услуг малой авиации наша страна отстает в 4,5 раза от США и в 3,5 раза от Европы.

При такой огромной территории, которой мы обладаем, она могла бы быть хорошим подспорьем. Многие помнят времена, когда обычные граждане летали из Казани в Мамадыш или Альметьевск на Ан-2 или Як-40. А сейчас, во время пандемии, во всем мире бум на внутренний туризм.

Небольшие самолеты нужны лесному и сельскому хозяйству, а также для обнаружения пожаров и разливов нефти.

Развитию малой авиации мешают две причины. Первая - административный барьер (принятые правила безопасности делают сложным согласование полетов легких самолетов).

Вторая - нехватка самих воздушных судов и инфраструктуры (аэродромов и пр.)

Президент РФ Владимир Путин сказал о задаче перевода оборонного авиапроизводства на гражданские рельсы. В этом свете очень жаль, что проект по созданию завода "МВЕН" не получилось реализовать, где могли бы выходить с конвейера 60 воздушных судов в год. Татарстану сам бог велел производить самолеты, поскольку есть база - образованные кадры, технологи и инженеры-конструкторы.

Именно малым предприятиям логично заниматься малой авиацией. Но без помощи государства небольшим фирмам очень тяжело выжить.

Из-за того что недостаточно условий для работы, страна потеряла множество талантливых конструкторов, работающих в авиакосмической промышленности. Теряем звездочек.

А ведь технологии и специалисты определяют положение страны. Если сейчас упустим эту отрасль, другие страны не будут нам в этом помогать. Наука занимает 1,3 % в ВВП, а заложено 2,5. Резерв у нас есть".

ОФИЦИАЛЬНО

Правительство РТ не раз заявляло о намерениях развивать производство малых воздушных судов. Благодаря проекту по выпуску под Казанью Т-500 (от 60 до 100 штук в год) планировали восстановить малую сельхозавиацию в стране.

Обозначает ли правительство РТ свою позицию в конфликте компаний "МВЕН" и "Технология"?

Вопрос "АиФ-Казань" адресовали пресс-службе президента РТ.

"Эта проблема касается лишь двух хозяйствующих субъектов", - ответила пресс-секретарь Лилия Галимова.

СПРАВКА

Т-500 (второе название МВ-500) ‒ самолет, который предназначен для проведения сельхоз- и авиахимработ, а также мониторинга окружающей среды, обследования крупных промышленных объектов, обработки лесов от вредителей и ликвидации разливов нефти.

Не путать с советским трактором Т-500, который выпускался с 1985 г. Впервые машина была представлена на выставке МАКС-2017.

Технические характеристики:
  • Размах крыла - 12,4 м
  • Длина - 7,7 м
  • Двигатель - мощность 8,87 л. с.
  • Крейсерская скорость ‒ 160 км/ч
  • Максимальная дальность полета - 1000 км
  • Вес пустого самолета - 756 кг
  • Максимальный взлетный вес - 1510 кг
  • Объем бака для химической смеси - 500 л
В 2018 г. самолет получил летный сертификат как специализированное воздушное судно аграрного назначения....
Авторские права на данный материал принадлежат «АиФ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка