О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мантуров - РБК: "Сейчас создавать Госплан - сомнительная перспектива"

Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал РБК, почему в 2022 году темпы инфляции начнут снижаться, стоит ли помогать металлургам при переходе на водород и когда в России появится первый серийный электромобиль

"В настоящее время стоимость арматуры уже на 20% ниже цен октября"

- Весь год в правительстве обсуждали повышение налогов для металлургов. Насколько эффективным оказалось введение временных пошлин с 1 августа?

- Помимо фискальных целей экспортные пошлины носили характер сдерживания внутренней цены. И мы это увидели. Например, цены на горячекатаный листовой прокат в июне "улетели" до 87 тыс. руб. c лишним за тонну без НДС, а (благодаря пошлинам) опустились до 62-63 тыс. руб. Цена на холоднокатаный лист также снизилась более чем на 30%. Также мы наблюдаем снижение цен на железную руду и арматуру. Ведение пошлин дало возможность государству перераспределить полученные средства на разные секторы потребления - в том числе на стройку, гособоронзаказ и ряд других металлоемких отраслей.

- В августе-сентябре цены на сталь и арматуру снизились, но с октября начался рост.

- Всегда есть эффект отскока. То есть сначала ты получаешь быстрый эффект от пошлины (внутренние цены снижаются. - РБК), потом этот эффект нивелируется. Потребители сначала сокращают объемы закупок, ожидая дальнейшего снижения цен, а потом начинают резко скупать металлопродукцию для выполнения существующих заказов. В результате в начале октября образовался искусственный дефицит арматуры на рынке, связанный, в первую очередь, с отсутствием готовой продукции на складах у металлотрейдеров. По мере насыщения рынка арматурным прокатом, со второй половины ноября, мы снова наблюдаем снижение цен. Так, в настоящее время стоимость арматуры уже на 20% ниже цен октября.

Аналитики говорят, что в следующем году, скорее всего, цены (на металлы) сильно снижаться не будут - они уже снизились по сравнению с первой волной повышения с конца 2020 года. Внутренние цены по-прежнему будут зависеть, в том числе, и от внешних факторов. Но если они будут повышаться, бюджет получит больше доходов за счет нового плавающего механизма сборов (c 2022 года вводится акциз на жидкую сталь и повышается НДПИ на железную руду в зависимости от экспортной цены. - РБК) и будет применяться механизм точечного перераспределения средств, как и в этом году.

- В случае значительного роста цен на сталь потребуются дополнительные меры сдерживания? Например, фиксирование цен на контракты на госстройках?

- В этом году было подписано около 700 прямых контрактов между производителями металлургической продукции и представителями строительной индустрии. Это касалось всех потребителей металла. Особо остро стоял вопрос по бюджетным и социальным стройкам, где невозможно в рамках контракта увеличивать цены больше чем на 10%. При заключении прямых контрактов по таким стройкам мы старались сохранять цены 2019 года, индексированные на уровень инфляции. Там, где это было возможно, мы заключили такие контракты оперативно. Но эта кампания не остановилась - в следующем году мы будем продолжать заключать прямые контракты. Это и есть инструмент гарантии формульной цены.

"Неправильно сильно журить транспортные компании"

- Помимо металлопродукции и стройматериалов растет стоимость их транспортировки. Какие меры будут приняты?

- Эта тема обсуждалась на площадке правительства. Было зафиксировано, что основной прирост стоимости материалов дало удорожание аренды вагонного парка, в частности, стоимость аренды полувагонов, а не сами тарифы РЖД за перевозку. При этом РЖД не является собственником и арендодателем подвижного состава, все вагоны предоставляются частными компаниями. Из-за резкого увеличения экспорта угля стоимость аренды полувагонов с начала года поднялась в четыре-пять раз. Например, если в январе 2021 года одна из компаний платила за предоставление шести полувагонов (стандартный состав) для отгрузки в Москву щебня 101 тыс. руб., то в ноябре эта плата выросла до 448 тыс. руб. У ряда производителей выросла себестоимость из-за удорожания сырья, доставляемого железнодорожным транспортом. Такая ситуация характерна для цемента, стекла, бетона и железобетона, минеральных теплоизоляционных материалов, а также керамических материалов (кирпич, плитка, санфаянс).

Помимо РЖД, в России работают независимые транспортные компании, которые тоже сталкиваются с повышением цен на металлопродукцию, что закладывается в цену их услуг. К тому же, они стараются заработать на временной конъюнктуре (высоких ценах), чтобы компенсировать потери прошлых лет, которые были существенными. Учитывая это, тоже неправильно их как-то сильно за это журить и критиковать.

Но, конечно же, мы находимся в постоянном диалоге с транспортными компаниями. Если это российские компании, а не международные, на которые у нас нет возможности влиять с точки зрения цены, мы стараемся находить какие-то компромиссы. Например, мы видим возможность балансировать со стороны государства цену промышленной продукции, которой они пользуются, - вагонов и грузового автотранспорта. По производству вагонов опять же (заключались) прямые контракты на поставку металлопродукции. По грузовому автотранспорту велась работа и с металлургами, и с поставщиками комплектующих. В первом полугодии 2021 года активно работала лизинговая программа, которая субсидируется государством. Такой комплекс мероприятий приводит к мягкому сдерживанию цен без применения нерыночных механизмов.

- С 2022 года РЖД поднимут тарифы на грузовые перевозки почти на 7%. Как это скажется на промышленности?

- Увеличение тарифа железной дороги может стать фактором роста стоимости перевозок, хотя в настоящий момент на него приходится от 10% до 20% общей стоимости транспортных расходов. Рост стоимости тарифа может повлиять на итоговую цену стройматериалов с высокой долей транспортной составляющей, например, нерудных материалов и цемента. А вот в части металлургической продукции мы не ожидаем существенных изменений цен ввиду низкой доли перевозки в себестоимости продукции.

- Потребуется дополнительно субсидировать промышленность из-за роста тарифов?

- С учетом того, что у нас бюджет уже сверстан и в нем предусмотрены средства на наши национальные проекты, дополнительных затрат мы не предусматриваем.

"Инфляция должна постепенно начать снижаться"

- На каком этапе работа над общей моделью контроля темпов роста цен по широкому кругу товаров, где ценообразование подвержено внешним шокам? Какие товарные категории входят в эту группу?

- На сегодняшний день разработаны и уже действуют регламенты взаимодействия между Минэкономразвития, профильными ведомствами и аналитическим центром правительства. У нас создан штаб совместно с Минсельхозом, в рамках которого мы постоянно мониторим цены на продовольственную номенклатуру. По ценам на биржевую продукцию и на промышленную продукцию мы собираем и отраслевую официальную статистику Росстата. Наши отраслевые ассоциации также ведут постоянный мониторинг, чтобы вовремя принять управленческие решения.

- Возможна ли разработка механизма, который позволит избежать ручного управления при скачках цен?

- Такого универсального подхода нет. Тогда бы пришлось создавать Госплан - в современных реалиях это сомнительная перспектива. Лучше сделать акцент на совершенствовании системы информационного межотраслевого мониторинга, чтобы предприятия разных отраслей экономики могли оперативно получить ту или иную нужную им информацию в соответствии с их формой доступа к Государственной информационной системе промышленности (ГИСП). Это будет давать возможность для оперативного реагирования тем или иным компаниям

- Вы видите угрозу продолжения роста инфляции в следующем году?

- На внутреннем рынке ситуация стабилизируется, и инфляция должна постепенно начать снижаться, если опять же не будет происходить каких-то серьезных флуктуаций на внешних рынках.

"Введение ретроспективного налога на дивиденды не актуально"

- Какова позиция Минпромторга по ретроспективному налогу, когда размер налога на прибыль ставится в зависимость от дивидендов и инвестиций за предыдущие годы?

- Ретроспективный налог на дивиденды был предложен Минфином в рамках обсуждения мер по увеличению фискальной нагрузки на металлургическую отрасль. Правительством в итоге было принято решение внести изменения в Налоговый кодекс: изменить формулу НДПИ и ввести акциз на жидкую сталь. По расчетам, Минфина указанные меры должны принести в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно до 131 млрд руб. ежегодно. Таким образом, обсуждение введения ретроспективного налога на дивиденды на сегодняшний день не актуально.

- Как на практике будет реализовываться идея о повышенной налоговой нагрузке на компании, тратящие значительные средства на дивиденды, а не на инвестиции?

- Такого рода обсуждения были, но, насколько мне известно, еще не было принято никаких решений. В этом есть определенная доля справедливости, чтобы мотивировать бизнес вкладываться в развитие. Но нет никаких условий или требований, чтобы инвестор обязательно вкладывал в какой-то определенный сектор экономики, в котором он уже работает. Может быть, он будет вкладывать в другие отрасли, что тоже будет приветствоваться.

- Не ухудшит ли это инвестиционную привлекательность российских компаний, у которых, например, в конце инвестцикла может быть предусмотрена выплата значительного объема дивидендов?

- Вопрос в том, что является разумным объемом дивидендов: 90-100% прибыли или 50-60%? Есть же разумный подход (при распределении прибыли). Сейчас никто не запрещает направлять прибыль на дивиденды. Я уверен, что и не будет запрета на распоряжение заработанными средствами. Но государство, наверное, вправе создавать механизмы, которые должны стимулировать инвестиции в развитие бизнеса и при этом ни в коем случае не снижать инвестиционную привлекательность.

Основные факты из биографии Мантурова

Родился в 1969 году в Мурманске. Окончил МГУ по специальности "социология", РАНХИГС по специальности "юриспруденция" и докторантуру Московского авиационного института.

В 1998-2000 годах - заместитель гендиректора Улан-Удэнского авиационного завода. В 2000-2001 годах - коммерческий директор Московского вертолетного завода им. М.Л.Миля.

2001-2003 годы - заместитель председателя ФГУП "Государственная инвестиционная корпорация" (Госинкор). В 2003-2007 годах - гендиректор "ОПК "Оборонпром".

В сентябре 2007 года назначен замминистра промышленности и энергетики, с мая 2008 года - замминистра промышленности и торговли

Со 2 февраля 2012 года - и.о. министра промышленности и торговли, с мая того же года - министр.
"До 2060 года у нас точно есть время"

- Есть ли планы у Минпромторга по адаптации отраслей промышленности России к углеродной нейтральности, которую планируется достичь к 2060 году?

- В ходе конференции об изменении климата в Глазго наша страна заявила о планах комплексного решения задачи достижения углеродной нейтральности к 2060 году как за счет мер по контролю и снижению выбросов парниковых газов (в первую очередь в энергетическом секторе), так и за счет управления природными экосистемами (лесами, тундрой, сельхозземлями, болотами и морями) и повышения их поглощающей способности. Правительством уже утверждена стратегия социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. В углеродоемких отраслях промышленности (металлургия, химическая промышленность, производство минеральных материалов) закладывается внедрение технологий с низким уровнем выбросов парниковых газов и высокой энергоэффективностью, прежде всего с учетом концепции внедрения наилучших доступных технологий, которая была принята в 2014 году и заложила фундамент для экологической модернизации промышленности.

Сегодня наша металлургическая отрасль, наверное, одна из самых модернизированных не только в Европе, но и в целом в мире. Воспользовавшись хорошей международной конъюнктурой в 2000-е годы, компании направили сверхприбыль на модернизацию производств и, по сути, создание новых. Сейчас около 60% стали в России выплавляется из руды путем доменно-конвертерного производства с использованием в качестве восстановителя кокса, получаемого из коксующегося угля. При этом выбросы СО2 составляют около 2,3 т на 1 т стали. При использовании в электродуговых печах лома выбросы снижаются до 0,7 т СО2. Если для восстановления железа использовать водород, то выбросы будут практически равны нулю. Но для получения водорода нужно сначала произвести электричество. Сейчас в мире существуют только опытные металлургические установки такого типа, и при этом отсутствуют коммерчески доступные технологии получения водорода в объемах, необходимых для энергоперехода. До 2060 года у нас точно есть время, уверен, что наши предприятия справятся с этой задачей.

- Основной владелец "Северстали" и глава ассоциации "Русская сталь" Алексей Мордашов оценил инвестиции в переход российской металлургии на водород в 10 трлн руб. Это совпадает с вашими оценками?

- По экспертным оценкам, переход на методы производства с нулевым выбросом углерода потребует от мировой отрасли капитальных вложений порядка $250 млрд. Затраты для российской отрасли оценить пока сложно, но они точно будут исчисляться десятками миллиардов долларов. При этом следует учитывать, что по мере перехода на безуглеродные технологии затраты на выплавку 1 т стали могут также существенно вырасти. Мы, конечно, будем использовать для расчетов и цифры "Русской стали".

- Посильна ли эта задача для российских металлургических компаний? Потребуются ли им меры поддержки?

- В предыдущие годы металлургические компании развивались самостоятельно. И сейчас эта отрасль самодостаточна и точно не требует изобретения каких-то новых мер поддержки. 10 трлн руб. на переход на водород, наверное, понадобится за весь период до 2060 года. Если разделить по годам, это не такие драматические цифры. Компании примерно столько и инвестируют ежегодно в развитие и модернизацию предприятий.

Напомню также, что на сегодняшний день в рамках инвестиционных проектов по снижению углеродного следа металлурги уже пользуются общеотраслевыми мерами поддержки, например, механизмом специального инвестиционного контракта. Так, летом мы уже заключили первый СПИК по строительству в городе Выкса Нижегородской области завода "зеленой" металлургии "Эколант". Проект предполагает создание нового сталеплавильного комплекса без коксохимического и доменно-конверторного переделов. Сталь будет производиться из железной руды методом прямого восстановления железа природным газом.

- Решена ли проблема обеспечения больниц медицинским кислородом? Какой объем кислорода могут производить российские предприятия в месяц? Нет ли риска дефицита при очередной волне коронавируса?

- По состоянию на 20:00 мск 29 декабря впервые за достаточно долгое время у нас в сводке, которая обновляется каждый день, отсутствуют регионы, обозначающие проблему с обеспеченностью медицинским кислородом. Сейчас снижаются показатели заболеваемости, мы это видим каждый день. С учетом того, как штамм "омикрон" распространяется по другим странам, сложно сказать, какая будет заболеваемость в следующем году. Можно только строить математические модели, которыми мы, конечно, тоже руководствуемся.

Кислород в отличие от масок или лекарственных средств нельзя произвести впрок. Он имеет серьезную летучесть. Потери при хранении в сжиженном или газообразном виде от 15 до 30% в месяц, поэтому очень сложно наделать его заранее. Но мы стараемся заполнить все производственные емкости, находящиеся в непосредственной близости от организаций системы здравоохранения, с постоянным пополнением, чтобы быть в боевой готовности.

Правительство согласовало поставки 177 кислородных концентраторов в 51 регион, на это выделено 5,65 млрд руб. Каждый регион берет на себя обязательства по внутренней разводке внутри больницы, чтобы оставить магистральный медицинский кислород для реанимации, а для средних и легких больных пользоваться кислородными концентраторами. Мы также выделили средства на модернизацию или строительство новых воздухоразделительных установок на предприятиях в регионах, где были приняты такие решения, для производства медицинского водорода. Модернизация займет от трех месяцев до года, а строительство новых установок - до двух лет. Это уже капитальное строительство, но этим все равно нужно заниматься.

Мы пережили две серьезных волны коронавируса, когда была большая потребность в кислороде, не хочется столкнуться (c его нехваткой) в очередной раз. Будем делать все возможное, чтобы с этими задачами справиться. Для этого в том числе и разрабатывается программа о национальной биологической безопасности, которая должна учитывать и эти риски. (В случае острой необходимости остается вариант закупки кислорода в тех странах, у которых высвобождаются остатки.

В штатном режиме в России производится около 10 тыс. т кислорода в сутки, во внештатном режиме - около 11 тыс. т. Система здравоохранения обычно потребляла 3,3 т кислорода, в самый пик - 3,5 тыс. т в сутки. И, конечно же, мы должны были, получая технический кислород, оперативно его медикализировать для последующей поставки в систему здравоохранения.

"Средства ФНБ для авиатехники - это способ уровнять условия лизинга с западными конкурентами"

- В конце октября был утвержден госзаказ на закупку гражданских самолетов в 2022-2024 годах, из ФНБ будет выделено 279 млрд руб. Сколько планируется заказать техники на эту сумму?

- Правительством утверждена программа государственного гражданского заказа на воздушные суда отечественного производства на период до 2030 года, направленная на обновление и пополнение парка гражданского и специального назначения. Программа предусматривает пополнение парка федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, российских авиаперевозчиков и лизинговых компаний 1045 воздушными судами (583 самолета и 462 вертолета) до 2030 года. В 2022 году на эти цели будет выделено 79 млрд руб., в 2023-м и 2024-м - по 100 млрд руб.

Программа включает в себя пять категорий заказчиков. Первые три - федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и компании, а также коммерческие авиаперевозчики. Также отдельно выделены подразделение для тушения пожаров и Дальневосточная авиакомпания. Сейчас совместно с Минэкономразвития и ГТЛК работаем над согласованием паспорта инвестиционного проекта по приобретению авиационной техники отечественного производства для последующей передачи в лизинг национальному перевозчику в Дальневосточном федеральном округе, которому предусматривается поставка 42 единиц воздушных судов (Sukhoi Superjet, "Ил-114-300", "Л-410" и ЛМС) до 2025 года в эксплуатацию. Общий объем финансирования составляет 53 млрд руб., из них 60% - средства ФНБ, 40% - привлекаемые заемные средства. ОАК также ведет работу по формированию инвестиционного проекта для поставки 32 воздушных судов МС-21 для нужд авиакомпании "Россия" до 2024 года. Общий объем финансирования проекта составляет порядка 155 млрд руб. (60% - ФНБ, 40% - заемные средства).

Реализация программы позволит обеспечить равномерную загрузку производственных мощностей предприятий авиационной промышленности, завершение инвестиционной стадии текущих авиационных программ и перейти к наращиванию серийного производства новой авиационной техники, создать стабильные условия для развития перспективных программ в гражданской авиации.

- Ключевая задача мер господдержки - снижение стоимости владения российскими самолетами. Какими будут лизинговые платежи для Superjet, приобретаемых авиакомпаниями в рамках госзаказа?

- Привлечение средств ФНБ для продвижения российской авиатехники - это фактически способ уровнять условия деятельности российских лизинговых компаний с их западными конкурентами. Конкуренты пользуются "длинными" деньгами по невысоким ставкам, теперь эта возможность будет и у наших лизингодателей. В комплексе с системными мерами поддержки стимулирования спроса на приобретение и лизинг воздушных судов отечественного производства, реализуемыми по линии Минпромторга, это позволит обеспечить лизинговую ставку на технику на конкурентном уровне и сдержать ее рост.

- Сколько бюджетных средств было вложено в гражданское самолетостроение за последние десять лет? Как можно измерить эффективность этих вложений? Почему правительство практически не поддерживает частные авиастроительные компании?

- Всего за 2012-2021 годы по направлению "Самолетостроение" в рамках федеральной целевой программы по развитию гражданского авиастроения и аналогичной госпрограммы было выделено 336,8 млрд руб. В этот период финансировались такие проекты создания или модернизации самолетостроения, как Бе-200, Ту-204/214, SSJ-100, МС-21, а также проекты по разработке самолетов "малой авиации". Меры господдержки, которые реализовывались в этот период, были направлены на снижение затрат лизинговых компаний на выплату процентов по кредитам, создание сети послепродажного обслуживания и т.п. Эффективность вложенных средств характеризуется достижением значимых результатов. Лучше всего за себя говорят экспозиции наших новинок, которые мы демонстрировали в этом году на МАКСе и Dubai Airshow, - гражданский сегмент был представлен там на очень достойном уровне.

Исполнителями госконтрактов при реализации мероприятий по направлению "самолетостроение", в основном, являются предприятия, входящие в структуру ОАК. Но реализация проектов проводится Минпромторгом на конкурсной основе. Это подразумевает участие любого предприятия, соответствующего требованиям, указанным в конкурсной документации (например, наличие лицензии на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники), независимо от формы его собственности. Для обеспечения высокого качества выполняемых работ, одним из основных требований к претендентам на выполнение государственных контрактов, является имеющийся опыт и квалификация сотрудников предприятий, что пока снижает интерес к таким работам большинства отечественных частных авиастроительных компаний.

- 25 декабря состоялся первый испытательный полет МС-21-300 с крылом из российских композитов. Тогда же стало известно, что первый самолет MC-21 поступит в коммерческую эксплуатацию только в сентябре 2022 года, хотя ранее речь шла про лето. С чем связан перенос? Какие российские и иностранные авиакомпании будут на нем летать, помимо компании "Россия"?

- Поставки МС-21-300 эксплуатантам рассчитываем начать во втором-третьем квартале следующего года. Мы сделали очередной шаг в наборе тех компетенций, которые необходимы для развития гражданского самолетостроения. Мы заместили продукцию из США, закрытую для поставки в Россию, начав совместно с "Росатомом" самостоятельно производить крыло из композитных материалов. Эту компетенцию будем дальше использовать и на других типах самолетов, в первую очередь, опять же гражданских.

Мы начали обсуждать с "Росатомом" этот широкомасштабный проект по производству композитных материалов еще в 2012 году. Но когда были введены ограничения на поставку композитных материалов, на замену зарубежного крыла на российское ушло дополнительно два года. Для западных компаний запрет поставлять такое крыло это минус около $2 млн выручки на один самолетокомплект. А российские предприятия получат плановый понятный заказ на многие годы вперед.

- Кстати, недавно Европейский союз обратился с жалобой во Всемирную торговую организацию, заявив, что Россия несколько лет ущемляла интересы европейских компаний при продаже товаров и услуг российским госкомпаниям. Этот рынок госзакупок ЕС оценил в €290 млрд.

- Европейские коллеги должны как-то определиться с тем, чего они хотят от кооперации с нами. Если они хотят полноценной кооперации, мы от этого не отказываемся, пожалуйста. Более того, частные российские компании проводят тендеры, на которых нет никаких ограничений, - они продолжают закупать иностранные компоненты.

Российским компаниям даются преференции только в том случае, если это государственные закупки - напрямую из бюджета или госкомпании. Но когда мы вступали в ВТО, мы изначально не подписывали параграф, связанный с госзакупками, оставив для себя возможность развивать промышленность и формировать государственный заказ для наших отраслей. К тому же, если ЕС ввел антироссийские санкции, мы должны производить свое, импортозамещаться. Какие к нам претензии?

"Первый серийный электромобиль появится в России в ближайшие год-два"

- В августе власти решили не возобновлять программу льготного автокредитования, на которую из бюджета уже было выделено 5 млрд руб., из-за сильного роста рынка продаж новых автомобилей. Планируется ли поддержка спроса в 2022 году?

- Пока мы видим, что спрос превышает предложение, поэтому при таких параметрах запуск программы будет фактически дополнительной нагрузкой на производства. В этих условиях мы будем наблюдать за рынком и принимать решение исходя из динамики. Однако средства уже зарезервированы. На реализацию программы "Льготное автокредитование" предусмотрено 10,2 млрд руб. на 2022 год, 13,3 млрд руб. - на 2023-й и 13,5 млрд руб. - на 2024 год. Будем исходить из того, что применять подобный инструмент необходимо, когда его использование будет наиболее эффективным.

- Российские автозаводы освоили производство электробусов и готовятся к поставкам водоробусов. Когда в России появятся легковые электромобили российского производства, например, "АвтоВАЗа"?

- Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в России на период до 2030 года охватывает весь комплекс вопросов - от создания зарядной и водородной заправочной инфраструктуры, локализации компонентов для низкоуглеродного транспорта (включая батарею, водородные топливные элементы и силовую электронику) до стимулирования спроса на такой транспорт. В настоящее время объявлены конкурсы на заключение СПИК 2.0 по производству как электромобилей, так и тяговых батарей для электродвижения.

Мы предполагаем, что первый серийный электромобиль появится в России в ближайшие год-два. А в соответствии с целевыми показателями этой концепции общий объем производства электротранспортных средств в России до 2030 года (накопленным итогом) превысит 730 тыс. единиц, причем к окончанию этого периода годовой объем достигнет 10%-ной доли (217 тыс. ед.) от общего объема производства транспортных средств в России. С 2022 года для российских легковых электромобилей должна заработать новая мера поддержки - в рамках льготного автокредитования можно будет получить скидку в размере 25%, но не более 625 тыс. руб....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка