О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дроны, самолеты и дельтапланы собирает липецкий авиаконструктор-самоучка

Житель Усмани Эдуард Балабаев уверен: за беспилотной авиацией будущее. И недалек тот день, когда летательные аппараты войдут в наш обиход как бытовые приборы

Житель Усмани Эдуард Балабаев уверен: за беспилотной авиацией будущее. И недалек тот день, когда летательные аппараты войдут в наш обиход как бытовые приборы.

Страстный поклонник авиации, основоположник усманского спортивного дельтаклуба, конструктор и создатель множества летательных аппаратов, Эдуард Балабаев всему научился сам, без инженерных вузов, курсов по пилотированию и прочего.

Первый полет

Когда ему было шесть лет, инструктор авиакружка вкратце объяснил, за счет чего летательные аппараты поднимаются в воздух. Рассказал про подъемную сила крыла, принцип работы винта. Вряд ли педагог рассчитывал, что мальчишка поймет хоть что-нибудь. Недаром в секцию тогда набирали только ребят из старших классов, успевших освоить что-то из школьного курса физики. Однако Эдуард Балабаев уже вечером дома склеил из бумаги свой первый самолетик.

В 12 лет вместе с одноклассником он построил воздушное судно посерьезней - из досок. Аппарат был большой, с местом для пилота. Но полет, начавшийся на крыше гаража, продолжался всего несколько секунд.

- Самолет, в котором я сидел, просто столкнули с крыши, и он упал в песок, - признает Эдуард. - Он и не должен был полететь. В нем и мотора-то не было. Отец, конечно, отругал меня - за разобранный на доски забор, за полет, но понял, что мне это действительно интересно.

Вскоре нашего героя записали в кружок судомоделирования. В авиационный он все еще не подходил по возрасту. Но строить лодки и корабли оказалось не столь занимательно. Попасть же к авиаторам Балабаеву так и не довелось - секция закрылась. Поэтому насколько мог, он познавал науку полета самостоятельно: по книгам и журналам.

Дельтаплан из мотоцикла

С годами увлечение не прошло и даже не ослабело. После армии усманец узнал, что в Воронеже при авиационном заводе есть клуб дельтапланеристов. Поехал, нашел.

- Меня там хорошо встретили, показали дельтапланы, - вспоминает Эдуард. - Оказалось, что я многое представлял неправильно: какими должны быть крепления, какие использовать материалы.

Наш герой решил построить собственный дельтаплан. Правда, время для этого оказалось не самое подходящее - 90-е годы с дефицитом всего и нехваткой денег у всех. Поэтому процесс затянулся на целых восемь лет. Но задумка воплотилась в жизнь.

- Мотор сделал сам из пожарной помпы и деталей мотоцикла "Иж", - рассказывает Эдуард. - Знания мототехники, привитые отцом, пригодились.

Можно было и полеты начинать - цель достигнута. Но не передать свои знания, свою мечту другим - без этого Эдуарду Балабаеву казалось, что история не будет полной. За поддержкой он обратился в местную администрацию и получил разрешение создать секцию при ДОСААФ.

Взлетной площадкой для тренировок был выбран военный аэродром - тот самый, в Шаршках, где сейчас проводятся соревнования международного класса. В те времена он был заросшим, заброшенным, совершенно непригодным для полетов. Именно Балабаев со своими воспитанниками первыми взялись за его восстановление.

- Я любил это место с детства, - признается Эдуард. - Мальчишкой мечтал, что когда-нибудь его расчистят, аэродром станет действующим, а я смогу наблюдать, как здесь взлетают и приземляются самолеты.

Крутая компания

Через какое-то время пришла идея поискать единомышленников в родном городе. Сделать это он решил очень оригинально: выставил дельтаплан перед домом на всеобщее обозрение.

- Кто заинтересуется - сам постучится в дверь, - подумал Балабаев и оказался прав. Команда подобралась скоро и серьезная: юрист, один очень технически грамотный самодельщик, предприниматель и замначальника милиции.

Такой компанией они взялись за облагораживание аэродрома (а это 48 гектаров) уже основательно: организовали охрану от хулиганов, расчистили поле, отсыпали дороги. Но очень скоро получили необычное извещение - из воронежской дивизии. Оказалось, что аэродром вовсе не ничейный, а Минобороны и является запасной военной площадкой. Усманцы сумели объяснить, что просто хотят навести порядок. Военные дали добро и на восстановление аэродрома, и на тренировочные полеты.

Шаг вперед

Почти 20 лет дельтаклуб базировался на этом месте. Кто только не наведывался к авиаторам за это время. И транспортная инспекция - чтобы проверить все ли в порядке и все ли документы оформлены. И телевизионщики - чтобы снять сюжеты об активистах.

В числе "звездных" гостей - телеведущий Леонид Якубович, известный своим увлечением пилотировать самолет, путешественник Федор Конюхов, который, к слову, одну из своих кругосветок планировал совершить на планере, популярные блогеры.

Все было прекрасно, пока военные не решили снять территорию аэродрома со своего баланса. Попади аэродром в этот момент в руки бизнесменов, кто знает, возможно, на этом месте появился бы завод или фермерское хозяйство. Но удача снова оказалась на стороне дельтапланеристов. Они нашли, заинтересовали, убедили представителей воронежского аэропорта организовать здесь учебный центр. Но и это соседство оказалось невечным. В 2013 году площадку передали клубу "Сапсан". А Балабаева как почетного ветерана местной авиации пригласили на должность коменданта аэродрома.

- Было жаль наш дельтаклуб, - признает он. - Но в целом для развития аэродрома это все-таки шаг вперед.

Новые проекты

Сейчас Балабаев больше сосредоточен на разработке новых воздухоплавательных аппаратов. За несколько лет он сконструировал немало авиамоделей самых разных модификаций - от самолетов, способных поднять в воздух несколько человек, до миниатюрных дронов, чей вес составляет не более двухсот граммов.

Среди его изобретений серьезные устройства для химавиации, а есть и созданные исключительно ради забавы. Например, железный человек, повторяющий силуэт голливудского персонажа. С высоты полусотни метров этот образец инженерной мысли выглядит как летящий по небу человек.

В настоящий момент Балабаев работает сразу над двумя крупными проектами. Первый - это двухместный самолет. Второй - беспилотник для удобрения полей. По задумке, такая модель сможет поднимать в воздух до 50 килограммов химикатов и обрабатывать до 500 гектаров за рабочую смену. Это позволит агропроизводителям выполнять работы быстро и сравнительно дешево.

Дело за патентами

В коллекции полезных дронов у нашего собеседника уже около десятка аппаратов. Какие-то оснащены камерами и специальными датчиками. Их можно использовать для патрулирования, поиска пропавших, борьбы с браконьерами. Другие способны доставлять различные приборы или средства спасения.

- Представьте ситуацию: если кто-то терпит бедствие на воде, кто быстрее поспеет на помощь - спасатель вплавь или на катере или беспилотник по воздуху? - рассуждает Эдуард. - Дроны могут переносить предметы первой необходимости и в другие труднодоступные места, куда ни пешком, ни на машинах в короткий срок не добраться.

Всерьез подумывает наш собеседник о патентовании своих детищ. В этом случае разработки станут доступны большему числу заинтересованных. И, может, это действительно приблизит момент, когда беспилотная авиация войдет в нашу повседневную жизнь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lipetskmedia.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка