О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Арктическая миссия: как противолодочные самолеты Ту-142 обеспечивают стратегическую безопасность России

Экипажи дальних противолодочных самолетов Ту-142 продолжат совершать длительные полеты над акваторией Арктики и Атлантики в 2022 году

Экипажи дальних противолодочных самолетов Ту-142 продолжат совершать длительные полеты над акваторией Арктики и Атлантики в 2022 году, сообщили в пресс-службе Северного флота. Там назвали эту задачу одной из приоритетных для машин такого типа. Эксперты называют самолеты Ту-142 одним из самых эффективных средств противодействия подлодкам потенциального противника. Аналитики подчеркивают, что с учетом текущей геополитической обстановки регулярное патрулирование северных морских рубежей России стало особенно актуальным.

В 2022 году экипажи авиации Северного флота продолжат совершать длительные полеты над Арктикой и Атлантикой на дальних противолодочных самолетах Ту-142, сообщили в пресс-службе флота.

"Экипажи дальних противолодочных самолетов Ту-142 объединения ВВС и ПВО Северного флота продолжат практику длительных полетов в оперативно важных районах Атлантического и Северного Ледовитого океана. Данная задача будет одной из приоритетных для летчиков этого типа самолетов в новом году", - говорится в сообщении.

В пресс-службе СФ отметили, что в 2021 году средняя продолжительность полетов в дальнюю морскую зону для таких экипажей составила около десяти часов, а среднее пройденное за полет расстояние превышало 7 тыс. км. Причем помимо воздушного патрулирования и выполнения других поставленных задач летчики проводили ледовую разведку и мониторинг обстановки в Арктике.

"Все полеты были выполнены в строгом соответствии с международными правилами и договорами об использовании воздушного пространства без нарушения границ приморских государств", - подчеркивается в сообщении.

Советский "Медведь"

Самолет Ту-142 (Bear-F в номенклатуре НАТО) был разработан ОКБ Туполева в СССР в 1960-х годах. Необходимость в этом самолете возникла из-за появления у США новых атомных подлодок с баллистическими ракетами на борту.

Взяв за основу планер самолета Ту-95РЦ, конструкторы применили в машине ряд новых технических решений, например стойки шасси с 12-колесными тележками и двухщелевые закрылки. Это улучшило взлетно-посадочные характеристики нового самолета и дало ему возможность работать с грунтовых аэродромов.

Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископом. За ним были расположены отсеки с противолодочным ударным вооружением и радиогидроакустическими буями. Также самолет оснастили кормовой пушечной установкой и бортовыми средствами радиоэлектронного противодействия с расширенными возможностями.

Ту-142 - один из самых больших самолетов в мире с размахом крыла 50,4 м и площадью крыла 289,9 кв. м. Длина самолета составляет 53,07 м при максимальной массе 185 т и боевой нагрузке 8845 кг. Крейсерская скорость полета составляет 705 км/ч при практической дальности около 10 тыс. км.

Самолеты этого типа неоднократно модернизировались и модифицировались. Эксперты называют Ту-142 одним из самых эффективных средств борьбы с подлодками в арсенале российской морской авиации.

"Ту-142 могут летать на большие расстояния даже без дозаправки в воздухе, а с дозаправкой время работы и расстояние полета становится еще больше. Кроме того, у них очень мощная аппаратура, которая позволяет обнаруживать подводные лодки вероятного противника на глубине до 100 м с воздуха", - подчеркнул военный эксперт полковник в отставке Виктор Литовкин.

Такие самолеты преимущественно используются для патрулирования районов, где могут оказаться подводные лодки с ядерными ракетами на борту и многоцелевые АПЛ.

"Они могут передавать информацию о местонахождении этих подводных лодок как на надводные корабли, так и в центр принятия решения по уничтожению этих субмарин. Или же применять свои средства для их ликвидации", - пояснил собеседник RT.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов отметил: несмотря на то что Ту-142 были разработаны еще в СССР в годы холодной войны, они регулярно модернизируются и могут эффективно противодействовать даже наиболее современным подлодкам. По его словам, с учетом появления у США и Японии новых субмарин в ближайшее время российский самолет должен будет пройти еще одну модернизацию поискового оборудования и вооружения.

Элемент системы предупреждения

Дальняя стратегическая авиация РФ - самолеты Ту-160 и Ту-95МС, а также противолодочные самолеты Ту-142 и Ил-38 регулярно выполняют полеты над нейтральными водами Арктики и Северной Атлантики. В ноябре 2017 года начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов отмечал, что Россия увеличила интенсивность полетов дальней авиации до уровня советской эпохи.

"Самолетами дальней авиации за пять лет выполнено 178 полетов на воздушное патрулирование в акваториях Норвежского, Северного, Черного, Японского и Желтого морей, в западной части Тихого и северо-восточной части Атлантического океанов, а также в Арктической зоне. Если сравнить достигнутые показатели с аналогичными - времен СССР, то интенсивность полетов дальней авиации поддерживается на таком же уровне. При этом налет на экипаж стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС в год вырос на 10%", - рассказал военачальник.

Весной 2018 года глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил: "Впервые с советских времен осуществлены полеты противолодочной авиации через Северный полюс к Северо-Американскому континенту".

По словам Юрия Кнутова, с учетом нынешней военно-политической обстановки полеты дальней противолодочной авиации в Арктике и Северной Атлантике становятся особенно актуальными.

"Принимая во внимание то, что сейчас вдоль российских границ усиливается деятельность флотов НАТО, кораблей США и в первую очередь атомных подводных лодок, возникает реальная угроза общей безопасности РФ. Отработка подобного рода задач сейчас особенно важна, поскольку Запад практически открыто угрожает России как санкциями, так и усилением военного давления. Поэтому такие полеты необходимы", - полагает аналитик.

Он выразил мнение, что каждый такой вылет можно считать своеобразным мини-учением, в рамках которого проходит подготовка экипажа, отработка слаженности действий морской авиации и противолодочных кораблей ВМФ России. Кроме того, Кнутов подчеркнул, что в плане обеспечения стратегической безопасности РФ Арктика представляет особую важность.

"Арктика - достаточно сложный в этом плане регион. Подводные лодки, которые находятся подо льдами, очень непросто обнаружить. Ледяной пласт исключает использование гидроакустических буев и усложняет борьбу с уже обнаруженными субмаринами", - пояснил аналитик.

Поэтому, по его словам, основная задача противолодочных самолетов - своевременно обнаружить субмарины, которые способны пробить лед и всплыть.

"Эта задача требует от экипажа очень высокого уровня подготовки. Это важно именно потому, что США и НАТО, преследуя свои геополитические цели, очень рассчитывают на Арктику. Ведь это самое близкое подлетное расстояние к России, и в этой области затруднено обнаружение подлодок. А в текущей военно-политической обстановке это фактически один из элементов системы предупреждения о ракетном нападении, поэтому на эти самолеты и их экипажи возлагается очень большая ответственность", - заключил Кнутов....
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка