О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Точка отрыва: Казанский авиазавод все-таки поднял первый новый Ту-160М

Такого события ждали 7 лет - с тех пор как президент России Владимир Путин принял решение о возобновлении строительства Ту-160

Такого события ждали 7 лет - с тех пор как президент России Владимир Путин принял решение о возобновлении строительства Ту-160. За это время некоторые даже потеряли веру в то, что подобное вообще произойдет, - настолько сложна ситуация в отрасли и, в частности, на Казанском авиазаводе. Тем не менее вчера машина отправилась в первый полет. Он длился всего 30 минут, но, как полагает корреспондент "БИЗНЕС Online", несомненно, принципиально важен и для авиастроения в целом, и для нашего предприятия.

Красивое совпадение

Первый построенный с нуля Ту-160М, по нашим данным, намеревались поднять до конца 2021 года. Сначала метили на 18 декабря - день 40-летия первого полета Ту-160, потом - на 30-е. В этот день машина сделала первую пробежку, но полет по каким-то причинам отложили. Вчера сначала тоже была пробежка, в ходе которой оценили работу всех систем, а потом, около 14:00, самолет оторвался от взлетной полосы - ОАК уже распространила несколько фото события и видео, снятое почти с точки отрыва. Полет продолжался 30 минут и проходил на высоте 600 м, шасси не убирали.

Полет состоялся во время переговоров в Брюсселе между Россией и НАТО (первых за последние 2,5 года и прошедших в условиях достаточно напряженной международной обстановки), а также сразу после встречи делегаций России и США в Женеве. Но эксперт российского совета по международным делам Андрей Фролов призывает не увязывать эти события. "Вряд ли полет увязывали с переговорами, - отметил он в беседе с "БИЗНЕС Online". - Что принципиально меняет один самолет? Вот если бы с него запустили некую сверхновую ракету, это было бы сигналом… И потом, существовал большой риск неполадок - и это было бы не в пользу России. Да и все, что мы хотели сказать - сказали, и усиливать свои позиции некими телодвижениями резона нет. Скорее всего, мы видим обычное исполнение контрактных обязательств и красивое совпадение… А вообще, новость хорошая. Надеюсь, со сдачей этого самолета не будут долго тянуть, но все равно, думаю, пройдет не меньше года. Поэтому, мне кажется, о неких победах говорить рано - это можно будет сделать, только когда самолет передадут заказчику".

На кадрах обращает на себя внимание то, что весь самолет - цвета голого дюраля, а закрылки - снежно-белые. Скорее всего, их взяли с одного из летающих Ту. Почему? В советской кооперации по Ту-160 участвовало 700 предприятий. Сегодня всю эту цепочку пришлось восстановить, хотя, конечно, не в прежнем виде, и, как полагают источники "БИЗНЕС Online", ряд комплектующих воспроизвести не успели - их пришлось взять со строевых ракетоносцев. Так уже было, когда в 2018 году поднимали хранившийся на заводе с начала 90-х задел Ту-160: двигатели, шасси, киль и часть БРЭО взяли с других самолетов, а когда президент России Владимир Путин уехал, свинтили все обратно. Судя по бродящим по сети фото, сегодня эта машина так и стоит на летном поле без киля, двигателей и на шасси от самолета другого типа (скорее всего, Ил-62).

"Мы не знаем, в какой комплектации взлетел самолет, - констатирует Фролов. - Мог взлететь и "голым". И в советские-то времена с некоторыми вещами типа бортового комплекса обороны были проблемы, а сейчас вообще ничего не ясно". Тем не менее, насколько можно понять, перед нами не прототип, не опытная машина, а самолет, изготовленный по серийной документации. И, по известной информации, уже строится еще минимум два Ту-160М.

Пролог к новому ракетоносцу

Что в Ту-160М нового? Прежде всего, отметим то, что в 2017 году на Казанском авиазаводе - филиале ПАО "Туполев" (КАЗ) восстановили технологии вакуумного отжига, сварки и сборки узлов из титановых сплавов (речь об оборудовании для работы с 20-метровыми монолитными плитами переменной толщины). Без этого было бы невозможно сделать "хребет" машины - титановую балку центроплана. По нашим данным, строительство взлетевшего вчера самолета началось в 2018 году… У новорожденного новые - все двигатели. Это НК-32, производство которых в обличье НК-32-02 восстановили в Самаре. Это впервые: предположительно, у прототипа Ту-160М (доведенного до этого формата строевой машины, поднята 2 февраля 2020 года) новыми были не все из четырех двигателей. О том, насколько сложно идет дело, говорит хотя бы тот факт, что в августе военные заключили контракт на поставку до 2024 года всего 8 таких движков… Вероятнее всего, на машине установлено и совершенно новое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).

О системе управления вооружением речи, скорее всего, пока не идет. Но стоит напомнить, что главным оружием Ту-160М станут крылатые ракеты семейства Х-101 с обычной (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и ядерной (Х-102) боевой частью. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно - со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет. В ближайшем будущем семейство продолжится ракетой Х-БД с дальностью полета 5 тыс. километров.

Создание флота Ту-160М делится на две подзадачи: модернизацию имеющихся 15-16 "Белых лебедей" и строительство новых (контракт до 2027 года заключен на 10 ракетоносцев). Но, несмотря на масштабность проекта, Ту-160М все же видится переходным этапом, пробой сил для строительства в Казани же ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс Дальней авиации), который должен заменить и Ту-160, и Ту-95, и Ту-22М3. Ранее источники "БИЗНЕС Online" утверждали, что отдельно на Ту-160М средства не выделяют - только с перспективой производства ПАК ДА. Он будет в два раза дешевле Ту-160М: дальнобойность ракет позволит не заходить в зону ПВО противника, т. е. делает ненужным сверхзвуковой режим, поэтому двигателей будет не четыре, а два, отпадет надобность в сверхдорогих титановых балках. Только вот для его создания нет ни технологий, ни опыта. Как их получить? При помощи работы над Ту-160М.

Предположительно, планер первого ПАК ДА уже изготавливается в Казани, двигатели (на основе НК-32-02) "Кузнецов" уже должен был начать испытывать, БРЭО тоже на подходе (уверяют, что у него одна база с оборудованием Ту-160М). То есть все материальные и нематериальные вложения в Ту-160М должны стать основой для создания нового ракетоносца. Мелькала информация, что предварительные испытания назначены на апрель 2023 года, государственные - на февраль 2026-го, а в серию самолет пойдет в 2027-м.

Новая эпоха КАЗа?

Подо все это потребуется героическими усилиями все-таки завершить модернизацию КАЗа - по имеющейся информации, ее кровь из носу должны закончить в 2022 году. Крайним из объектов станет новый цех агрегатной и окончательной сборки.

Кроме того, перед КАЗом с "Туполевым" стоит еще ряд важнейших задач. Прежде всего, это модернизация дальнего бомбардировщика Ту-22М3 до варианта Ту-22М3М. В конце 2018 года первый полет совершила первая машина, а как ранее сообщалось, до стандарта Ту-22М3М должно быть доведено 30 самолетов. Ожидалось, что соответствующий контракт заключат до конца 2020 года, но его пока нет. Не исключено, что это зависит от того, как пойдет достройка двух планеров Ту-22М3, стоящих на КАЗе с начала 1990-х.

Также остается "стандартная" для КАЗа задача по строительству специальных Ту-214 - для правительственного авиаотряда, военных и силовиков. Напомним, что предстоит перепрофилировать два Ту-214ОН, оставшихся не у дел после того, как Россия вслед за США вышла из договора по открытому небу. По всей видимости, эти легальные разведчики превратят в полноценные разведывательные самолеты, по типу Ту-214Р. Возможно, все-таки пойдет и тема противолодочного Ту-214, аналогичного американскому комплексу P-8 Poseidon.

Еще КАЗу надо завершить программу по организации в Казани полного цикла испытаний самолетов. И только совсем уж специфические испытательные полеты по-прежнему будут проводить в Жуковском (аэродром "Раменское" Летно-испытательного института им. Громова - ЛИИ), в летно-испытательном центре минобороны и на аэродромах дальней авиации.

Первый полет новой машины - прекрасное психологическое подспорье для всех этих важных дел. Но справедливым ли будет сказать, что в жизни КАЗа наступает новая эпоха? "Не то слово! - отреагировал на наш вопрос советник премьер-министра РТ Назир Киреев. - Хотя по проекту много вопросов, и их решение зависит не только от завода".

Остается добавить, что вчерашний полет - несомненный праздник не только для "Туполева" (в том числе его новоиспеченного председателя совета директоров Рустама Минниханова), КАЗа, но и для всей Казани, издавна претендующей на титул авиационного города....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка