О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вот она - Европа. Пе-2 в наступательных операциях конца войны

Успех "Багратиона" положил начало освобождению Северо-Восточной Европы, и основные события там развивались в Советской Прибалтике и в Восточной Пруссии

Успех "Багратиона" положил начало освобождению Северо-Восточной Европы, и основные события там развивались в Советской Прибалтике и в Восточной Пруссии. Чтобы их удержать, противник напрягал все свои все еще значительные силы

Восточная Пруссия и "Курлядндский мешок"

Тяжелый бой пришлось выдержать над Ригой 124-му гвардейскому БАП из приданного в оперативное подчинение штабу 3-й воздушной армии 1-го ГвБАК РВГК. Днем 13 сентября командир полка майор Николаев повел три девятки Пе-2 на бомбежку аэродрома Центральный в столице оккупированной немцами Латвийской ССР - туда и на соседнюю "точку" Румбула противник спешно перебросил более сотни FW 190. "Пешки" шли с повышенной нагрузкой 1 150 кг, скорость их была ниже обычной, и вся надежда была на сильное прикрытие - 36 истребителей из 11-го ИАК РВГК. Цель ощетинилась сильнейшим зенитным огнем, и ведущая "Пешка" вспыхнула, но с боевого курса так и не свернула - товарищи видели, как объятый пламенем бомбардировщик врезался в стоявшие плотным строем фашистские самолеты.

Но на этом испытания, выпавшие на долю гвардейцев, не закончились - внезапно появились несколько групп "Фоккеров" общим числом, как потом выяснилось, 56 машин. Разогнавшись на снижении, они смогли "растянуть" прикрытие, прорваться к бомбардировщикам и сбить несколько лишившихся ведущего Пе-2…

Причина потерь оказалась в том, что если переброску вражеской авиации на аэродром РигаЦентральный засекли, то Румбула из внимания "выпала" - ошибку исправили на следующий день, нанеся "повторный визит" и туда, и туда.

В Восточной Пруссии немцы построили много укрепрайонов, но капитальные оборонительные сооружения были там издревле, и главным из них была сама столица этой территории - Кенигсберг. Что характерно для наших союзников, проводя в августе 1944 г. операцию "Возмездие", английские тяжелые бомбардировщики стерли с лица земли почти весь исторический центр города, но "не заинтересовались" окружавшими его укреплениями, которые теперь пришлось брать Советской Армии, и важную роль в этом сыграли пикировщики. Против фортов Кенигсберга бросили все, что имели, самолеты Ту2, А-20, Ер-2 и Ил-4 "долбили" их бомбами калибра 500 и 1000 кг, но применяли их с горизонтального полета, потому сброшенные "Пешками" ФАБ-500 и ФАБ-250 часто бывали эффективнее.

На 1 января 1945 г. в частях советских ВВС было 1 314 бомбардировщиков Пе-2 и 345 разведчиков - они оставались основой этих родов авиации. И хотя Ту-2 и А-20 имели свои преимущества, например, в дальности, максимальном весе боевой нагрузки и в огневой мощи, особенно неподвижного вооружения, самолет конструкции Владимира Михайловича Петлякова был ценен лучшей точностью бомбометания и эксплуатационной пригодностью, а американский "Бостон" он превосходил еще и живучестью, прочностью и надежностью.

Хороший опыт был наработан во взаимодействии пикирующих бомбардировщиков и тяжелой артиллерии, которая не только давала целеуказание по пристрелянным целям, но и давила зенитки перед атакой "Пешек". Конечно, даже после такой массированной артиллерийско-авиационной подготовки самое трудное оставалось за пехотой - это ей предстояло прийти и взять крепость. Но не будь эти авиаудары столь эффективны, сколько еще наших солдат сложили бы головы под стенами фортов Кенигсберга?

Седьмого апреля впервые за время войны было намечено массированное дневное применение дальней авиации, сведенной к тому времени в 18-ю воздушную армию ВВС. Целью был Кенигсберг. В 12:50, за 20 минут до подхода "дальников", 118 "Пешек" и Ил-2 блокировали аэродромы противника, позволив армаде из 514 самолетов 18-й ВА под прикрытием 232 истребителей сбросить 3 743 бомбы общим весом 550 т без единой потери со своей стороны. Вечером удар повторили силами фронтовой авиации, а всего за этот день на Кенигсберг было направлено около 5 000 самолетовылетов, в следующую ночь - еще 2 000, и на утро пехота, непосредственно сопровождаемая артогнем и фронтовой авиацией, пошла в последний штурм.

Так совместными усилиями всех родов войск "неприступный" Кенигсберг был взят 9 апреля 1945 г. Но он там был не один такой "упорный" - рядом были города-крепости Пиллау и др.

Тяжелые бои в Курляндии продолжались до самого конца войны, а последние выстрелы там прозвучали даже позже, чем в Берлине. В этих местах действовал 1-й гвардейский БАК РВГК (26 декабря 1944 г. с целью исключения двойной нумерации с переданными ВВС авиакорпусами дальнего действия он был переименован в 5-й, а 2-й ГвБАК РВГК - в 6-й). Его "Пешки" с 23 июля 1944 г. и по 8 февраля 1945 г. выполнили 4 073 боевых вылета и сбросили 3 562 т бомб в условиях сильнейшего истребительного противодействия. Достаточно сказать, что из 86 потерянных соединением в этих боях Пе-2 большинство было на счету "Фоккеров" из элитной эскадры JG 54 "Зеленое Сердце". Но теперь даже ее асам сбить "Пешку" было непросто - экипажи корпуса сами "завалили" 83 вражеских самолета и еще 52 сожгли на аэродромах.

Главной задачей Пе-2 в этих боях было изматывать противника, не давать ему ни минуты покоя, а когда крах Курляндской группировки немцев стал очевиден, вместе с товарищами-моряками надо было еще и не позволить врагу бежать на Запад. Условия капитуляции были просты - сдавайся здесь и сейчас или умри!

Вот она - Европа!

Некоторые современные историки продвигают мысль о том, что Сталин вообще был не способен взять Курляндию, но если посмотреть на карту, прекрасно видно, что это был "тупик войны", а кратчайшая дорога к Берлину шла в другом месте - южнее, через Польшу. И задача была не в том, чтобы быстрее добить врага на этом полуострове, надо было его заблокировать, не дать использовать войска в другом месте, что и было сделано - если и не малой, то хотя бы меньшей, чем могло бы быть при непрерывных штурмах кровью.

Понимая это, советское командование произвело перегруппировку сил. На дальние подступы к Берлину противник тоже стягивал все резервы, снимая откуда только можно и "элиту", и "желудочные батальоны" Фольксштурма. Естественно, эти никого остановить не могли, и на участках с такой обороной советские танки продвигались настолько быстро, что за ними не поспевали тылы. Начала сказываться нехватка автотранспорта, и это при массовом поступлении "студебеккеров"! Пришлось на доставку боеприпасов и продовольствия бросить все наличные Ли-2, а горючее возить на "Пешках", забрав со складов давно не применявшиеся подвесные баки, а то и вовсе идя на совершенно авантюрные "технические импровизации". В таких полетах в Висло-Одерской операции участвовал, например, 779-й БАП, "обслуживая" 2-ю гвардейскую танковую армию генерал-полковника Богданова. А между тем у самих летчиков, все время передвигавшихся на новые аэродромы, часто не хватало ГСМ.

В наступлении особо большая нагрузка ложилась на плечи батальонов аэродромного обслуживания и техсостава. "Пешке" была нужна большая и желательно плотно укатанная полоса, и если в Союзе для ее обустройства зачастую привлекались местные жители, то за границей это прямо запретили приказом, тем более нельзя было реквизировать что-то. Выручал, как ни странно, сам противник - за войну понастроить авиабаз он успел, а взорвать при отходе - нет, хватило сил лишь "набросать сюрпризов" в виде разнообразных мин, обычных и ловушек. От первых избавляли саперы, а от вторых - выработанная войной привычка к осторожности. Когда такие хорошие бетонные ВПП разминировали, их старались отдавать именно "Пешкам".

Многочисленные перебазирования затрудняли обслуживание и ремонт самолетов, а Пе-2 с его сложной электрикой требовал многочисленных запчастей. Здесь невозможно не отметить заметно улучшившуюся работу тыловых служб. Выросла квалификация механиков. Из бомбардировочных авиаполков почти полностью убрали женский техсостав, который бывал не только "фактором усложнения моральной обстановки" во фронтовых частях, но и не соответствовал выполняемой работе ни по способности выносить физические нагрузки, ни по уровню подготовки, который часто заканчивался на знакомстве с каким нибудь Р-5 в аэроклубе. И если для обслуживания "Яка", "Ла" и даже Ил-2 этого хватало, то для работы на "Пешках" требовалось не только четко усвоить всю обширную эксплуатационную документацию, но и иметь специальные знания, которых у такого личного состава не было. Необходимость улучшения положения дел с техобслуживанием Пе-2 давно назрела и особенно остро проявилась в наступательных операциях, когда от пикировщиков требовали боевой работы с предельной интенсивностью - два, а то и три-четыре вылета в день на исправную машину при боеготовности полков не ниже 75 %.

Еще одной особенностью этого этапа войны было неожиданное указание щадить европейские культурные ценности - общечеловеческое историческое наследие. Действительно, Варшава, Краков и Прага были неотразимо красивы даже в том виде, в котором их увидели советские солдаты, придя туда освободителями. Естественно, едва ли не в первую очередь это касалось именно экипажей Пе-2, точность ударов которых была выше, чем у других. Им надо было и врага из города "выкурить", и все эти расчудесные дворцы и костелы целыми оставить.

Но значительная часть "ценных" сооружений была фортами, мостами и прочими стратегическими объектами, потому выполнить приказ в полном объеме оказалось невозможно и пришлось этот средневековый кирпич долбить тяжелым калибром. Особенно много старых укреплений нашли в западной части Польши и на примыкающей немецкой территории. Город Бреслау, например, сам был настоящей крепостью. Там 11 февраля 1945 г. погиб в своем 158-м боевом вылете командир 6-го гвардейского БАК РВГК Иван Семенович Полбин.

Обстоятельства были изложены в сводке штаба соединения: "8 экипажей Пе-2 под командованием командира корпуса гвардии генерал-майора Полбина в период 15.30-15.45 с высоты 1500-600 метров с пикирования с замкнутого круга бомбардировали и штурмовали войска и технику в юго-западной части Бреслау…

При бомбардировании групп… на четвертом заходе на цель, прямым попаданием снаряда СЗА (самоходной зенитной артиллерии. - Авт.) подожжен самолет, пилотированный гвардии генерал-майором Полбиным с главным штурманом 2-го (в документе указан старый номер соединения. - Авт.) гвардейского БАК гвардии подполковником М. К. Зарукиным, флагманским стрелком-радистом гвардии старшиной В. С. Орловым.

При попытке сорвать пламя у самолета отвалилось хвостовое оперение. Горящий самолет упал на восточной окраине Бреслау и взорвался. Из состава экипажа один человек выбросился на парашюте".

Это был стрелок-радист, летчик и штурман погибли…

Относительно обстоятельств того боя споры разгорелись еще в начале 1990-х, когда открылся доступ историков-любителей к архивным документам, не утихают они по сей день. Мы не будем повторять здесь уже опубликованное, скажем лишь, что ни один самый совершенный тактический прием, ни один самый прочный самолет не даст гарантии пройти такую войну всю и выжить даже самому лучшему пилоту.

Потеря командира 6-го ГвБАК гвардии генералмайора Полбина была чрезвычайно чувствительная. Погиб летчик и командир, который сделал советскую пикирующую бомбардировочную авиацию такой, какой она стала в 1945-м, пройдя с боями, потерями и победами от Буга до Волги, а затем от Волги до Вислы. Но надо было идти дальше - впереди лежала Германия, еще сражалась ее союзница Венгрия, не была освобождена первая жертва фашизма Чехословакия, и даже не вся советская земля была уже очищена от оккупантов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка