О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Все земные заботы они берут на себя

Специалисты авиационно-технической базы трудятся, чтобы самолеты вовремя взлетали в небо

Они, гаранты боевой готовности морской авиации Северного флота, стараются сделать так, чтобы летчики, поднимаясь в воздух, сосредоточивались только на профильных задачах. Меняются времена, типы самолетов, количество авиаполков, совершенствуется оборудование, а специалисты авиационно-технической базы (АТБ) ВВС СФ продолжают выполнять все те же функции.

"Звезду" - на землю

Эту авиационно-техническую базу сформировали 12 ноября 1941 года для обслуживания 78-го авиаполка, дислоцированного на аэродроме Ваенга-1. Весной 1942 года АТБ перевели на аэродром Ваенга-2. Техники обеспечивали боевые вылеты с основного аэродрома и с четырех оперативных. Для этого из состава авиабазы были выделены команды по 17-20 человек.

В начале 40-х годов прошлого века отсутствовали отопительные сооружения, весь личный состав размещался в землянках и палатках. В период Великой Отечественной войны АТБ была полностью укомплектована личным составом, а автотехникой - всего на 60 процентов. Но и в этих условиях военнослужащие продолжали выполнять все поставленные перед ними задачи.

22 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками авиационно-техническая база была награждена орденом Красной Звезды.

Уже после войны - в 1950-е годы - этой АТБ, первой в Заполярье, доверили обеспечивать реактивную авиацию. С появлением в 1976 году корабельной штурмовой авиации АТБ была реорганизована: увеличили штатный состав, и часть приступила к обеспечению двух авиаполков - морского ракетоносного и отдельного корабельного штурмового, на вооружении которых были самолеты Ту-16, Як-38, Як-38М, Як-38ВМ, МиГ-21. В 1994 году морской ракетоносный авиаполк был расформирован, и авиационно-техническая база стала обеспечивать учебно-боевую деятельность корабельного истребительного полка, перевооруженного на новые самолеты Су-25 и Су-33.

Специалисты АТБ приложили немало усилий, чтобы летный состав быстро освоил сложнейший вид подготовки - посадку на тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".

С созданием в конце 2015 года армии ВВС и ПВО Северного флота АТБ была включена в ее состав. Сегодня специалисты базы заняты всесторонним материально-техническим обеспечением двух корабельных истребительных авиационных полков.

С "Горынычем" гололед не страшен

- Мы трудимся, чтобы летчики летали - не думали о земных заботах, а просто выполняли свои задачи, - рассказывает командир авиационно-технической базы полковник Сергей Саблин. - Наш личный состав занимается поддержанием в рабочем состоянии взлетно-посадочной полосы, обеспечением летчиков кислородом, высотным снаряжением, специальным летно-техническим обмундированием, организацией питания.

В день нашей беседы были запланированы полеты одного из полков, но переменчивая заполярная погода поставила под сомнение их проведение: буквально за полчаса до назначенного времени начался сильный снегопад. Пока летчики ждали решения - летать или не летать, личный состав авиационно-технической базы не переставал трудиться: на аэродром отправились машины АКПМ-3У (аэродромные комбинированные поливомоечные машины), предназначенные для очистки ВПП, рулежных дорожек, стоянок.

- Если утром полеты, значит, ночь будет бессонной. Чтобы в 10 утра самолет взлетел, личному составу нужно проснуться в час или два часа ночи, прибыть на аэродром, подготовить технику, выехать на ВПП и в зависимости от погоды провести нужные мероприятия, чтобы не допустить обледенения, - объяснил командир аэродромно-эксплуатационной роты капитан Евгений Якименко.

На этот раз очистить полосу и добиться нужного коэффициента сцепления удалось с помощью АКПМ. Но на случай сильного обледенения полосы у специалистов авиационно-технической базы есть "козырь". При необходимости они применяют "Горыныча": так прозвали ТМГ (тепловая машина гололедная) - грузовой автомобиль, на котором спереди закреплен турбореактивный авиационный двигатель. С помощью "Горыныча" происходит очистка аэродрома от снега, льда, влаги благодаря мощной тепловой струе, в которой температура достигает +650 градусов по Цельсию.

Но хотя на земле к полетам все было готово (в противостоянии с метелью снегоуборочная техника оказалась сильнее), в этот день летчикам так и не удалось подняться в небо.

- С утра погода благоволила, мы все подготовили, но ко времени вылета граница оказалась ниже метеоминимума, - рассказал врио командира роты аэродромно-технического обеспечения старший лейтенант Андрей Муха. - В такие моменты, конечно, становится обидно: сделать пришлось много, подача средств наземного обеспечения была запланирована на 4 утра, за час до этого личный состав уже был в парке. Все хорошо потрудились, до полудня ожидали, позволит ли погода проводить полеты, а в итоге их отменили. Бывает и такое. Подобные ситуации следует воспринимать как тренировку, возможность отточить мастерство на земле.

Кузнецы победы

Расхожая крылатая фраза о том, что победа в небе куется на земле, в полной мере применима к техникам.

Ни одно учение летчиков не проходит без них. В числе задач специалистов АТБ - подготовка, содержание, своевременная подача средств авиационного вооружения на летательные аппараты.

- Мы обеспечиваем авиаполки оружием - от автоматов и пистолетов до авиабомб, авиационных управляемых и неуправляемых ракет, - рассказал начальник службы авиационного вооружения капитан Артем Пундель. - Причем и на аэродроме, и перед выходом на боевую службу. Участвуем в подготовке к учебному бомбометанию: загружаем авиабомбы в машины, подвозим их к самолетам, готовим, проверяем, подаем.

Начальник инженерной аэродромной службы капитан Василий Курбатов может говорить о работе часами. Он и находящийся в его подчинении личный состав занимаются контролем состояния покрытия аэродрома, маркировкой его элементов. А ведь общая площадь только одной взлетно-посадочной полосы составляет 150 тысяч квадратных метров. А еще нужно наладить взаимодействие с коммунальными службами, следить за грамотной эксплуатацией котельных, электроснабжением, обслуживанием кабельных сетей.

Летчикам необходимо вести подготовку постоянно. Во время нашего недолгого северного лета они также тренируются и в Крыму, и под Санкт-Петербургом.

Но на новое место первыми прибывают не они. Когда нужно перелететь на другой аэродром, туда сначала отправляется личный состав наземного обеспечения, чтобы все подготовить, проверить.

При этом и в основном пункте базирования работа не прекращается: пока летчики готовятся на других аэродромах, на "домашнем" ремонтируют взлетно-посадочную полосу и обслуживают техники.

И в Крыму, и в Арктике

Недавно личный состав АТБ занимался подготовкой летчиков корабельной авиации на аэродроме Саки в Крыму - на учебно-тренировочном комплексе, хорошо известном по аббревиатуре НИТКА.

- Дополнительная сложность на НИТКА - удаленность от пункта постоянной дислокации. Поэтому заранее планируем, прогнозируем, создаем запас материальных средств, - объясняет полковник Саблин. - К примеру, на аэродроме Саки отсутствуют самолеты, которые есть у нас, поэтому, зная сроки командировки, предварительно производим расчет, и все необходимое (топливо, масла, средства наземного обеспечения) доставляем на аэродром базирования.

Выполнять задачи приходится и в арктических широтах. Так, старшина аэродромно-эксплуатационной роты старший прапорщик Рафаил Ярлыкапов в прошлом году отправился на Землю Франца-Иосифа обучать применению тепловых машин при содержании взлетно-посадочной полосы местных специалистов. Он давно числится в главных укротителях "Горыныча" и не только.

- В нашей части старший прапорщик Ярлыкапов служит уже более 20 лет, он в совершенстве освоил всю технику роты - и шнекороторы, и тракторы, и бульдозеры, и грейдеры, - поясняет полковник Саблин.

Это не увидишь на параде

Парк техники АТБ огромен. Основная единица - автомобиль АПА-5Д. Это электрический генератор на колесах, предназначенный для подготовки самолета, подачи электроэнергии, запуска авиационных двигателей, питания бортовой электроаппаратуры в наземных условиях, чтобы не допустить выхода из строя дорогостоящих аккумуляторов.

В заполярном климате, при сильных ветрах, снегопадах применяются унифицированные моторные подогреватели (УМП), они доводят механизмы самолета до той температуры, при которой возможна нормальная эксплуатация техники. Авиакондиционеры во влажную погоду сдувают конденсат, чтобы избежать короткого замыкания, летом с помощью холодильной установки все полости воздушных судов продуваются холодным воздухом. Станция УГЗС МК нужна, чтобы заправить самолет медицинским кислородом. Вновь стоит вспомнить АКПМ и "Горыныча", благодаря которым полосу приводят в порядок перед полетами.

И хотя немало специальной техники создано на шасси привычного "Урала", чтобы сесть за руль, недостаточно уметь водить машину.

- Это же не простой грузовой автомобиль, который передвигается по дорогам общего пользования, - объясняет командир АТБ. - Тут важно соблюдать правила движения по аэродрому, режим скоростей. Подъезд к летательному аппарату должен проходить на определенном расстоянии. Важно и соблюдение схемы подачи средств. Это тонкости, которым нужно учиться, причем долго. Но что особенно интересно: даже совсем еще мальчишки, которые проходят у нас службу по призыву, за год осваивают всю эту сложную технику. После прохождения подготовки они участвуют в организации полетов. С такими специалистами мы обычно не расстаемся - предлагаем заключить контракт. Да и сами они, понимая, что все у них получается, решают не покидать часть.

Не хотят с ней расставаться и многие ветераны АТБ. Немало гражданских специалистов проходили здесь военную службу. Например, на продовольственном складе трудится Иван Капчук. Он служил здесь срочную еще в 1970-е годы, после нее решил продолжить военную стезю. И даже уйдя в запас, остался верен части.

Представитель еще одной военной династии - подполковник Константин Бакуменко. Его отец прослужил в авиационно-технической базе более 30 лет, был старшиной, командиром взвода. Теперь его сын Константин Иванович возглавляет штаб АТБ.

И таких примеров много. По большому счету все здесь трудяги. И пусть их персональный вклад в общее дело не всегда виден, без него коллективный успех невозможен. А значит, службу здесь выбирают люди, преданные в первую очередь не личным амбициям, а общему делу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка