О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Traffic News (Япония): удивительное преображение Ту-144, который на Западе называли "Конкордский"

В мире всего два коммерческих авиалайнера смогли превысить скорость звука во время горизонтального полета. Один из них - "Конкорд", который разработали Великобритания и Франция, а другой - Ту-144

В мире всего два коммерческих авиалайнера смогли превысить скорость звука во время горизонтального полета. Один из них - "Конкорд", который разработали Великобритания и Франция, а другой - Ту-144. Он стал первым сверхзвуковым самолетом в мире и в соперничестве с "Конкордом" установил ряд мировых рекордов.

Немного больше "Конкорда"?

В настоящее время американский стартап Boom Technology разрабатывает сверхзвуковой пассажирский самолет под названием Overture. Если вы не имеете отношения к армии (и даже в этом случае это практически невозможно), единственный способ для обычного человека испытать на себе полет на сверхзвуковой скорости - это заплатить огромную сумму денег за путешествие в космос, но в будущем ситуация может измениться.

Пока только два коммерческих авиалайнера смогли превысить скорость звука на крейсерской скорости во время горизонтального полета. Один из них - это "Конкорд", разработанный Великобританией и Францией, а другой - Ту-144, созданный советским КБ "Туполева" и ставший первым сверхзвуковым самолетом в мире.

Других сверхзвуковых авиалайнеров не существует, и даже в США, авиационной сверхдержаве, были только проекты, которые так и не реализовали.

Ту-144 - более крупный, чем "Конкорд" самолет с большим фюзеляжем, длина которого составляет 65,7 метра, что на четыре метра больше, чем у "Конкорда". Ту-144 и "Конкорд" дебютировали в одном и том же году, но советский авиалайнер был настолько похож на французский, что в условиях холодной войны Запад иронично окрестил его "Конкордский".

В то время СССР стремился стать лучшим в мире не только в авиации, но и во всех других областях. Разработка сверхзвукового авиалайнера была частью этого национального вектора, и вполне естественно, что разработку поручили КБ "Туполева", опытному производителю самолетов.

В случае успеха самолет мог быть также применен и в военных целях. Ту-144, также известный как "Конкордский", не только больше "Конкорда", но и отличается по конструкции.

В чем отличия между Ту-144 и "Конкордом"?

Одно из главных отличий советского Ту-144 от "Конкорда" заключалось в том, что советский самолет был оснащен складывающимися передними крыльями-канардами, расположенными по обе стороны носа для более эффективного вертикального маневрирования. Канарды раскрывались во время взлета и посадки - они были главной особенностью Ту-144.

При этом крылья обоих самолетов относятся к типу "готическое крыло", который объединяет два длинных треугольника, образуя дельтавидное крыло с изломом передней кромки.

Такая форма вызвана необходимостью обеспечить прочность, поскольку конус маха, который распространяется от носа к задней части фюзеляжа, создает ударную волну, когда самолет переходит в сверхзвуковой полет.

Между тем в СССР, помимо КБ "Туполева", в разработке сверхзвукового авиалайнера принимало участие КБ "Мясищева", имевшее опыт создания больших самолетов, но проект так и не был завершен.

В соперничестве с "Конкордом" Ту-144 установил ряд мировых рекордов, опередив зарубежный аналог.

31 декабря 1968 года Ту-144 совершил свой первый полет, на три месяца раньше "Конкорда". В июне 1969 года он стал первым в мире гражданским самолетом, совершившим полет на сверхзвуковой скорости, превышающей два маха. Ту-144 также стал первым в мире сверхзвуковым транспортным самолетом. Однако, честно говоря, трудно сказать, можно ли считать Ту-144 пассажирским авиалайнером.

Он действительно перевозил пассажиров, но большинство его рейсов были грузовыми, а "Конкорд" начали эксплуатировать в качестве пассажирского самолета раньше. Кроме того, Ту-144 совершил всего около 100 пассажирских рейсов.

Перевоплощение Ту-144 после вывода из эксплуатации

Ту-144 разрабатывался в СССР в качестве рекламного щита, но в итоге два самолета были потеряны в результате аварий - одна на Парижском авиасалоне. Авиалайнер находился в эксплуатации всего около трех лет с 1975 года.

В свою очередь, Великобритания и Франция, которые разрабатывали и эксплуатировали "Конкорд" в течение длительного времени, поставили на карту свой престиж, а Ту-144 оказался далеко не на высоте.

Тем не менее после вывода из эксплуатации Ту-144 претерпел загадочную трансформацию. В 1990-х годах НАСА получило Ту-144 в свое распоряжение и модифицировало его для испытаний сверхзвуковых авиалайнеров следующего поколения.

По информации НАСА, в начале 1990-х годов КБ "Туполева" предложило использовать самолет для испытаний. Ту-144 НАСА, который в некотором смысле символизировал конец холодной войны и СССР, совершил 27 полетов в России под маркировкой Ту-144ЛЛ (ЛЛ - "летающая лаборатория").

Затем проект свернули из-за отсутствия финансирования. Позже Ту-144ЛЛ выставили на продажу на интернет-аукционе, но сделка не состоялась.

Сегодня Ту-144 можно увидеть в различных музеях мира. Помимо Центрального музея военно-воздушных сил в Монино, есть еще немецкий Музей техники в Зинсхайме, где выставлен не только Ту-144, но и "Конкорд", а также другие интересные самолеты.

Кстати, как я отметил выше, Ту-144 широко известен как "Конкордский", однако во время холодной войны западные страны давали кодовые имена НАТО советским самолетам из соперничающего коммунистического блока. Ту-144 из-за его классификации в качестве транспортного самолета получил название Charger, что означает зарядное устройство....
Авторские права на данный материал принадлежат «inoСМИ.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка