О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэрохиммузей: летопись истории авиации России

18 января 1927 года в Москве открылся Аэрохиммузей - старейший в стране и один из старейших в мире музеев, посвященных авиационно-космической тематике

18 января 1927 года в Москве открылся Аэрохиммузей - старейший в стране и один из старейших в мире музеев, посвященных авиационно-космической тематике. Впоследствии названный Центральным домом авиации и космонавтики, музей хранит бесценное собрание документов, моделей и раритетов авиакосмической техники. Он помогает проследить грандиозный путь, который прошло человечеств от первых попыток подняться в небо до наших дней. Продолжая авиационные музейные традиции, историческая экспозиция МАКС регулярно знакомит посетителей с уникальными образцами российской летательной техники прошлого.

Идея создания в СССР авиационного музея относится к 1924 году, когда группа авиационных работников при поддержке Осоавиахима (Добровольного общества содействия авиационному и химическому строительству СССР) Северо-Западной области приступила к организации в Ленинграде первого в стране аэромузея. Однако в городе не нашлось достаточных средств для организации крупного музея, и в 1925 году принимается постановление об устройстве Центрального Аэрохиммузея общесоюзного значения в Москве. После продолжительных поисков места для организации музея выбор падает на порядком обветшавшее к тому времени здание бывшего ресторана "Аполло" постройки 1911 года. В немалой степени выбор был обусловлен и тем, что места в районе нынешнего метро "Динамо" были исторически связаны с авиацией и воздухоплаванием: рядом находились аэродром на Ходынском поле и Военно-воздушная академия.

После ремонта здания весной 1926 года в музей начали свозить будущие экспонаты. Активное участие в организации коллекции принял ЦАГИ, где были изготовлены миниатюрная аэродинамическая труба, наглядные модели и диаграммы, экспонаты моторного отдела музея. Участвовали в обустройстве всех отделов музея и слушатели находящейся рядом Военно-воздушной академии, занимаясь вместе с авиационными специалистами разработкой планов отделов, научной обработкой и установкой экспонатов.

Открытие музея, получившего название "Центральных аэрохиммузей им. М.В. Фрунзе", состоялось 18 января 1927 года. Посетителям впервые была представлена экспозиция, иллюстрирующая историю и современное состояние воздухоплавания, а также способы применения химии в военной обороне и в борьбе с вредителями в сельском хозяйстве. Модели самолетов, бывших на вооружении РККА в гражданскую войну, уникальный планер Отто Лилиенталя 1895 года, выписанный из Германии по инициативе Н.Е. Жуковского, самолет Вуазена и триплан "Сопвич" времен Первой мировой войны, модель знаменитого "Ильи Муромца" конструкции И.И. Сикорского, модели дирижаблей, планеры, натуральная корзина воздушного шара, фотографии, картины - все это наравне с другими экспонатами составляло основу коллекции музея. Воображение посетителей поражала модель гражданского аэропорта в масштабе 1/500, занимавшая целую комнату и позволявшая при затенении помещения наглядно наблюдать работу авиаторов в ночное время. При музее действовали обширная научно-техническая библиотека, фототека, кинолекторий, модельно-макетная мастерская, до 1932 года Аэрохиммузей издавал ежемесячный журнал "Хроника воздушного дела", его сотрудники вели важнейшую просветительскую работу.

История музея знала и немало драматических моментов. Один из них - потеря части экспонатов в годы Великой Отечественной войны, когда в музее не работало отопление. Другой - утрата части коллекции в послевоенные годы, когда на волне борьбы с космополитизмом музей критиковали за то, что в его экспозиции уделялось много внимания зарубежной авиации, после чего из музея убрали иностранные экспонаты. Часть ценных экспонатов была утрачена во время затянувшегося ремонта 1987-1994 годов.

В 1958 году музей переименуется в Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ СССР, у него появляется космический раздел. Экспозиция музея продолжает активно пополняться - ежегодно заказываются модели новых самолетов, приобретаются образцы новейших моторов, различных приборов и пр. В богатейшем собрании музея - история зарождения воздухоплавания и развитие авиации до 1917 года, авиация советского периода, авиационные двигатели, спортивная авиация и парашютный спорт, космонавтика. Фонды музея насчитывают около 36 тысяч экспонатов, в том числе свыше 300 моделей летательных и космических аппаратов, обширное собрание специальной тематической литературы и документов, десятки тысяч уникальных фотоматериалов. Экспозиция музея занимает девять залов, в которых демонстрируется свыше тысячи экспонатов. Семь залов посвящены авиационной тематике, еще два - истории развития космонавтики, где представлены первые работы К.Э. Циолковского и Ф.А. Цандера, жидкостные реактивные двигатели и ракеты 1930-х годов, кабина тренажера космического корабля "Буран", макеты искусственных спутников земли, космических аппаратов и ракет-носителей, а также космические скафандры, питание космонавтов и многое другое.

Музей и сегодня продолжает активно заниматься патриотическим воспитанием и профориентацией школьников, проводит тематические лекции и выставки, посвященные памятным датам в истории авиации и освоения космоса, предлагает бесплатные курсы для ребят от 8 до 16 лет по аэрокосмической робототехнике и беспилотным летательным аппаратам, методикам изучения экосистем планеты, программированию, 3D-моделированию и многому другому.

Однако история отечественной авиации живет не только в закрытых залах музейных пространств: знаменитая авиационная техника разных лет продолжает жизнь под открытым небом во многих городах России. Авиасалон МАКС традиционно уделяет большое внимание сохранению исторической памяти и демонстрации интереснейших образцов отечественной авиационной техники. Отдельные экспонаты уникальной исторической экспозиции авиасалона в Жуковском демонстрируются не только на статической стоянке, но и принимают участие в летной программе салона. В разные годы посетители МАКС могли увидеть в исторической части экспозиции МАКС такие машины с героическим боевым прошлым как И-15бис, И-153 "Чайка", И-16, ДИТ, Ш-2, По-2, МиГ-3 и Ил-2, знаменитую "летающую бочку" - раритетный экземпляр тяжелого самолета ВМ-Т "Атлант" для транспортировки планера космического челнока "Буран", экспериментальный истребитель с обратной стреловидностью крыла Су-47, летающую лабораторию для отработки силовых установок на криогенном топливе Ту-155 и многие другие уникальные экспонаты.

Хранить традиции, демонстрировать настоящее и смотреть в будущее - авиасалон МАКС остается верен своим целям и задачам, достойным главного форума российских авиаторов и покорителей космоса. Надеемся увидеть новые экспонаты в исторической экспозиции МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка