О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полярные крылья летчика Поздеева

Пилоты Заполярья всегда вызывали восхищение у жителей округа, служили эталоном мужественности, смелости, самоотверженности

Пилоты Заполярья всегда вызывали восхищение у жителей округа, служили эталоном мужественности, смелости, самоотверженности.

Они открывали небесные дороги к самым дальним точкам на карте нашего округа. Небу Заполярья посвятил свою жизнь и Виктор Константинович Поздеев, который, как и многие пилоты, заслуживает добрых слов и воспоминаний.

Не только жил, он дышал небом...

Так написали в "НВ" его супруга Маргарита Михайловна, дочери Галина и Елена, рассказывая о Викторе Константиновиче, который проработал в авиации 30 лет.

- Родился Виктор в Устьянском районе Коми АССР 22 января 1938 года. Деревня Росвино, где жила семья Поздеевых, небольшая, но народ там был трудолюбивый и мастеровой. Отец Виктора - Константин Савельевич - работал председателем сельсовета, слыл человеком принципиальным. Когда началась Великая Отечественная, ушел добровольцем на фронт, а многодетная семья Поздеевых решила перебраться в село Оксино, где у матери - Устиньи Федоровны - жили родители и сестры, - это строки из письма родных.

В 1953 году Виктор Константинович закончил Оксинскую школу и приехал в Нарьян-Мар продолжать образование. Трудно было, у многих родители погибли на войне, это и сплачивало.

"Отец, - пишут родные Виктора Константиновича, - тогда сдружился и пронес через всю жизнь воспоминания о своих одноклассниках: Василии Вокуеве, Ирине Купцовой, Гале Никоновой. Он вспоминал, что в школе большое внимание уделяли спорту. Ежедневные пробежки, зимой лыжи. Добрым словом папа всегда вспоминал Н. И. Шарапова - учителя Оксинской школы и И. Ф. Чупрова - педагога из школы №1. Позднее он рассказывал, что тренировки позволяли школьникам без особого труда преодолевать 60-километровые забеги из Нарьян-Мара до Оксино.

Мальчишки тех лет мечтали о небе. Виктор часто прибегал на площадку аэродрома, где приземлялись "аннушки". Начальник площадки Артемий Дуркин пацанов не гонял: разрешал иногда заглянуть в кабину пилота. Он знал, какое счастье и гордость испытывают мальчишки в это время".

Небо выбрало их...

По воспоминаниям близких, путь в небо для их отца был нелегким, но сильная воля и стремление получить любимую профессию были сильнее.

В 1956 году, получив аттестат, Виктор Поздеев с другом Валерой обратились в военкомат, чтобы им дали направление в Кременчугское летное училище. После собеседования военный комиссариат округа дал рекомендацию и отправил запрос в учебное заведение. Удивительное дело, но ждать долго не пришлось.

Молодые люди отправились покорять новые высоты. Из Архангельска сначала на поезде, а затем на перекладных добрались до Кременчуга. Экзамены сдали, форму получили, и началась сложная, но очень интересная учеба.

Виктор скрупулезно вел дневник, конспектировал все комментарии командиров - готовился к будущей профессии серьезно. О своих успехах не забывал рассказывать родным, регулярно отправлял домой письма и фотографии.

Только вот на каникулы домой за время учебы ни разу они с Валерой не ездили - денег не было. Вместо этого наши герои ехали работать в соседние совхозы на картошку или бахчу.

Два года прошли незаметно, перед выпускными Виктор Поздеев написал в своей тетради:

Четыре океана в Мире,
их воды омывают земли многих стран.
Но всех заманчивей, синей и шире
над нами НЕБО - пятый океан!

В 1958 году молодые пилоты сдали выпускные экзамены и уже в сентябре вернулись на родину.

Крылья над тундрой

Родные Виктора Константиновича вспоминают:

- Для нашего папы это было трудное и удивительно прекрасное время. Сбылась его мечта - он летал над тундровыми просторами и широкой вольной Печорой. Ан-2 ждали в поселках и оленеводческих стойбищах. "Аннушки" вывозили больных из населенных пунктов, рыбаков, детей оленеводов - в любую погоду выполняли свой долг, нередко рискуя жизнью. Молодые летчики с огромной благодарностью вспоминали своих наставников: И. В. Казакова, А. Г. Рудяшко, В. А. Старжинского, А. Кыркалова, Ю. Наумова. Они помогали молодежи, обучали тонкостям работы в условиях Заполярья.

В 60-е годы в авиаотряде появились первые вертолеты - сначала Ми-1, затем Ми-4. Виктору Константиновичу доверили осваивать новую для Заполярья технику. С 1964 по 1968 год он летает на вертолетах, досконально изучает эти винтокрылые машины и делится опытом с товарищами. За эту работу он удостоен первого нагрудного знака "За безаварийный налет 5 000 часов". Что это значило для летчика (Виктор тогда отслужил в авиации 10 лет), могут понять только авиаторы.

И вновь обратимся к воспоминаниям дочерей Виктора Константиновича:

- В 1964-м в летный отряд прибыло пополнение. Отец вспоминал, что сразу взял под свое крыло двух парней, выходцев из тундры: Семена Явтысого и Леонида Ледкова. И хотя разницы в возрасте у них почти не было, Поздеев считался уже состоявшимся пилотом. Веселые, жизнерадостные - казалось, готовые всю жизнь связать с небом. Но, к сожалению, не случилось! Один погиб, другой рано оставил небо.

Вслед за винтокрылыми Ми-1 и Ми-4 в авиаотряд поступил красавец вертолет Ми-8, рассчитанный для работы в геологоразведке. Мощный гигант, к сожалению, имел ряд недостатков и был не совсем приспособлен для полетов при низких температурах и полярной ночи. Наши летчики, в их числе и Виктор Константинович Поздеев, изучили его досконально и, как говорится, довели до ума.

Девяностые - время перемен

Эти годы стали переломными не только для страны, но и для каждого из нас. Не обошли они стороной и Виктора Константиновича Поздеева. Несмотря на относительно молодой возраст, он решил выйти на пенсию. Тогда из авиаотряда начали уходить многие, предприятие находилось на стадии банкротства.

Дочери Виктора Константиновича вспоминают:

- Отец с мамой переехали в Ульяновск. В его тетради сохранилась запись тех лет:
Пришла пора проститься нам с тобою, НЕБО!
Я под крылом, ты на крыле.
Другой пилот пойдет моей судьбою, НЕБО!
А я тоскую на Земле!

Эти строчки говорят сами за себя: летчик навсегда связан с небесными просторами…

Он никогда не сидел без дела. Приехав в Ульяновск, начал строить гараж, ухаживать за садом, который купил почти сразу, выращивал сливы и яблоки. Но что бы ни делал, его взгляд всегда был устремлен в небо. Доброй традицией для него стало посещение местного аэродрома, где нередко проводились соревнования пилотов и, главное, базировались вертолеты Ми-1, самолеты Ан-2. С огромной грустью вспоминал своих товарищей, с которыми начинал летать, ветеранов.

В 2004-м ему посчастливилось вновь побывать в Нарьян-Маре - по приглашению генерального директора авиаотряда Валерия Афанасьева. Он был безмерно благодарен за возможность встретиться с друзьями, пройтись по взлетке родного предприятия.

Каждый пилот оставил на предприятии память о себе.

"В трудовой книжке отца перечислены многочисленные профессиональные награды, грамоты и благодарности. В их числе "Медаль за трудовую доблесть" за выполнение государственного задания по перегонке вертолетов Ми-4 в Германию и Чехословакию, неоднократно награждался знаком гражданской авиации "За личный безаварийный полет", - читаем в письме.

Экипаж, в котором летал Виктор Поздеев, в свое время был признан лучшим на предприятии.

"Сегодня хочется пожелать авиаотряду процветания, а пилотам - мягких посадок! Пусть молодежь никогда не забывает о ветеранах, тех, кто поднимал в полярное небо самолеты и вертолеты в 60, 70, 80-е годы. Для них, как и для нашего папы, небо было смыслом жизни", - завершили свое письмо родные летчика....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наръяна Вындер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка