О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правительство хочет пересадить россиян на российские самолеты

Правительство Михаила Мишустина рассчитывает, что через пять лет отечественная промышленность будет строить более 100 гражданских самолетов в год

Правительство Михаила Мишустина рассчитывает, что через пять лет отечественная промышленность будет строить более 100 гражданских самолетов в год. В трехлетнем бюджете на поддержку российского авиапрома заложено свыше 45,5 млрд руб., сообщил глава правительства на совещании по развитию гражданского самолетостроения в четверг. Эксперты "НГ" отмечают, что предыдущий план госзаказа был реализован "не совсем удачно".

Премьер-министр Михаил Мишустин провел в Воронеже в четверг совещание о развитии гражданского самолетостроения и обновлении парка гражданской авиации. Премьер посетил местное самолетостроительное предприятие, где занимаются дальнемагистральными лайнерами Ил-96, а также осмотрел выставку образцов гражданского авиапрома. В частности - салон самолета МС-21, разработку которого ведет корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию "Ростеха"). В июле прошлого года Мишустин посещал Иркутский авиационный завод, где знакомился с процессом сборки самолета.

В конце декабря МС-21 получил так называемый базовый сертификат типа от Росавиации, с крылом из иностранных материалов и импортным двигателем. Теперь стоит задача сертифицировать самолет с отечественным крылом и с отечественными двигателями ПД-14 производства "ОДК-Пермские моторы" (тоже ростеховская структура). Пока собрано 13 двигателей. "Мы поставили себе задачу каждый год наращивать темпы производства, увеличивать объемы продаж примерно на 20%. В течение пяти лет хотим удвоить объем производства и продаж", - рассказывал изданию "АвиаПорт" исполнительный директор "ОДК-ПМ" Сергей Харин.

России важно сохранить статус мировой авиационной державы, современные самолеты нужны, чтобы обеспечить транспортную связанность регионов страны, заявил Мишустин в четверг. За следующие девять лет не менее 30% парка крупнейших авиаперевозчиков страны должны состоять из современных отечественных самолетов. "Только в рамках реализации проекта МС-21 предполагается принять на работу дополнительно более 25 тыс. высококвалифицированных специалистов в Иркутске, Ульяновске, Казани и Воронеже", - сказал премьер. Ранее он поручил главе Минпромторга Денису Мантурову подготовить "дорожную карту" поставок МС-21 с ПД-14 на ближайшее десятилетие. В конце декабря Мишустин рассказывал о дополнительном финансировании проекта МС-21 в 61 млрд руб.

Программа госзаказа на воздушные суда отечественного производства до 2030 года предусматривает поставку 583 современных самолетов. На их строительство в бюджете на три года заложено свыше 45,5 млрд руб. Свою долю внесут авиаперевозчики, причем они смогут воспользоваться средствами Фонда национального благосостояния, из которого в течение трех лет на эти цели правительство готово дать до 270 млрд руб. "Ресурсы будут выделяться по льготной ставке 1,5% на срок до 20 лет", - рассказал глава кабмина.

Гражданская авиация РФ оправляется от удара, нанесенного ограничениями из-за эпидемии коронавируса. В январе-ноябре 2021 года на внутренних линиях было перевезено 81,4 млн человек, притом что за весь 2019-й - 73 млн. Впрочем, международные перевозки восстановились лишь на 41,5% к 2019 году. Правда, в отрасли обнаружились проблемы, не связанные с "железом": эксперты Аналитического центра при правительстве РФ считают, что нужно менять систему подготовки пилотов гражданской авиации, так как из-за несовершенства законодательства и избыточных требований в последние 20 лет в России снижается количество соответствующих учебных центров и соответственно качество образования пилотов. Подготовкой пилотов авиации общего назначения занимаются лишь 11 учебных центров и 7 филиалов. В США, например, таких центров примерно в 100 раз больше.

"10-летний план госзаказа для гражданской авиации не в полной мере достиг требуемых индикативных показателей", так можно мягко сказать, чтобы не задеть и не обидеть чиновников и топ-менеджеров отрасли, отвечающих за "освоение" госсредств, выделенных на развитие самолетостроения, - сказал "НГ" завкафедрой экономики промышленности Российского экономического университета им. Плеханова Андрей Быстров. - А если оценить ситуацию с точки зрения финансово-экономического и технологического аудита, соответствующего не только международным стандартам, но и даже отечественным нормам законодательства, то становится очевидным факт абсолютного "фиаско" практического воплощения этого плана".

Теоретически отечественная промышленность может заместить почти полный модельный ряд иностранных самолетов. Большинство исторически успешных КБ сохранились в России, но, к сожалению, эта "сохранность" носит условный характер, говорит Быстров. "Большинство существующих предприятий разработчиков не имеют реального потенциала для создания современного конкурентоспособного серийного отечественного самолета, отвечающего современных мировым экологическим требованиям и требованиям безопасности. Причин здесь много, основными из которых являются монополизация и деградация отрасли самолетостроения, отсутствие современных научно-производственных научных школ и производственных технологий, возможности самореализации высококлассных специалистов, коррупционный принцип, заложенный в основу управления отрасли самолетостроения и т.п.". В случае введения против РФ жестких санкций по иранскому образцу существует опасность, что в РФ сократятся авиаперевозки, полагает эксперт. "Несомненно, подобная опасность есть, и вероятность ее очень высокая!" - говорит Быстров.

Если санкции введут,то мы быстрее возьмем себя в руки, мобилизуемся и решим поставленные задачи, говорит председатель совета директоров инжиниринговой компании "2К" Иван Андриевский. "Уверен, что Россия сможет полностью сама производить около 70% от всех необходимых типов самолетов и вертолетов. Оставшиеся 30% можно будет нарастить за ближайшие 3-5 лет за счет восстановления того, что было. Мы можем кооперироваться с более надежными партнерами - Китаем, Индией", - говорит эксперт.

Перспективный модельный ряд ОАК - Superjet 100, МС-21, Ил-114 - позволяет охватить все ключевые сегменты рынка авиаперевозок, сообщили "НГ" в Ростехе". "Получивший сертификат типа магистральный МС-21-300 находится в той же нише, что и Airbus cемейства A320 и Boeing семейства 737. Его преимущества - более высокая эффективность и повышенный комфорт. Самолет в отличие от конкурентов находится в начале жизненного цикла и будет развиваться десятки лет. Доля композитов в нем достигает 40% - существенно выше, чем у аналогов. Уже в этом году первые самолеты поступят в авиакомпанию "Россия". Параллельно продолжается сертификация МС-21 с российскими двигателями ПД-14", - сообщили там.

"Суперджет" показал высокую эффективность, особенно в условиях пандемии. Сегодня самолеты эксплуатируются в 9 российских авиакомпаниях, а также в 7 государственных и ведомственных структурах России и зарубежья. В 2021 году число перевезенных на самолетах "Суперджет 100" пассажиров превысило 30 млн. В настоящее время на самолетах "Суперджет 100" перевозится свыше 60% всех пассажиров, которые летают на реактивных региональных самолетах российских авиакомпаний. Сбалансированное сочетание вместимости, дальности и комфорта позволило открыть за последние годы свыше 200 прямых маршрутов между городами России", - говорят в "Ростехе". Для местных авиалиний, зачастую имеющих слабооборудованные аэродромы, находящиеся в сложных климатических зонах, максимально подойдет обновленный самолет Ил-114-300, отмечают там.

"Государство оказывает отрасли серьезную поддержку. Уже анонсирован набор мер, которые положительно отразятся на развитии авиастроения. Их задача - снижение стоимости денег для производства и поставки авиационной техники на внутренний рынок. Для этого правительство РФ планирует использовать средства ФНБ, которые будут выделяться на возвратной основе. Это призвано обеспечить конкурентоспособную ставку лизинга для эксплуатантов российской техники - на уровне иностранных образцов. Продолжится и применение уже действующих и зарекомендовавших себя инструментов государственной поддержки авиапроизводителей и авиакомпаний. Все это в совокупности призвано обеспечить поставку на рынок 583 самолетов в горизонте до 2030 года, - заявили в госкорпорации. - Но наличие господдержки и оптимального модельного ряда - не единственный фактор успеха. Ведется активное развитие системы послепродажного обслуживания, это направление - в числе приоритетных для проработки".

"Разработка 10-летнего плана была поручена правительству президентом РФ летом прошлого года. На основании этих поручений разработана программа долгосрочного лизинга отечественной авиационной техники с привлечением средств ФНБ. Будем надеяться, что эти меры позволят отечественной технике на равных конкурировать с зарубежной хотя бы на российском рынке", - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Отечественная промышленность может импортозаместить парк иностранных самолетов, но не одномоментно, считает он. "Серийно выпускаются самолеты Суперджет 100, на этот год намечены первые поставки нового магистрального самолета МС-21. Рано или поздно будут решены вопросы с двигателями для турбовинтового Ил-114-300. Таким образом, отечественная промышленность сможет "закрыть" потребности перевозчиков практически во всех сегментах рынка. Вопрос- как скоро это можно сделать надо адресовать производителям", - говорит он.

Жесткие западные санкции теоретически могут привести к сокращению авиаперевозок, не исключает эксперт. "Достаточно посмотреть на ситуацию с Белавиа. Не секрет, что российские авиакомпании, даже с государственным участием, берут самолеты в лизинг у зарубежных компаний, и даже не ставят их на учет в российском реестре ВС", - говорит Пухов.

Сразу решить все вопросы с имортозамещением иностранных деталей для наших самолетов, да и иностранные самолеты в нашем небе получится только поэтапно, считает доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. "Сейчас самое главное - мы получили результат многолетней работы по замещению американских композитов для наших самолетов отечественным аналогом, затратив при этом сумму 4.4 млрд.долл., но намного меньшую чем предполагали первично. Это успех, так как доля композитов составляет около 40% крыла. Таким образом мы сможем выпускать в небо российские среднемагистральные МС-21 и SuperJet. Российский МС-21 на 80% состоит из отечественных комплектующих. По многим характеристикам у МС-21 есть возможность конкурировать с боингом. Появились российские системы диспетчирования, собственные технологичные разработки цифровых сервисов. По всей стране успешно обновляются аэропорты. Долгое время решали чем заменить АН-2 "Кукурузник". Его заменит "Байкал" ЛМС-901", - говорит эксперт. "Отечественная промышленность развивается и набирает новые обороты. При правильно выстроенной работе в России возможно импортозамещение в авиации. Над этим усиленно работает правительство РФ, - сказал "НГ" первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. - Можно отметить, что сейчас высокотехнологичную продукцию для авиации разрабатывает Ростех, что помогает вывести авиацию страны на конкурентоспособный уровень"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка