О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Во фронтовом небе Великой Отечественной

80 лет назад авиация ПВО была выделена в род войск в составе Войск ПВО территории страны

22 января 1942 года был издан приказ наркома обороны СССР № 056, в соответствии с которым корпуса, дивизии и отдельные полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, передавались из ВВС в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны.

Всего было передано 2 авиационных корпуса (6-й и 8-й, в их составе 29 истребительных авиационных полков), 13 истребительных авиационных дивизий (36 авиаполков) и 9 отдельных авиаполков. В итоге - 74 истребительных авиационных полка. Вместе с ними передавались и обеспечивавшие их 56 батальонов аэродромного обслуживания. Этим же приказом в состав управления истребительной авиации ПВО территории страны были введены отделы тыла и кадров и должность начальника штаба авиации. Так авиация противовоздушной обороны стала родом Войск ПВО.

Спустя десятилетия, уже в Российской Федерации, дата 22 января приказом главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25 октября 1996 года была объявлена годовым праздником авиации ПВО.

Январскому (1942) приказу наркома обороны предшествовали тяжелые первые месяцы Великой Отечественной войны, в период которых советской авиации пришлось в сложнейших условиях вести борьбу с люфтваффе фашистской Германии.

Известно, что за три дня до начала войны наркомом обороны СССР С.К. Тимошенко был подписан приказ о формировании трех авиационных корпусов ПВО (6-го - для обороны Москвы, 7-го - Ленинграда и 8-го - Баку) с передачей авиакорпусов в оперативное подчинение соответствующих наземных корпусов ПВО (приказ № 0040 от 19 июня 1941 г.). Ранее, 4 апреля 1941-го, наркомом обороны был утвержден перечень пунктовой истребительной авиации ПВО для обороны от ударов с воздуха крупных административных и экономических центров страны.

В ходе Московской битвы Государственным комитетом обороны 9 ноября 1941 года было принято постановление за № 874сс "Об усилении и укреплении противовоздушной обороны территории Союза", определившее коренную реорганизацию системы ПВО страны. Впервые учреждалась должность заместителя наркома обороны по ПВО - командующего Войсками ПВО территории страны. На эту должность был назначен генерал-лейтенант М.С. Громадин.

Части и соединения войск ПВО изымались из подчинения командующих войсками фронтов и военных округов и передавались в подчинение генерал-лейтенанту Громадина. Ему же в оперативное подчинение передавались части и соединения истребительной авиации, выполнявшие задачи ПВО. Общее число передаваемых авиаполков составляло 75, из них формируемых - 13. Было создано управление истребительной авиации ПВО. Первым командующим истребительной авиацией ПВО стал генерал-майор авиации И.Д. Климов, возглавлявший авиационный корпус, оборонявший Москву.

В марте 1942 года командующим истребительной авиацией ПВО стал генерал-майор авиации А.С. Осипенко. В сентябре 1943 года к руководству истребительной авиацией был возвращен генерал-лейтенант авиации И.Д. Климов.

21 мая 1943 года приказом НКО № 0087 в составе Московского фронта ПВО впервые формировалось оперативное объединение истребительной авиации противовоздушной обороны - 1-я воздушная истребительная армия ПВО. Она включила в свой состав все авиаполки 6-го авиакорпуса ПВО, объединенные в четыре истребительные авиационные дивизии.

В составе развертываемых с июля 1943 года фронтов ПВО формировались управления ВВС фронтов, осуществлявшие руководство авиационными корпусами, дивизиями и отдельными частями авиации фронтов ПВО.

К концу Великой Отечественной войны истребительная авиация ПВО включала одну воздушную истребительную армию, четыре истребительных авиационных корпуса, 24 авиадивизии ПВО. Всего - около 3200 истребителей. Это были самолеты отечественного производства Ла-5, Ла-7, Як-3, Як-7, Як-9, имевшие скорость до 720 км/час, а также поставленные по ленд-лизу американские и британские истребители.

За годы войны 17 частей и соединений истребительной авиации ПВО были преобразованы в гвардейские, семь - награждены орденами СССР. Летчики-истребители сбили в воздушных боях 3930 и уничтожили на аэродромах 238 самолетов противника. За геройские подвиги звания Героя Советского Союза были удостоены 92 летчика. Гвардии капитан А.Т. Карпов (ПВО Ленинграда) удостоен этого звания дважды. Капитанам П.В. Еремееву и А.И. Смирнову (ПВО Москвы) уже после распада СССР было присвоено звание Героя Российской Федерации.

С окончанием Великой Отечественной войны были проведены мероприятия по сокращению численности Войск ПВО страны и их реорганизация. Фронты ПВО переформированы в округа противовоздушной обороны. В подчинении двух округов ПВО находились две воздушные истребительные армии ПВО, в их составе - три авиакорпуса, 24 авиадивизии, 83 авиаполка, 56 батальонов аэродромного обслуживания. К апрелю 1946 года самолетный парк составлял 5412 самолетов.

В конце 1940-х годов истребительная авиация ПВО оснащается реактивными истребителями МиГ-9, Як-15, а в 50-е годы - МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Як-25 и их модификациями с бортовыми радиолокационными прицелами, пушками и управляемыми ракетами класса "воздух - воздух". На 1 сентября 1948 года общее количество самолетов составляло 1909, на 1 мая 1953 года их было 2958.

В этот период истребительной авиацией ПВО руководили генерал-лейтенант авиации С.А. Пестов (январь 1947 - август 1948), генерал-полковник авиации Е.Я. Савицкий (август 1948 - январь 1953), генерал-лейтенант авиации М.Г. Мачин (январь 1953 - май 1954). В последующие годы авиацию ПВО возглавляли генерал-полковник авиации (с 1961 г. - маршал авиации) Е.Я. Савицкий (май 1954 - июль 1966), генерал-лейтенант авиации А.Л. Кадомцев (июль 1966 - апрель 1969), генерал-полковник авиации А.Е. Боровых (май 1969 - апрель 1977), генерал-полковник авиации Н.И. Москвителев (апрель 1977-1987).

С 1978 года по инициативе Генерального штаба проводился двухгодичный эксперимент на базе двух военных округов по передаче истребительных авиационных полков из состава дивизий и армий ПВО в состав ВВС военных округов. Несмотря на полученные неоднозначные результаты и представленные Главным командованием Войск ПВО обоснованные расчеты, подтверждающие нецелесообразность реформы, с января 1980 года такая реорганизация была проведена на территории всех приграничных военных округов.

При этом были расформированы управления Бакинского округа ПВО и четырех отдельных армий ПВО, а их войска переданы в состав десяти военных округов. Авиаполки из переданных дивизий ПВО изымались и передавались в подчинение командующих ВВС военных округов. В подчинении главкома Войск ПВО были оставлены Московский округ ПВО и четыре отдельные армии ПВО. Таким образом, система ПВО была разделена на приграничную территорию и ПВО внутренней территории страны. Единое руководство авиации при выполнении задач противовоздушной обороны перестало существовать, что привело и к снижению боеспособности войск.

О сложившейся ситуации главнокомандующий и Главный штаб Войск ПВО неоднократно докладывали руководству, и 29 декабря 1985 года Советом обороны СССР было принято решение изменить организацию противовоздушной обороны страны. На приграничной территории создавались пять армий ПВО, система ПВО на всей территории СССР возвращалась под единое руководство главнокомандующего Войсками ПВО. Авиаполки из ВВС были переданы в состав дивизий и армий ПВО.

В тот период поступление на вооружение авиации ПВО новых типов истребителей потребовало дальнейшего развития тактики их боевого применения. Экипажи истребителей дальнего действия (Ту-128М, Як-28П, МиГ-25П, МиГ-31) стали осваивать ведение дальнего ракетного боя, летчики истребителей общего назначения (Су-15, МиГ-23) учились вести как дальний ракетный, так и ближний маневренный воздушный бой. Шла подготовка к передаче в войска ПВО самолета радиолокационного дозора и наведения А-50, созданного на базе транспортного самолета Ил-76, хотя, надо признать, комплекс управления и наведения имел тогда значительные недоработки.

В дальнейшем авиацией ПВО руководили генерал-майор авиации В.И. Андреев (1987-1990), генерал-лейтенант авиации О.В. Анисимов (1990-1991). На ситуации в авиации ПВО в те драматические годы негативно сказывалась общая политическая обстановка в стране и Организации Варшавского договора. К 31 марта 1991 года прекращена деятельность единой системы ПВО государств - участников Варшавского договора. Вследствие распада СССР численность авиации ПВО, оставшейся в подчинении главкома Войск ПВО, значительно уменьшилась из-за вхождения ряда соединений ПВО в состав вооруженных сил новых независимых государств.

С сентября 1992 по 1998 год авиация ПВО существовала в качестве рода Войск ПВО в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. В боевом составе авиации ПВО имелись самолеты четвертого поколения - Су-27П, МиГ-29, МиГ-31, а также авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения А-50. Возглавлял авиацию ПВО с 1991 года генерал-полковник авиации В.И. Андреев.

Указом Президента РФ от 16 июля 1997 года к 1 января 1999 года Войска ПВО были объединены с ВВС в единый вид Вооруженных Сил - Военно-воздушные силы. С 1 марта 1998 года вся истребительная авиация этого вида состояла в армиях ВВС и ПВО, а авиация ПВО не стала выделяться в самостоятельный род войск....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка