О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Если друг оказался вдруг...

Сербия с большой охотой получает в подарок российскую и белорусскую авиационную технику. Но приобретать ее за звонкую монету почему-то предпочитает на Западе. Странный выбор братской страны

Сербия с большой охотой получает в подарок российскую и белорусскую авиационную технику. Но приобретать ее за звонкую монету почему-то предпочитает на Западе. Странный выбор братской страны.

Сербия планирует стать крупнейшей авиационной державой на Балканах. Таков основной смысл сегодняшних сообщений СМИ на эту тему. И это, в общем и целом, блестящий план! Однако кое-что в нем вызывает обоснованные вопросы.

Сербия намерена закупить в 2022-2023 годах 30 вертолетов, 18 из которых будут российского производства. Об этом заявил президент республики Александар Вучич после совещания с военными и ознакомления с ходом учений авиабригады в городе Ниш. "Ожидаем новые закупки вертолетов: в общей сложности 30 вертолетов, из них 11 H-145 (производства компании Airbus), четыре Ми-35, три Ми-17 плюс 11 подержанных Ми-35, которые мы купим у одной из стран Европейского союза. Так что мы станем региональной вертолетной силой", - сказал Вучич.

На первый взгляд все выглядит красиво. Будет закуплено 30 вертолетов, из них больше половины - 18 "российского производства". Однако реально, по словам самого Вучича, в РФ будет закуплено всего семь единиц (четыре Ми-35, три Ми-17). Остальные 23 единицы братская Сербия купит в странах Евросоюза или НАТО. Интересный баланс, не правда ли? Особенно для страны, которая всячески подчеркивает свою близость к России и только что получила царский подарок от Москвы в виде запредельно низкой цены на газ.

"25 ноября в результате переговоров Владимира Путина и Александара Вучича в Сочи Россия сохранила цену на газ для Сербии на уровне в 270 долл. на шесть зимних месяцев, после чего Белград получит от Москвы благоприятные условия по долгосрочному контракту. По мнению Вучича, эти условия являются исключительными".

Еще бы им не быть исключительными при цене газа на европейских биржах от 1 200 долларов! Тем не менее, на вертолетных планах Сербии, которые, собственно, и стали возможными благодаря российской скидке на газ, это, похоже, никак не отразилось.

Особенно этот факт удручает в свете того, что Российская Федерация является крупнейшей вертолетной державой мира и производит всю гамму винтокрылых машин, причем гораздо более широкую, чем в любой другой стране мира. И в такой стране братская Сербия не смогла подобрать для себя нужные вертолеты? Поразительно! Особенно с учетом только что продемонстрированной Москвой готовности делать друзьям поистине волшебный "кэшбэк"!

И это уже не говоря о том, что российская авиатехника, при всем ее техническом совершенстве, традиционно значительно дешевле западной. Что для такого небогатого государства как Сербия должно быть, по идее, главным мотивом при выборе приобретаемого товара.

Так, например, заявленный Белградом к покупке вертолет Н-145 европейского консорциума "Эрбас", конструкция которого восходит к началу 80-х годов прошлого века, при весьма скромных характеристиках (до восьми пассажиров или примерно аналогичном по весу грузе) обходится заказчику больше чем в 5 млн долларов. В России уже разработан и производится вертолет аналогичного класса "Ансат", стоимость которого существенно ниже.

И можно не сомневаться в том, что в случае с Сербией она была бы еще более низкой, чем рыночная, с учетом "особо близких отношений между Белградом и Москвой".

Между прочим, контракт на приобретение нескольких десятков "Ансатов" уже заключил Китай. Но Сербии эта машина почему-то не подходит. А вот материально помогать натовской авиапромышленности преодолеть "ковидный" кризис видимо то, что доктор прописал.

Уже не говорю о том, что небогатая страна Сербия готова выбросить немалые деньги на вертолет Н-145, который, строго говоря, в принципе непригоден для боевого использования. Так как известно, что его обычно приобретают для нужд полиции, МЧС и санавиации. О каком же тогда "укреплении вооруженных сил" Сербии может идти речь?

Или может быть Сербия просто не в курсе, что бывает с купленной на Западе техникой любого назначения в том случае, если купившая ее страна попадает в немилость к Западу? Пусть спросят у России. И тогда им расскажут, что в таком случае ни запчастей, ни самой техники они вообще не получат. Как это было, например, с российским гражданским авиалайнером МС-21 (гражданским, Карл!), когда Запад вдруг взял и перестал поставлять для него композитные материалы.

Аналогичные недоумения возникают и в связи с другими планами сербских закупок на Западе. Вот недавнее сообщение RG.RU на этот счет: "Кипр и Сербия вступили в переговоры о приобретении Белградом более десятка российских транспортно-боевых вертолетов Ми-35П, состоящих на вооружении кипрской национальной гвардии. Об этом накануне сообщила местная газета Сyprus mail. По данным издания, потенциальная сделка по продаже Кипром 11 винтокрылых машин может оцениваться в сумму от 150 до 300 миллионов евро. Напомним, что в 2001 году Кипр приобрел у России 12 вертолетов Ми-35П, которые прошли ремонт в 2007-2008 годах. Один из кипрских Ми-35 был потерян в результате аварии в 2006 году".

То есть у Белграда имеются планы покупки вертолетов Ми-35 средним возрастом за двадцать лет, находящихся на пределе срока эксплуатации, по цене от 15 до 35 млн долларов за штуку.

Между тем в данном же ценовом диапазоне находится и стоимость только что сошедшего с конвейера ростовского вертолетного завода новенького Ми-35! Как говорится - почувствуйте разницу!

Спрашивается, зачем покупать заведомое старье, в ремонт которого придется вложить еще кучу денег, если можно купить в России новый аппарат да еще с "братской" скидкой? Или в Белграде принципиально предпочитают получать российское вооружение и технику только на братской основе, то есть совершенно бесплатно?

Выходит, что так. Как сообщило агентство ТАСС, "с 2018 года по февраль 2020 года Россия в качестве военно-технической помощи передала Сербии четыре вертолета Ми-35М, шесть истребителей МиГ-29, три транспортных вертолета Ми-17В-5, зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1", 30 танков Т-72МС и 30 бронетранспортеров БРДМ-2МС".

Допускаю, что могут существовать некие особые мотивы для принятия подобных сербских решений. Однако давно известно, что чем конструкция проще, тем она надежней. И это касается не только вертолетов, но и государственной политики. В данном же случае перед нами, скорее, противоположный пример. Когда слишком сложные и темные схемы присутствуют там, где простота и прозрачность были бы далеко не лишними. Или я чего-то недопонимаю в том, как именно должны строиться отношения между союзными странами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Медиагруппа Звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка