О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Il Giornale (Италия): МиГ нужно сбить. Операция "Боло" во Вьетнаме

Когда во Вьетнаме появились МиГи-21, преимущество по сбитым самолетам оказалось на стороне Ханоя, пишет Il Giornale

Когда во Вьетнаме появились МиГи-21, преимущество по сбитым самолетам оказалось на стороне Ханоя, пишет Il Giornale. Но с помощью операции "Боло" американцы обеспечили себе воздушное превосходство на весь период войны, утверждает автор.

Вьетнам 1967. Кампания бомбардировок Северного Вьетнама "Раскаты грома", начавшаяся в 1965, в самом разгаре. Однако потери американской авиации от вражеских истребителей и зенитно-ракетных комплексов вызывают беспокойство у командиров и горькую иронию у пилотов.

Истребитель-бомбардировщик F-105 "Тандерчиф" даже переименовали в "Тад", имитируя глухой звук при падении тяжелого предмета, потому что в ходе конфликта он понес весьма незавидное число потерь от вражеских МиГов. "Тад" был хорошо вооружен и он был одним из немногих самолетов, оснащенных пушкой M61A1 "Вулкан" для защиты от противников, но у него была плохая маневренность, поэтому, когда северовьетнамские МиГи вступали в маневренный воздушный бой, вместо того чтобы действовать по классической тактике "бей-беги", у американцев были проблемы. F-105 был тяжелым, его максимальная взлетная масса достигала 24 тонн, что более чем в три раза превышало вес ловкого МиГ-17 и было вдвое больше Миг-21. Его даже прозвали "свинцовыми санями". А еще радиус виража у МиГ-17 был в три раза меньше, чем у "Тандерчифа", в зависимости от температуры и высоты. Это практически означало разгром "Тада".

Ракетные истребители

Если МиГ-17 уже по тем временам считался устаревшим, то появившийся в Северном Вьетнаме МиГ-21 представлял настоящую угрозу американскому превосходству в воздухе. В самом деле, из-за своих особенностей американские самолеты сталкивались с определенными препятствиями: такие истребители, как, например, известнейший F-4C "Фантом", не имели пушечного вооружения и их пилоты, не привыкшие к ближним воздушным боям, полагались исключительно на ракеты.

У пилота "Фантома" было мало возможностей использовать в полной мере свой "полностью ракетный" самолет. Например, возможности ракеты AIM-7 "Спэрроу" действовать за пределами видимости были непригодны для северовьетнамского неба, которое было настолько переполнено "дружескими" (и вражескими) самолетами, что ее практически невозможно было безопасно использовать и поэтому американским пилотам редко разрешалось ее применять. Такую угрозу, как МиГ, казалось невозможно устранить еще и потому, что американским пилотам запрещалось наносить удары по вражеским аэропортам.

Идея Олдса

Опытному пилоту ВВС США полковнику Робину Олдсу (Robin Olds) пришла в голову мысль. "В ноябре 1966 я решил, что нужно что-то делать, - вспоминает Олдс. - Я обратился к командиру воздушных сил, генералу Момайеру, чтобы он позволил мне реализовать мои идеи. Я не получил ответа, но через несколько дней меня позвали в Сайгон (нынешний Хошимин). Я поделился своими идеями и мне позволили их реализовать".

Так родилась операция "Боло". Олдс доверил разработку плана своему старому другу генералу Доновану Смиту (Donovan Smith). Генерал предложил задействовать в миссии "анти-МиГ" 8-е тактическое истребительное крыло, которое должно было имитировать скорость, тактику и манеру полета F-105 чтобы ввести в заблуждение северовьетнамцев.

Олдс прибыл 30 сентября 1966 в Убон (Таиланд) и принял командование 8-м крылом, в котором использовались F-4C. Новый командир выбрал двух молодых пилотов - капитанов Джона Стоуна (John Stone) и Ральфа Веттерхана (Watterhahn)- чтобы они помогли ему изучить маршруты и координацию действий. Они вместе репетировали сценарий: поочередно исполняли роли оператора северовьетнамской радиолокационной станции, командующего оборонительными операциями в Ханое и командира американской ударной группы для того, чтобы определить скорость реакции Северного Вьетнама, время задержки, и найти решения возможных проблем - в общем, проделали долгую и кропотливую работу, чтобы ничего не упустить.

МиГ против "Фантома"

Спустя несколько недель подготовки в условиях абсолютной секретности, 2 января 1967 Олдс начал операцию "Боло". В его распоряжении были 14 звеньев F-4C "Фантом", шесть звеньев EF-105F "Дикие ласки", которые должны были уничтожить северовьетнамские ракеты "земля-воздух", и четыре звенья F-104C "Старфайтер" для подкрепления.

На рассвете все самолеты выстроились и вылетели в сторону Северного Вьетнама, используя позывные, которые обычно использовались для полетов "Тадов". У каждого "Фантома" была своеобразная комплектация: с одной стороны - дополнительный резервуар, с другой - устройство радиоэлектронного подавления как у "Тандерчифа", плюс подфюзеляжный бак, из вооружения - четыре AIM-9 "Сайдуайндер" и четыре AIM -7 "Спэрроу".

Когда первая группа из трех звеньев (позывные Олдс, Форд, Рамблер) под непосредственным командованием полковника Олдса пролетала над Фук-Йеном - место базирования МиГов, а также хранения нефтепродуктов - командиру сообщили, что после сигнала тревоги несколько МиГов-21 отправились на перехват, а другие выныривали из тумана, который тогда навис над Северным Вьетнамом: ловушка сработала.

Воздушный бой начинался до того, как прибыла вторая группа F-4. Ожесточенные бои велись с близкого расстояния, американские пилоты пытались выжать из своих "Фантомов" все самое лучшее. Ракеты не попадали в цель, что еще раз доказывало, что нужно было оснастить самолеты не только ракетами, но и пушкой. Бой закончился быстро, но эти несколько минут казались вечными. Американцы сбили целых семь северовьетнамских МиГов-21.

Обманчивая победа

Операция "Боло" завершилась безоговорочной победой США. В тот день не сбили ни один F-4, однако с точки зрения затраченных ресурсов миссия дорого обошлась американцам: помимо вышеупомянутых истребителей к операции подключили самолеты EC-121 с системой раннего предупреждения, самолеты EB-66, оснащенные средствами радиоэлектронного противодействия, F-4C, прибывшие из других групп для подкрепления. Кроме того, привели в боеготовность огромное количество сил. Всего в небо подняли как минимум 96 самолетов.

В то утро выпустили 28 ракет "воздух-воздух", 16 из которых не попали в цель. Это огромная цена для семи МиГов. К концу конфликта общее число сбитых МиГов достигло 57, а всего было уничтожено 196 северовьетнамских самолетов, в то время как американцы потеряли 89 истребителей. Кажется, что США остались в выигрыше, но этот успех обманчив и результат был достигнут только после того, как военные осознали важность пушек и подготовки к воздушному бою.

Но в любом случае уничтожение даже такого небольшого числа МиГов тем январским утром 1967 позволило американцам ненадолго обрести воздушное превосходство и расчистить путь для последующих бомбардировок Северного Вьетнама, которые продолжились до 31 октября 1968, а затем возобновились в 1972 в рамках операции "Лайнбэкер II", но это уже другая история....
Авторские права на данный материал принадлежат «inoСМИ.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка