О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Свалился на развороте

Ошибка пилотирования названа наиболее вероятной причиной катастрофы частного самолета, которая произошла 23 апреля 2021 года у села Рысево, где находится посадочная площадка Черемхово

Ошибка пилотирования названа наиболее вероятной причиной катастрофы частного самолета, которая произошла 23 апреля 2021 года у села Рысево, где находится посадочная площадка Черемхово. К такому выводу пришла комиссия Межгосударственного авиационного комитета. В окончательном отчете по результатам расследования происшествия сказано, что пилот самодельного аэроплана, по всей видимости, при развороте вывел его на закритические углы атаки. Из-за этого самолет потерял подъемную силу, перешел в сваливание и столкнулся с землей.

В два часа дня 23 апреля 2021 года иркутянин Сергей Самарский - бывший пилот гражданской авиации, на пенсии взявшийся за авиастроение, - оторвал двухместный самолет от грунтовой полосы посадочной площадки Черемхово. Справа от него в пассажирском кресле сидел Юрий Борисенко - бывший командир Ан-26, ныне пенсионер. Еще один товарищ остался на земле снимать происходящее на телефон. Первый десятиминутный полет прошел штатно. Через 25 минут машина вновь поднялась в воздух, чтобы еще раз облететь посадочную площадку, расположенную на южной окраине населенного пункта Рысево. Однако после второго разворота самолет начал резко терять высоту и столкнулся с землей под прямым углом. Никто из находившихся на борту не выжил.

Конструктор без документов

"Донором" для разбившейся машины был самолет "Ностальжи N65". На стыке девяностых и нулевых его построил частный пилот Сергей Мазный со товарищи из Иванова. В июне 2011 года самолет, оборудованный автомобильным двигателем BMWR1100 TakeOff, продали в Забайкальский край. А 24 марта 2014 года его приобрел Самарский. И использовал для постройки своего самолета: комиссия МАК, расследовавшая катастрофу, обнаружила ряд деталей "донора" в ангаре на южной окраине Рысева. На фотографиях, приложенных к ее отчету, разбившийся самолет также заметно отличается от оригинала. Среди прочего в ходе расследования выяснилось, что на нем был установлен автомобильный мотор Honda. "В целом самолет, потерпевший авиационное происшествие, отличается от воздушного судна, ряд фрагментов которого в ходе работы комиссии были обнаружены в ангаре, - заключили эксперты. - Таким образом, наиболее вероятно, воздушное судно, потерпевшее авиационное происшествие, не является самолетом, по которому было выдано заключение (Центра по сертификации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения ООО "ЛТЦ "ЭЛИЦ СЛА" от 20.12.2015 № 3232 Р. При этом ряд деталей данного воздушного судна использовался для постройки воздушного судна, потерпевшего авиационное происшествие".

Разбившийся самолет не проходил оценку летной годности и не получал соответствующий сертификат, который по Воздушному кодексу необходим для эксплуатации машины. Не обнаружились и формуляры воздушного судна и двигателя, равно как и другая техническая и эксплуатационная документация. Из-за этого, в частности, комиссия МАК не смогла рассчитать полетный вес и центровку самолета. Выяснилось также, что срок действия заключения врачебно-летной экспертной комиссии медсанчасти аэропорта Иркутск, выданного Самарскому 29 октября 2015 года, истек еще в 2017 году. При этом не сохранились летная книжка и другие документы, которые подтверждали бы уровень подготовки пилота.

Самолет, в свою очередь, по понятным причинам не был оборудован бортовыми самописцами. Сохранившиеся элементы его конструкции также вывезли с места происшествия в ангар до приезда авиационных экспертов - следователь Иркутского следственного отдела на транспорте Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета России рассудил, что обеспечить их сохранность в поле у посадочной площадки не получится. Изучив их впоследствии, специалисты из комиссии МАК не обнаружили признаков отказа какой-либо из систем самолета. Положение его обломков сразу после катастрофы они восстановили на основе протокола осмотра места происшествия.

Обстоятельства последнего полета самодельной машины пришлось реконструировать, исходя из показаний единственного очевидца и короткого видеоролика, который он снял на телефон. После взлета и набора высоты примерно 15 метров он поставил камеру на паузу и возобновил запись после того, как увидел, что машина энергично теряет высоту. Съемка велась издалека, поэтому на ней запечатлен только нечеткий силуэт самолетика, несущегося к земле. "Это не позволило оценить характер изменения углов пространственной ориентации воздушного судна, - сказано в отчете о результатах расследования катастрофы. - В то же время, судя по характеру расположения воздушного судна на месте авиационного происшествия и его поведения на заключительном этапе полета, столкновение с земной поверхностью произошло после попадания в режим сваливания".

Ничто не предвещало

Вероятнее всего, при выполнении разворота пилот слишком сильно накренил самолет и упустил из вида падение скорости. Машина вышла на закритические углы атаки, при которых теряется подъемная сила, и перешла в режим сваливания. Сигнализации, которая предупредила бы о его приближении, на самолете не было, а характерная тряска могла и не проявиться из-за особенностей конструкции. Для того, чтобы вывести машину из сваливания, летчику не хватило запаса высоты.

Проанализировав обстоятельства катастрофы, комиссия МАК пришла к выводу, что нужно доработать документы, регламентирующие полеты малой авиации. В частности, ее члены в очередной раз рекомендовали установить механизмы непрерывного мониторинга летной годности воздушных судов. Еще одно предложение - дополнить правила допуска к эксплуатации самодельных самолетов нормой о том, что на них в обязательном порядке необходимо либо устанавливать приборы, сигнализирующие о приближении к режиму сваливания, либо конструировать их так, чтобы естественная тряска ощущалась явно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Восточно-Сибирская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка