Автор: Юрий Россолов
Опубликовано: 26.01.2022, 08:08
 

Летающая мощь северо-востока


[image]

Камчатский смешанный авиационный полк неоднократно на самом высоком уровне подтверждал способность выполнять самые сложные задачи в любой зоне ответственности.

По итогам прошедшего учебного года смешанный авиационный полк Войск и Сил на Северо-Востоке России завоевал два Кубка главнокомандующего ВМФ России. Хотя камчатские авиаторы вполне могли рассчитывать и на своеобразный "хет-трик". Каждая эскадрилья номинировала на почетные трофеи уникальные в своем роде эпизоды из различных летно-тактических учений. В итоге Кубки достались истребителям и противолодочникам полка. О специфике и отдельных эпизодах учений нам рассказал заместитель командира полка подполковник Сергей Потапов.

Смешанный авиационный полк неоднократно заявлял о себе на высоком уровне, подтверждая способность выполнять самые сложные задачи в зоне ответственности, в том числе и за полярным кругом. Командование полка всегда отличал скрупулезный подход к планированию и реализации программы боевой подготовки.

Как отметил подполковник Сергей Потапов, в полку отходят от практики выполнения сложных задач исключительно опытными экипажами. Здесь не боятся доверять ответственную работу молодым летчикам, уделяя их подготовке особое внимание. Ставка на молодость и перспективу оправдывает себя и приносит ожидаемые результаты. Что красноречиво подтвердили события прошлого года.

С короткого боевого пути

- Личный состав истребительной эскадрильи продолжает совершенствовать мастерство, в том числе на модернизированных самолетах МиГ-31БМ, - рассказывает подполковник Сергей Потапов. - В настоящий момент высотные истребители-перехватчики несут боевое дежурство на двух аэродромах: в пункте постоянной дислокации и на Чукотке. Одним из знаковых событий прошлого учебного года стало летно-тактическое учение, в рамках которого МиГ-31БМ произвел успешный практический пуск ракеты по сложной воздушной цели.

Его выполнил молодой экипаж в составе командира корабля капитана Станислава Асылгареева и штурмана лейтенанта Олега Паршукова. В итоге безукоризненно выполненное упражнение было номинировано на приз главкома ВМФ России и завоевало трофей, а капитан Асылгареев по результатам учебно-боевой работы допущен к несению боевого дежурства.

В ходе ЛТУ был отработан сложный тактический прием, который в морской авиации ВМФ России еще никто не выполнял: пуск управляемой ракеты по воздушной цели с короткого боевого пути с визуальным поиском. Это была скрытая атака, на которую, по замыслу учения, экипажу отводилось не более 10 секунд. Таким образом для летчиков-истребителей была смоделирована ситуация по уничтожению скоростной воздушной цели.

По словам командира авиационного отряда истребительной эскадрильи майора Дениса Новожилова, с точки зрения пилотирования и навигации это довольно сложное упражнение, тем более для молодого экипажа. Главное в нем - правильно все рассчитать, совершить грамотный маневр, точно прицелиться, оперативно выпустить ракету и соблюсти при этом требуемые меры безопасности. На словах это звучит просто и понятно, на практике это, без преувеличения, высший пилотаж!

Начать с того, что экипаж вел визуальный поиск цели. Для непосвященных скажу, что это непросто сделать, когда ты летишь на огромной скорости (для сведения: на сегодняшний день МиГ-31 - самый быстрый самолет в мире), периодически меняя эшелоны с больших высот на средние.

Далее экипажу необходимо было выпускать ракету с короткого боевого пути. Это значит при обнаружении "противника" мгновенно совершить маневр для его перехвата и уничтожения и при этом не попасть в зону разброса осколков. Нельзя забывать и о психологическом аспекте. Над экипажем довлел большой груз ответственности, поскольку он выполнял подобное упражнение впервые не только в своей практике, но и в рамках всей морской авиации, да еще в сжатые временные рамки, когда каждая секунда была на счету. С подобной стрессовой ситуацией способны справиться только морально зрелые, уверенные в своих силах люди - истинные профессионалы. К таким, судя по результату, относится экипаж.

Разумеется, перед тем как подняться в небо, все было тщательно рассчитано на земле. Однако это обстоятельство нельзя назвать преимуществом, поскольку там, высоко в небе, в ситуацию вмешивается множество различных факторов, не зависящих от экипажа. И в этих случаях на передний план выходит штурманская работа.

В нашем случае, например ветер - его скорость и направление за время учения менялись несколько раз, поэтому лейтенанту Олегу Паршукову приходилось непрерывно вносить соответствующие корректировки в предварительные расчеты. Судя по конечному результату, МиГ-31БМ оказался в нужное время в нужном месте.

А дальше, как говорится, дело командира и техники: ракета класса "воздух - воздух" устремляется вдаль, истребитель-перехватчик совершает маневр и через мгновение наблюдает огненную вспышку, свидетельствующую о том, что задача выполнена - воздушная цель уничтожена. Это также подтвердили средства объективного контроля.

Отдельных слов заслуживает и сама организация этого воздушного боя. Несмотря на то что в центре внимания оказался один экипаж, описываемый эпизод - плод коллективного труда, в котором принимали участие многие военнослужащие, в том числе инженерно-технических служб. Воздушную мишень для истребителей по традиции ставили противолодочники Ил-38, которые, как известно, проигрывают МиГ-31 и в маневренности, и в скорости.

Поэтому важно было очень тщательно рассчитать участие в учении турбовинтового трудяги, чтобы он успел выйти из зоны разброса осколков. К чести камчатских военных летчиков, они все профессионально выполнили. Неудивительно, что результат, впрочем, как и сам воздушный бой, подтвердил все ожидания, и отработанный элемент подготовки летчиков-истребителей позже был номинирован на приз главнокомандующего ВМФ России.

В сомкнутом боевом порядке

Военнослужащие смешанной авиационной эскадрильи на самолетах Ил-38, Ан-12, Ан-26 не менее известны нашему читателю, чем их коллеги-истребители. Противолодочники настолько преуспели в ратном мастерстве, что для них затруднительно смоделировать даже гипотетически (в пределах разумного и подвластного технике и экипажам) ситуацию, с которой они бы не справились.

- В отчетном периоде противолодочная составляющая полка выполнила все поставленные задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами Краснознаменного объединения, - отмечает подполковник Сергей Потапов. - Мы отрабатывали действия и бригадой кораблей охраны водного района, и с атомоходами подводных сил ТОФ. Венцом подготовки личного состава эскадрильи стало ЛТУ, в рамках которого противолодочное подразделение выполнило уникальную минную постановку.

Важно отметить, что этот элемент подготовки военные летчики из края вулканов отрабатывают регулярно, каждый раз усложняя традиционные задачи. Так, например подобные упражнения были выполнены в интересах кораблей ТОФ за полярным кругом, а также в островной зоне.

Во всех случаях приходилось действовать в сложных условиях, проявляя профессиональный уровень пилотирования и добиваясь высоких результатов в учебно-боевой работе. Как правило, это были или одиночные рейды или парные, или в составе отряда. В этот раз противолодочники решили раздвинуть профессиональные рамки и выполнить традиционное упражнение в составе эскадрильи. Такого, как мы уже говорили, в истории боевой авиации еще никто не делал.

- Ил-38 в составе эскадрильи выполнили постановку минного заграждения в ограниченном по площади и по географическим особенностям пространстве, - рассказывает подполковник Сергей Потапов. - В решении задачи приняли участие пять самолетов: четыре ставили мины и еще один контролировал параметры процесса, производил объективный контроль. Таким образом, мы сформировали навыки управления эскадрильей в сомкнутых боевых порядках на малой высоте и на коротком боевом пути.

По словам офицера, практическую пользу от выполненного упражнения трудно переоценить. Если в реальной ситуации самолеты, идущие плотным строем, попадут в радиолокационное поле противника, то на радарах они будут выглядеть как одно целое. При этом неприятель не будет обладать ни качественными, ни количественными характеристиками "цели". А значит, не будет иметь ясного представления о характере выполняемой эскадрильей задачи.

Таким образом, противолодочники будут располагать определенным преимуществом. Понятно, что история не терпит сослагательного наклонения, но военные летчики должны быть готовы к любому развитию событий, способны качественно выполнить свойственные задачи, вводить противника в заблуждение в зависимости от характера выполняемых задач.

- На начальном этапе нам необходимо было собрать группу в заданной точке в заданное время, после чего выстроиться в плотный боевой порядок, - делится воспоминаниями один из участников эпизода командир отряда смешанной авиационной эскадрильи майор Александр Фридрих. - Техника пилотирования в таких случаях очень сложная, особенно для ведомых экипажей, которые при поворотах должны строго удерживать строй, умело манипулируя скоростными режимами. Понятно, что мы регулярно тренируемся, выполняем типовые задачи, но каждый подобный вылет вылету рознь.

В небе в дело вмешивается много обстоятельств, которые нужно учитывать в реальной обстановке, и оперативно принимать соответствующие решения. Вот и во время зачетного эпизода им пришлось крепко потрудиться. Так как экипажи были стеснены рельефом местности и площадью рабочего пространства, то пришлось действовать с короткого боевого пути - ставить линейки мин быстро и точно. С чем они в итоге успешно справились.

Не нужно быть специалистом, чтобы понять еще одну очевидную пользу от подобного упражнения. Ведь, используя как можно больше самолетов за один раз, противолодочники могут за минимальный отрезок времени "обработать" огромный участок моря.

На дальностях, превышающих тактический радиус

Вертолетная эскадрилья полка, увы, не отметилась заветным трофеем, но сделала серьезную заявку на это. Личный состав винтокрылой составляющей полка, не так давно усиленной модернизированными вертолетами Ка-29, так же настойчиво оттачивает ратное мастерство, делая особый упор на взаимодействие с разнородными силами объединения: кораблями и воинскими частями береговых войск. И добивается успехов в своих начинаниях. Яркий пример тому - летно-тактическое учение, которое по своему замыслу, количеству задействованной техники, сил, служб и исполнению заслуживает не меньшего внимания, чем вышеописанные эпизоды.

- В ходе ЛТУ с вертолетной эскадрильей были отработаны задачи поисково-штурмовой группы во взаимодействии с подразделениями морской пехоты по уничтожению диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) на дальностях, превышающих тактический радиус винтокрылых машин семейства "камовых", - не без гордости рассказывает подполковник Сергей Потапов. - Для реализации намеченных планов мы использовали так называемые аэродромы подскока.

В ходе учения отрабатывались действия обеспечивающих сил полка по подготовке площадок приземления, созданию условий для внеаэродромной подготовки и необходимого обслуживания техники. Самое важное, что подобная задача выполнялась впервые и в ЛТУ приняли участие молодые экипажи винтокрылых машин.

По легенде учения, крупная ДРГ противника была обнаружена в одном из населенных пунктов на западном побережье полуострова. Командование полка приняло решение направить туда вертолетную эскадрилью вместе с десантно-штурмовыми группами морпехов. Одна из особенностей ЛТУ - эскадрилья действовала в автономном режиме.

Путь до назначенного района сам по себе неблизкий, а вертолетчикам необходимо было еще выполнить ряд задач в воздухе по поиску, блокировке и уничтожению ДРГ. На одной заправке это сделать было нереально, поэтому руководство учения приняло решение использовать аэродром подскока, на котором экипажи винтокрылых машин могли бы дозаправиться и произвести необходимое техобслуживание.

Непростая задача по подготовке такого места приземления легла на соответствующие обеспечивающие службы. Непростая еще и потому, что на предполагаемом аэродроме лежал высокий плотный снежный покров.

- Военнослужащие, принявшие участие в подготовке соответствующей площадки, предприняли титанические усилия и в итоге в короткий срок справились с задачей, расчистив буквально до бетона необходимую площадку, - отмечает подполковник Потапов.

После чего туда скрытно были отправлены топливозаправщики и другие аэродромные средства. По прибытии вся техника была замаскирована и ждала своего часа.

В назначенное время первая поисковая ударно-штурмовая группа в составе четырех вертолетов прибыла на точку, оперативно дозаправилась и отправилась в район, где была замечена ДРГ (роль противника сыграли военнослужащие соединения морской пехоты).

На первом этапе на авансцену вышли поисковые Ка-27, которые работали автономно в свободном поиске. Обнаружив "неприятеля", они передали его координаты штурмовым Ка-29, которые в свою очередь блокировали с воздуха "диверсантов". После чего к операции подключилась вторая группа винтокрылых штурмовиков, прибывшая в район по той же схеме что и первая. Высаженный десант окончательно блокировал ДРГ и победоносно завершил скоротечное боестолкновение.

Как отметил подполковник Сергей Потапов, этим учением эскадрилья показала, что способна контролировать важные военные и гражданские объекты на территории всего Камчатского края в зоне своей ответственности, выполняя задачи далеко за пределами тактического радиуса действия. При этом таких дозаправок на аэродромах подскока может быть сколько угодно, главное - чтобы в требуемые точки была организована доставка топлива.

В недалеком будущем винтокрылая составляющая полка продолжит совершенствовать навыки выполнения подобных задач, разумеется, с возрастающим коэффициентом сложности.

Что касается перспектив всего полка, то военные летчики Камчатки продолжат совершенствовать одиночную подготовку и уделять особое внимание межвидовому взаимодействию. Подобная синергия, как показывает практика, приносит положительные плоды, максимально раскрывая боевой потенциал вверенной техники, расширяя тактические возможности полка в частности и в общем всего Краснознаменного объединения.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 января 2022 года | Дайджест публикаций за 26 января 2022 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.