О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

НАЗ "Сокол": 90 лет в истории истребительной авиации

01 февраля 1932 года был введен в строй авиационный завод № 21 - один из грандиозных проектов времен индустриализации СССР, внесший значительный вклад в историю развития отечественной истребительной авиации

01 февраля 1932 года был введен в строй авиационный завод № 21 - один из грандиозных проектов времен индустриализации СССР, внесший значительный вклад в историю развития отечественной истребительной авиации. Сегодня Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" известен прежде всего как производитель знаменитых самолетов марки "МиГ". На авиасалонах МАКС продукция завода представлена различными модификациями строевых и новейших "МиГов" как в уникальной летной программе салона, так и на статической стоянке, которая демонстрирует боевую технику ВКС России.

Постановление Совета Труда и Обороны СССР о строительстве в Нижнем Новгороде авиационного завода № 21 было принято 21 октября 1929 года. По замыслу авиазавод должен был стать не только самым "значительным из всех существовавших в СССР авиазаводов, но и одной из крупнейших самолетостроительных единиц среди заграничных заводов".

Работы продвигались быстро. Площадкой для строительства нового завода была выбрана огромная территория, присоединенная к западной части Нижнего Новгорода. 2 мая 1930 года был заложен фундамент первого корпуса, а уже с 1 февраля 1932 года начала работу первая очередь новых цехов предприятия: деревообрабатывающего, инструментального, медно-дюралевого, механического, слесарного и других. В августе 1932 года на заводе был построен первый самолет - истребитель-биплан И-5 разработки Н.Н. Поликарпова, который выпускался серийно в 1932-1934 гг. В 1934 году началось производство более сложной машины - скоростного истребителя И-16. Первые образцы И-16 испытывает знаменитый Валерий Чкалов, бывший шефом-пилотом завода с 1934 по 1938 годы. В 1936 году завод впервые переходит на поточно-конвейерную систему выпуска самолетов, в результате чего цикл выпуска новой машины сократился с 45-60 до 5 суток. Перестройка работы заводского аэродрома позволила существенно сократить цикл наземных и летных испытаний самолетов.

В ноябре 1940 года на заводе было создано ОКБ-21, начальником которого назначается С.А. Лавочкин. Под его руководством разрабатываются самолеты ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7, которые массово производятся на заводе в годы Великой Отечественной войны. Всего во время войны завод поставляет на фронт 17 691 самолет - фактически каждый четвертый истребитель, изготовленный в те годы заводами СССР. В послевоенные годы на заводе производится истребитель Ла-11, а также первый серийный реактивный истребитель Ла-15.

С 1949 года начинается новая эпоха в истории предприятия, связанная с тесным сотрудничеством с ОКБ-155 под руководством А.И. Микояна, которое продолжается и сегодня. На заводе последовательно осваивается серийное производство самолетов марки "МиГ": истребителей МиГ-15бис/МиГ-15Рбис, МиГ-17, первого серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19. Следующим самолетом на заводском конвейере становится один из самых известных в мире легких истребителей МиГ-21. Самолет выпускался около 30 лет, имел больше десятка серийных модификаций и поставлялся более чем в 35 стран мира. Последующие годы производства первого в истории цельносварного самолета МиГ-25 стали самым интенсивным периодом в истории развития завода: максимальный темп выпуска достигал 90 машин в год.

В 1976 году на заводе начинается подготовка серийного производства сверхзвукового высотного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия МиГ-31 и изготовление двух машин установочной партии. Серийное производство самолета начинается в 1979 году. В 1984 году Горьковское авиационное производственное объединение включается в государственную программу по созданию самолетов МиГ-29, и завод приступает к выпуску его учебно-боевой версии - самолета МиГ-29УБ. Первый МиГ-29УБ поднимается в небо уже в конце 1985 года.

В 1994 году Горьковский авиазавод получает новое имя - Нижегородский авиастроительный завод "Сокол". В середине 1990-х начались совместные работы НАЗ "Сокол" и ОКБ им. А.С. Яковлева в рамках программы создания нового учебно-боевого самолета Як-130. Свой первый полет Як-130 серийной конфигурации совершает с заводского аэродрома в 2004 году. В 2006 году завод входит в состав дивизиона боевой авиации "Российской объединенной авиастроительной корпорации", а в 2016 году становится филиалом "Российской самолетостроительной корпорации "МиГ". Сегодня НАЗ "Сокол" выполняет ремонт и модернизацию самолетов МиГ-31 и МиГ-29УБ, производство основных агрегатов для истребителя корабельного базирования МиГ-29К/КУБ, истребителей МиГ-29М/М2, осуществляет сервисное обслуживание находящихся в эксплуатации самолетов.

Производство МиГ-31 на НАЗ "Сокол" получило новое развитие после того, как самолет был модернизирован до версии МиГ-31К, разработанной в 2018 году и способной нести гиперзвуковые ракеты "Кинжал". В настоящее время продолжаются испытания модернизированного МиГ-31БМ с электродистанционной системой управления, что позволяет самолету в автоматическом режиме выдерживать необходимые параметры полета в нужном коридоре значений, важных для боевого применения "Кинжалов".

Отдельного упоминания заслуживает проект создания легкого пассажирского самолета М-101Т "Гжель" разработки ОКБ Мясищева, изготовителем которого в 1991 году был выбран Горьковский авиазавод. Многоцелевой скоростной самолет с турбовинтовым двигателем, способный базироваться на грунтовых аэродромах, был призван исправить положение дел с авиацией общего назначения в стране в те годы. М-101Т выпускался на заводе в рамках конверсионных программ и был проработан в административном, пассажирском, грузовом, санитарном, учебно-тренировочном, десантном, связном и других вариантах. Впервые М-101 "Гжель" был представлен широкой публике на МАКС-1995, где показал свои незаурядные эксплуатационные, маневренные и прочностные характеристики.

Прославленные самолеты марки "МиГ" производства НАЗ "Сокол" - непременные участники авиасалонов МАКС в Жуковском. Без них невозможно представить себе показы боевой техники ВКС России на статической стоянке и в летной программе салона. Одиночный пилотаж летчиков-асов на различных модификациях "МиГов", выступления пилотажной группы "Стрижи", демонстрирующие мощь и уникальные маневренные характеристики МиГ-29, всегда становятся важным событием для профессионалов летного дела и настоящим праздником для любителей авиации.

НАЗ "Сокол" вошел в историю отечественной авиации как один из крупнейших производителей самолетов времен Великой отечественной войны, а впоследствии - знаменитых "МиГов", по праву являющихся одними из лучших в мире истребителей в своем классе. Поздравляем предприятие с 90-летним юбилеем и встречаем на МАКС-2023 новые самолеты, созданные на Нижегородском авиационном заводе!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка