О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Надутые беспилотники холодной войны

Начиная с середины 50-х годов США для стратегической разведки территории СССР стали активно использовать автоматические дрейфующие аэростаты (АДА), которые представляли собой наполненные чаще всего гелием оболочки из тонкой синтетической пленки

Начиная с середины 50-х годов США для стратегической разведки территории СССР стали активно использовать автоматические дрейфующие аэростаты (АДА), которые представляли собой наполненные чаще всего гелием оболочки из тонкой синтетической пленки объемом до сотен тысяч кубометров и несли контейнеры со спецаппаратурой.

В небе с потоками ветров, господствующих на больших высотах над территорией СССР, аэростаты могли пересечь всю страну с запада на восток. Управляли ими по радио и по команде с земли могли изменить высоту - опуститься практически до земли или подняться до 45-50 километров. При этом имелась возможность нести не только разведывательную аппаратуру, но и взрывчатые вещества, которые возможно было сбросить по радиокоманде.

Незваные гости из НАТО

С середины 50-х годов АДА стали запускать мелкими группами, а затем и массовыми группировками в основном с территорий североевропейских союзников США по НАТО.

Выпускали их с разведаппаратурой, были шары агитационные и ударные (с бомбами). Разведывательные запускались с баз в Германии, Норвегии, Турции и других стран, и летали они, делая фотосъемку, вплоть до Дальнего Востока. Несли полезную нагрузку более 800 килограммов и могли находиться в воздухе до 10 суток. Фотооборудование позволяло с высоты до 15 километров снимать полосу местности шириной до 65-70 километров. Когда АДА покидал пределы СССР, то по радиокоманде опускался на землю или даже на воду, где оборудование подбирали соответствующие службы.

На агитационные загружалось от девяти до 200 килограммов печатной продукции. При оснащении специальным рефлектором АДА могли отслеживать радиолокатором с командного пункта на расстоянии до 40 километров, что позволяло достаточно точно определять направление, высоту и скорость полета. Глубина доставки - до 12 тысяч километров.

Первые полеты АДА и первые неудачи ПВО СССР

В 1954 году был отмечен первый случай пролета высотного крупного воздушного шара с подвешенной разведаппаратурой.

Первый АДА летом 1954-го уничтожил командир отдельной эскадрильи перехватчиков капитан Савичев. Авиачасть была вооружена новыми истребителями МиГ-17П (с РЛС-прицелом). Над украинским городом Черновцы летчику удалось сбить аэростат на высоте 10 тысяч метров всего девятью снарядами, и тот упал на советской территории. Через несколько дней Савичев вновь вылетел на перехват АДА, но на этот раз расправиться с ним не получилось, хотя пилот израсходовал весь боекомплект - 150 снарядов. Аэростат начал набирать высоту и достать его стало невозможно.

В Бакинском округе ПВО в борьбе с АДА отличился летчик Селиванчик, награжденный за уничтожение шара орденом Красной Звезды. Наиболее интенсивно АДА начали запускать с 1956 года, пик активности пришелся на январь-февраль, когда в воздушное пространство СССР проникло около трех тысяч аэростатов.

С 1 января по 11 февраля 1956-го над территорией СССР зафиксированы пролеты 1476 различных аэростатов и радиозондов, в том числе 422 крупных. Наши истребители сбили 263 крупных воздушных "путешественника". Была подобрана аппаратура 178 воздушных шаров. За этот же период отмечен уход за пределы СССР и стран Варшавского договора 63 АДА, основная масса которых вышла с территории Туркестанского и Дальневосточного военных округов. Остальные были потеряны радиотехническими войсками ПВО еще над территорией СССР и Варшавского договора в зонах, где отсутствовало сплошное радиолокационное поле.

Основными причинами пропуска крупных шаров явились превышение высоты полета (16-17 и более километров) над потолком истребителей, прохождение разведчиками районов базирования истребительной авиации ночью, отсутствие минимума погоды на аэродромах базирования ИА в момент пролета шаров, кратковременность нахождения некоторых шаров над территорией СССР (в южных районах).

Всего же за 20 лет - с 1956 по 1977 год системой ПВО СССР зафиксировано 4112 аэростатов-разведчиков, из них сбить удалось только 793.

Аппаратура со сбитых или упавших аэростатов доставлялась для изучения в специальное ОКБ-424 (позже ДКБА) и ряд других НИИ.

Сотрудник ОКБ-424 Михаил Найдорф писал: "Начинали мы с фоторазведчика. Наша база размещалась в эллинге. Кругом больше ничего не было - голое место, только козы паслись рядом. В эллинге висел американский фоторазведчик, и мы его "драконили" - снимали с него эскизы. Аналогичный сделали достаточно быстро - это был не очень сложный аппарат. Далее мы создали второй, более совершенный. Я не посвящен, насколько хорошо мы отсняли территорию Соединенных Штатов, но фотографии, сделанные с американского фоторазведчика, я видел. На них можно было очень четко различить тип самолетов, стоящих где-то на аэродроме под Новосибирском. Прекрасно все было видно, вплоть до бортовых номеров - очень высокое качество съемки (надо учитывать, что она велась с высоты 32 километра).

Самая интересная работа проводилась под шифром "СС". Тогда еще человека в космос не отправили, однако фирма, которая разрабатывала скафандры для космонавтов, очень хотела испытать их в натурных условиях. Поэтому была заказана такая работа - "Стратостат "Волга" (официальное название, затем фигурировавшее в печати). У нас это называлось "Изделие СС". Я занимался разработкой системы поддержания избыточного давления в гондоле и системой вентиляции скафандров".

Добавлю, что ОКБ-424 Министерства авиационной промышленности было создано в июле 1956 года на базе 13-й лаборатории ЦАГИ и производственных мощностей бывшего "Дирижабльстроя". В соответствии с постановлением Совмина СССР № 1540-775сс от 28 ноября 1956 года на ОКБ-424 возлагалось создание автоматических аэростатов. Главным конструктором этого направления назначался Михаил Гудков. Создавались привязные автоматические аэростаты с 1957 года.

Держать строй и оборону

В 1957-м для испытаний воздухоплавательной техники при ОКБ-474 образован Воздухоплавательный испытательный центр, ставший в 90-е годы подразделением 929-го Государственного летно-испытательного центра МО им. В. П. Чкалова (ГЛИЦ).

Все отчеты об исследованиях в области аэростатов закрыты до сих пор. Автору известно лишь о работе в 1959-1960 годах над проектом фоторазведчика АФ-3. Ну а в 1960-м на вооружение были приняты боевые автоматические аэростаты ближнего (БД) и дальнего (ДА) действия.

Кроме того, велись разработки мишеней ВУМ-22 и М-9 для испытаний опытных образцов ЗРК С-200, высотных "ВА", АЗ-55, "Реалия", "Угорь-5", "Сфера", "Гроза", "Зонд-1", "Пропеллер", "Телескоп", стратостата "СС" ("Волга") для испытаний катапультных кресел на больших высотах (1959 год). Надо ли говорить, насколько широко использовались западные технологии, полученные при изучении захваченных АДА.

Параллельно шло совершенствование средств ПВО, способных сбивать вражеские аэростаты. Сравнительно легко можно было "приземлять" их на территории ГДР. Дело в том, что значительную часть АДА американцы запускали с площадок в ФРГ, и над Восточной Германией они летели на небольшой высоте.

Так, авиация ННА ГДР использовала для борьбы с разведшарами учебные винтовые самолеты Як-11, оснащенные одним 12,7-мм синхронным пулеметом. На высотах до четырех километров советские зенитчики, дислоцировавшиеся в ГДР, сбивали их армейскими зенитными комплексами "Стрела-10", оснащенными ТДОГС - трехдиапазонной оптической головкой самонаведения (ГСН), в которой был и фотоинфракрасный канал.

Советские реактивные истребители специально для борьбы с АДА оснащались модификациями 57-мм неуправляемого авиационного снаряда С-5 - С-5КП и С-5КПБ. В них механический взрыватель заменили на пьезоэлектрический, а осколочную оболочку - на навивку из стальной проволоки.

Рождение "Стратосферы"

Тем не менее потолок отечественных истребителей для перехвата АДА на больших высотах был недостаточен. Поэтому в 1967 году увидело свет постановление Совмина СССР, согласно которому Экспериментальному машиностроительному заводу (ЭМЗ) в подмосковном Жуковском, возглавляемому Владимиром Мясищевым, поручалось осуществить комплекс НИР "Выбор технических направлений по созданию авиационного комплекса для перехвата и поражения автоматических дрейфующих аэростатов".

В 1971 году разрабатываемый самолет получил официальное обозначение М-17 "Стратосфера". В техзадании на данный проект было поставлено условие - ЛА должен достигать высоты барражирования 23-25 километров, а пилотировать его должны летчики строевых авиаполков. Для достижения требуемых аэродинамических характеристик для нового самолета необходимо было разработать крыло с уникальными несущими свойствами. Результатом поиска стало крыло оригинальной двухрежимной конструкции, которое в полете могло изменять площадь и форму (за счет выдвижения хвостовых секций профиля). На конструкцию этого крыла был получен авторский патент.

Естественно, что при проектировании М-17 учитывались технические решения, реализованные на высотных разведчиках U-2 и С-13.

Замечу, что по сравнению с U-2 время набора высоты в М-17 жестко лимитировалось. Он должен был достигать 20 километров за 20-25 минут.

В 1971 году НИР успешно защищена, и 2 декабря вышло постановление Совмина СССР о создании самолета-истребителя АДА, получившего обозначение М-17.

Из-за очень малой радиолокационной заметности разведывательных аэростатов было принято решение об использовании активной оптической системы поиска и сопровождения цели. В ее состав включались обзорный пеленгатор, который должен был найти цель, следящий пеленгатор и лазерный дальномер, который тогда называли квантовым. Данная система должна была сопровождать цель в полете и управлять огнем скорострельной пушки в автоматическом режиме, но с возможностью внесения корректировок.

Для уничтожения разведаэростатов выбрана подвижная пушечная установка (ППУ), созданная ММЗ "Дзержинец" на базе 23-мм двухствольной ГШ-23Л, скорострельностью 3400 выстрелов в минуту. При этом весила она всего 47 килограммов. Кроме того, конструкторам пришлось разработать высокочувствительный взрыватель, который срабатывал бы при ударе об оболочку аэростата толщиной всего 0,012 миллиметра, что явилось еще одним важным шагом на пути поражения аэростатов 23-мм снарядами.

Поначалу казалось, что эффективность стрельбы 23-мм пушки по АДА невелика. При повреждении оболочки аэростата осколками образовывались лишь небольшие отверстия, расход газа через которые был недостаточным для снижения шара. Но при этом возникал реактивный момент, закручивавший легкую оболочку относительно более инерционной подвески. Удерживавшие ее стропы сжимали оболочку, и газ с нарастающей интенсивностью выдавливался через пробоины. Также были разработаны и специальные снаряды, из которых при срабатывании взрывателя выбрасывались проволочные жгутики, значительно увеличивавшие размеры пробоин.

К сожалению, первый образец М-17, даже на взлетев в воздух, разбился при выполнении пробежки.

В августе 1983-го самолет передали в ГК НИИ ВВС для проведения этапа "А" совместных государственных испытаний. В 1983-1986 годах по их программе было выполнено 133 полета. Удалось достигнуть высоты 21 500 метров и максимальной приборной скорости 285 километров в час. Среди прочих испытаний провели запуски двигателя на высотах 4000-8000 метров и посадку с выключенным двигателем.

Третий образец М-17, законченный в марте 1985 года, оснастили штатной 23-мм пушечной установкой.

После выполнения ряда доработок "Стратосферу", по натовской кодификации Mystic-A, подготовили к смотру авиационной техники, который прошел на аэродроме Мачулищи в Белоруссии. Вначале проводились "примерочные" попытки с прицеливанием по Луне, которая играла роль АДА. Затем прошли боевые стрельбы. Поисково-прицельная станция и пушка работали великолепно - было сбито девять аэростатов, следовавших на высотах 17-21 километр.

М-17 мог перехватывать АДА в районах, удаленных до 600 километров от аэродрома базирования.

В ноябре 1983 года советская ПВО зафиксировала пролет очередного аэростата, запущенного со стороны Норвегии. На этом воздухоплавательную кампанию против СССР американцы прекратили. Однако у нас об этом пока не знали и ожидали дальнейших вторжений, поэтому продолжали совершенствовать М-17.

И конец Mystic-A

Вскоре появилось межгосударственное соглашение о запрещении запуска АДА в чужое воздушное пространство. Фактически к тому времени их использование в разведывательных целях утратило свою значимость в связи с развитием космических средств. В результате программу перехвата аэростатов закрыли, и госиспытания М-17 остались незавершенными.

Увы, "западные партнеры" в этом случае, равно как и во многих других, "надули" наших малокомпетентных руководителей. Аэростаты продолжали запускать, но уже под другой вывеской - исследования физики атмосферы, солнечно-земных связей, восстановления "продырявленного" озонового слоя.

Характерный пример. Западнее Мурманска шар понесло в сторону финской границы. В 7 часов 53 минуты 3 сентября 2000 года с Кольского полуострова поднялся истребитель Су-15ТМ, пилотируемый капитаном Игорем Здатченко. Боевая машина была вооружена ракетами с тепловой головкой самонаведения (ГСН) и комплектами фугасно-зажигательных снарядов. В 8 часов 8 минут летчик выпустил две ракеты. Как рассказывал автору Здатченко, первая прошла мимо, вторая прямым попаданием пробила оболочку и взорвалась. При повторном заходе Здатченко увидел, как отстреленная пиропатроном подвеска опускается на трех парашютах. Произошло это в 50 километрах северо-западнее поселка Ковдор.

Исследование подвески показало: на специальной платформе были установлены телескоп Кассегрена, спектрометр (охлаждаемый жидким гелием для лучшей настройки на инфракрасное излучение), оптическая система, радиометр, фотоприемник, цифровая система и приборы дистанционного управления полетом, средства радиосвязи с дальностью свыше 800 километров, газоанализатор, телекамера. Все сверхсовременное - от микропроцессоров до мощных литиевых и солнечных батарей.

По моему мнению, правительство СССР, а потом РФ могло быстро и гарантированно решить проблему вторжения АДА в наше воздушное пространство, как и в случае с U-2.

Ведь запуск шаров-разведчиков производится в полном секрете. Достаточно было предъявить нашим компетентным органам несколько сбитых аэростатов западным правительствам и СМИ. Но руководство страны выбрало иной путь, куда более затратный....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка