О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ГТЛК представляет обзор транспортного комплекса России по итогам 2021 года

Государственная транспортная лизинговая компания приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам 2021 года и прогноз по динамике их развития

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам 2021 года и прогноз по динамике их развития.

Авиация

Российский рынок пассажирских авиаперевозок в минувшем году увеличился на 60% - до 111 млн человек и достиг почти 90% от уровня докризисного 2019 года. При этом внутрироссийские перевозки превзошли показатели 2019 года на 20%. Это лучшая в мире динамика восстановления региональных авиаперевозок. Среди топ-5 авиакомпаний "Сибирь" и "Победа" по итогам 2021 г. уже перевезли пассажиров больше, чем в докризисном 2019 г.

В 2022 году ожидается рост объема пассажирских авиаперевозок в мире почти на 50% - до 3,4 млрд человек, в России на 4,5% - до 116 млн человек. Такая разница в динамике объясняется низкой базой мировых авиаперевозок. В долгосрочной перспективе драйвером авиарынка в России останутся внутренние перевозки в то время, как в качестве барьеров могут выступить следующие факторы: подорожание авиакеросина, возможные ограничения, связанные с COVID-19, повышение аэропортовых сборов.

Железнодорожный транспорт

Темпы погрузки на сети РЖД в 2021 году выросли, по отношению к 2020 году и находятся почти на одном уровне с объемами 2019 года - 1,283 млрд тонн. Наибольший рост наблюдался в сегментах каменного угля, черных металлов, цемента и контейнеров. При этом в числе аутсайдеров оказались сегменты строительных грузов, химикатов, соды и зерна, которые просели по итогам года. Российский парк грузовых вагонов по итогам года вырос на 3%. На фоне роста спроса производители выпустили на 10% больше вагонов, чем в 2020 году - 60 тыс. ед. Значительный интерес для покупателей на рынке представляли полувагоны (37%) и фитинговые платформы (36,5%). Наибольшее количество подвижного состава за год было списано в полувагонах (8,5 тыс. ед.), платформах (3,8 тыс. ед.) и цистернах (3,7 тыс. ед.).

В 2022 году ожидается рост погрузки на сети РЖД на уровне прошлого года - в районе 2-3%, при этом локомотивом рынка останутся контейнерные перевозки. Потребность в закупках вагонов в России на горизонте 2022-2024 гг. может составить около 140 тыс. ед. с учетом умеренного списания вагонов.

Водный транспорт

Грузоперевозки внутренним водным и морским транспортом в России показали отрицательную динамику по отношению к 2020 году. Активному развитию перевозок внутренним водным транспортом мешает техническое состояние судоходных гидравлических сооружений, обилие мелководных участков и сильная конкуренция с автомобильным и железнодорожным транспортом. Грузооборот морских портов заметно упал по нескольким категориям: зерно (-15,8%), руда (-9,6%) и пищевые грузы (-7,9%), но вырос в части черных металлов (7,8%), угля (7,6%), грузов в контейнерах (6,1%). Вместе с тем рост продемонстрировали пассажирские перевозки внутренним водным транспортом, которые увеличились на 16% к 2020 году.

Согласно Транспортной стратегии РФ объем перевозок грузов внутренним водным транспортом должен вырасти к 2035 году более чем в 2 раза к 2019 году - со 108 до 222 млн тонн. Аналогичный рост ожидается в пассажирских перевозках, объем которых должен увеличиться с 11 млн до 21 млн человек к 2035 году.

Автотранспорт

Грузовые автоперевозки в России остались на уровне 2020 года, в то время как пассажирские перевозки автобусами выросли на 10% - до 7,42 млн человек, но еще не восстановились до показателей 2019 года. Объем продаж грузовых автомобилей вырос, реагируя на повышенный спрос на рынке, прибавив более 30% к 2020 году - до 98 тыс. ед. Автобусы также пользовались популярностью на рынке, но их по показатели оказались скромнее - плюс 4% к 2020 году (13,6 тыс. ед.) и максимальное приближение к значениям 2019 года.

В ближайшей перспективе сдерживать авторынок может подорожание техники и дефицит автокомпонентов. Наряду с этим поддержку спроса на городской пассажирский транспорт в 2022 году окажет старт реализации комплексной программы по модернизации общественного пассажирского транспорта в регионах и запланированное введение ограничений на возраст эксплуатации транспортных средств.

Основным механизмом для обновления парков по программе модернизации городского пассажирского транспорта может стать инструмент лизинга, уже доказавший свою эффективность в ходе реализации нацпроекта "Безопасные качественные дороги" (БКД). В рамках программы ГТЛК финансирует поставку техники, городские перевозчики получают новый транспорт на льготных условиях с 60%-ной скидкой, а региональные власти избавлены от необходимости увеличивать долговую нагрузку за единовременную покупку транспорта. За два года ГТЛК поставила по нацпроекту БКД 1131 ед. техники в 18 регионов. Общий объем инвестиций в приобретение транспорта в 2020-2021 гг. составил 18,2 млрд рублей, в том числе 10,1 млрд рублей из федерального бюджета.

ГТЛК - крупнейшая лизинговая компания России, входит в перечень системообразующих организаций российской экономики. ГТЛК обеспечивает реализацию государственной поддержки транспортной отрасли, формирование эффективной инфраструктуры, привлечение внебюджетных инвестиций, развитие отечественного машиностроения, наряду с цифровой трансформацией и повышением операционной эффективности компании. Единственным акционером компании является Российская Федерация в лице Министерства транспорта РФ. ГТЛК присвоены долгосрочные кредитные рейтинги по международной шкале на уровне "BB+" от Fitch Ratings, "Ba1" от Moody’s Investors Service и рейтинг по национальной шкале "AA-(RU)" от агентства АКРА. Также в сентябре 2021 года ГТЛК получила рейтинг ESG-III от агентства "Эксперт РА", что означает высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений. Активы компании по МСФО на 30 сентября 2021 года составили 993 млрд рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «Государственная транспортная лизинговая компания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка