О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ломать - не строить или возвращение штурмовика

Освоение Су-25 пришлось на период коренных преобразований в Вооруженных Силах СССР, нацеленных на усиление взаимодействия между видами ВС

Освоение Су-25 пришлось на период коренных преобразований в Вооруженных Силах СССР, нацеленных на усиление взаимодействия между видами ВС. Директивой Генштаба от 13 марта 1980 года Воздушные Армии были преобразованы в ВВС военных округов: акцент переносился на работу в интересах Сухопутных Войск. Возрождаемой штурмовой авиации это касалось в первую очередь. Су-25 не попали в прямое подчинение пехоте, но имели специальную радиостанцию, с помощью которой с летчиком мог связываться штаб батальона и даже экипаж танка, БМП или БТР

Отдельные штурмовые

Нововведение, правильное на бумаге, приживалось трудно. Армейские штабы не разбирались в тактике фронтовой авиации, представляя самолет чем-то вроде сверхдальнобойного орудия. Силы ВВС были распылены, что затруднило их концентрацию на главных направлениях.

В годы войны штурмовые авиаполки сводились в дивизии, но пока Су-25 было мало, а нужны они были всем, то и решили формировать отдельные штурмовые авиаполки, ОШАП, подчиненные ВВС округов. На их комплектование направлялся личный состав из частей истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации.

Кадровый вопрос был отдан в ведение командиров полков, из которых переводились офицеры во вновь создаваемые ОШАПы, поэтому не удивительно, что в штурмовики на первых порах шли либо те, у кого были низкие показатели в боевой и политической подготовке, либо "залетчики", постоянные нарушители дисциплины. Впрочем, была еще и третья, пусть и не самая многочисленная категория - те, кого старые, засидевшиеся на своих местах командиры переводили подальше, видя в них, молодых и способных, угрозу возможности служить и дальше на своем месте вместо того, чтобы идти на пенсию по возрасту.

Первенцем возрожденной штурмовой авиации (ША ВВС) стал 80-й ОШАП ВВС Закавказского ВО. Формирование полка на аэродроме СиталЧай в 65 км от Баку началось в 1981-м, завершилось в следующем году, и сразу одна из эскадрилий была преобразована в 200-ю отдельную штурмовую АЭ и направлена в Афганистан, на аэродром Шинданд.

О действиях Су-25 в ДРА написано достаточно, мы же напомним лишь то, что эта эскадрилья с июля 1981 по октябрь 1982 годов выполнила более 2000 боевых вылетов. Су-25, проектировавшийся для решающего боя с армиями НАТО, стал незаменимым оружием "малой войны". Осенью 1984 года на базе 80- го и 90-го ОШАП (сами эти полки остались в строю), а также 200-й ОШАЭ был сформирован и направлен в Афганистан 378-й ОШАП, через который до начала 1989 года прошли многие летчики штурмовой авиации.

Афганская война усилила противостояние с НАТО в Европе, и его передним краем была Группа советских войск в Германии (ГСВГ), ВВС которой составляла 16-я Краснознаменная Воздушная Армия. "За ленточкой", против нее стояла крупнейшая группировка НАТО, укомплектованная танками "Леопард-2", "Абрамс", "Чифтен" и "Челленджер", и для противодействия им ВВС ГСВГ были приданы 357-й ОШАП и 368-й ОШАП (аэродромы Брандис и Деммин).

Сохранивший стратегическое значение Белорусский ВО получил в свой состав 206-й и 397-й ОШАП, базой которых стал Кобрин под Брестом. Позже к ним добавился выведенный из Афганистана 378-й ОШАП. Его 32 Су-25 прибыли на аэродром Поставы в Витебской области в 1989 году. Южнее, в Прикарпатском ВО, Су-25 базировались на аэродроме Чортков в Тернопольской области. Это была "точка" 452-го ОШАП. Еще дальше на юг, в Одесском ВО, в Арцизе, находился 90-й ОШАП. В Закавказье дислоцировался уже упоминавшийся 80-й ОШАП, своих полков Туркестанский и Среднеазиатский ВО не имели, зато там постоянно находились штурмовики из других войсковых объединений в готовности отбыть на территорию ДРА. Из приграничных округов не имели пока штурмовой авиации Прибалтийский и Ленинградский в Европе и Забайкальский в Сибири, ВВС Дальневосточного ВО получили 187-й ОШАП (Черниговка, Приморский край).

Внутренним округам штурмовые авиаполки не придавались, и только Московский ВО имел одну эскадрилью Су-25. Да и та была специфической: она входила в 234-й Гвардейский Проскуровский орденов Кутузова и Александра Невского смешанный показной авиаполк, который должен был представлять нашу новую авиатехнику зарубежным делегациям. Там в начале 90-х была сформирована демонстрационно-пилотажная группа "Воздушные Гусары" на Су-25.

Разработку тактики применения штурмовика Су-25 вел 4-й Центр боевой подготовки ВВС и входивший в него 760-й инструкторско-испытательный САП. Эта крупная авиационная часть проводила одновременно и обучение строевых экипажей, осваивавших все новейшие типы самолетов - бомбардировщики Су-24М, истребители МиГ-29 и Су-27, истребители-бомбардировщики Су-17М, наконец, штурмовики Су-25. Разгрузить личный состав 4- го ЦБП от рутины, связанной со вводом в строй формируемых ОШАП, должен был 186-й инструкторский ШАП 180-го учебного авиационного центра переучивания личного состава. На аэродроме Бутурлиновка (Воронежская область) дислоцировались все его 45 Су-25.

Подготовку молодых летных и инженерных кадров для штурмовой авиации поручили Краснодарскому военному общевойсковому летно-техническому училищу (КВОЛТУ), в состав которого входил 802-й учебный авиаполк. На его базовом аэродроме Краснодар и многочисленных полевых "точках" базировались среди прочего и 30 Су-25. КВОЛТУ готовило персонал и для ВВС СССР, и для наших союзников, покупавших Су-25.

В конце 80-х советский Военноморской флот готовился получать сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки Як-141 для замены не совсем удачного дозвукового штурмовика Як-38. Но новый "Як" так и не был принят на вооружение, а старый уже исчерпал свой ресурс и сдавался на консервацию. Поэтому эксплуатировавший Як-38 279-й отдельный морской ШАП корабельного базирования (Североморск, Мурманская область) перевооружили обычными сухопутными штурмовиками Су-25, кроме того, полк получил одну спарку Су-25УБ и 5 специализированных Су-25УТГ. Этим машинам суждено было сыграть большую роль при переучивании на совершенно новую боевую машину - палубный истребитель Су-27К (Су-33), который стал основой вооружения тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Сокращение штурмовиков

В конце 80-х советское руководство заключило с НАТО договор об ограничении обычных вооружений в Европе. Под него подпадали и штурмовые части ВВС, но не формирования морской авиации, где Запад имел большое преимущество и терять его не собирался. Чтобы избежать утилизации большого числа новейших самолетов, часть Су-25 передали морякам. Из них сформировали 299-й МШАП ВВС Черноморского Флота (аэродром Саки, Крым), еще 66 штурмовиков были направлены на консервацию на базу хранения ВВС ЧФ в Овруче, Западная Украина.

К переломному 1991 году несколько Су-25 оставались на Тбилисском авиазаводе, гораздо больше были уже приняты ВВС, ожидая своего получателя на территории России.

Простая конструкция самолета и особенно его оборудования, использование уже освоенных в эксплуатации двигателей, прицельных систем и образцов вооружения обеспечили быстрое освоение самолета. Уже в 1982 году Су-25 принимали участие в учениях, проводившихся на уровне Главкома ВВС, а в 1984-м - в больших маневрах "Щит Содружества 84", к которым были привлечены все виды ВС СССР, а также войска всех стран Варшавского Договора. Эти командно-штабные учения проводились под общим руководством лично Министра обороны СССР, и Су-25 получили его высокую оценку.

Перед штурмовой авиацией ставились задачи поражения войск противника на боевых позициях и на марше самостоятельно или во взаимодействии с самолетами МиГ-27 и Су-17М. Истребители-бомбардировщики подавляли зенитные ракетные комплексы противорадиолокационными ракетами Х-27ПС и Х-58, а также уничтожали долговременные оборонительные сооружения, широко используя наряду с обычным оружием управляемое - ракеты Х29Л/Т, Х-25 и корректируемые бомбы КАБ-500л.

Су-25 в Афганистане

"Грачи" же, такое название получили Су-25 в Афганистане за свою способность без устали "клевать" врага, добивая его заход за заходом, уничтожали танки и живую силу кассетами РБК-250, РБК-500 и КМГ-У с шариковыми или противотанковыми бомбами, минами, обычными бомбами фугасного и осколочного действия, неуправляемыми ракетами, пушкой ГШ-2-30 и подвесными контейнерами с орудиями ГШ-23. Имелась возможность применения и управляемого оружия с лазерным целеуказанием: в Афганистане с борта самолетов Су-25 было выпущено 139 ракет Х-25 и Х29Л, 137 из них попали в свои цели. Однако эти "игрушки" были дороги и не применялись массово.

Тактические атомные бомбы в арсенале Су-25 остались, личный состав их изучал, хотя применение на имитаторах отрабатывалось не везде. Смысл в них с учетом специфики штурмовой авиации был разве что в увеличении точек базирования самолетов-носителей тактического ядерного оружия и распылении тем самым внимания противника. Фактически самым мощным оружием советских штурмовиков были объемно-детонирующие (в западной терминологии - "вакуумные") бомбы ОДАБ-500П, сила взрыва которых соответствовала втрое более тяжелой полуторатонной фугаске. "Грач" мог взять на борт 8 ОДАБ-500П.

Основой боевой подготовки штурмовиков были летно-тактические учения, проводившиеся на уровне военного округа или группы войск. Они были менее масштабные, чем маневры "главкомовские" и тем более "министерские", но по сложности тактических задач и, главное, степени приближенности обстановки к реальной боевой часто были лучше и сложнее. В них не было парадной помпезности и показухи, зато было больше честной борьбы сторон за лучшие показатели. Даже для асов такие учения часто были трудным экзаменом. Вот лишь один пример.

В 1989 году на аэродром Брандис Группы советских войск в Германии вернулась эскадрилья 357-го ОШАП после "афганской командировки". Штурмовики были разукрашены различными эмблемами, волчьими пастями, на одном (по воспоминаниям очевидцев) была нарисована даже обнаженная красотка, ну и конечно, звездочки под кабиной - одна за 10 боевых вылетов. Некоторые летчики получили за Афганистан ордена и медали. Замполит полка потребовал немедленно все смыть, но экипажи наотрез отказались это сделать. Время было уже перестроечное, настроения личного состава и так не совсем соответствовали "линии партии", и командование части вопрос с неуставной живописью не обостряло. Но вот пришла пора летно-тактических учений, и комполка доверил самый ответственный этап - практические пуски управляемых ракет и бомбометание - экипажам, имевшим свежий боевой опыт. Каково же было изумление и командования, и техников, встречавших на стоянках свои самолеты, когда штурмовики начали возвращаться с полигона "не разгрузившись".

Из тех, кто должен был стрелять ракетами, цель смог найти только комэска, остальные три "грача" свои изделия привезли назад. Еще больше испортили настроение технарям остальные, загрузку которых составляли по 40 ОФАБ-100-120. Если подвеска и снятие ракет осуществляется с помощью специальной тележки с гидроподъемником, то бомбы такого калибра подвешиваются и снимаются вручную. После такого прокола все рисунки и знаки боевых вылетов быстро исчезли с бортов "афганских" Су-25, хотя, если разобраться, причиной неудачи был не уровень подготовки летчиков, а банальная боязнь ударить вместо полигона по жилому дому, ведь Германия - не Афган…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка