Наука и техника
11 февраля 2022, 17:20
Успел везде отметится. Су-25 в военных конфликтах
Начало 90-х ознаменовалось событием глобального значения - распался Советский Союз, а его гигантская армия была разделена между независимыми республиками
В нерасчетных условиях
По остальному парку машин этого типа договориться решили путем переговоров. Но "цивилизованный развод" перерос в драму межнациональных раздоров и дошел до трагедии братоубийственной войны, и дележка Су-25 началась без участия дипломатов. 8 апреля 1992 года летчик 80-го ОШАП старший лейтенант В. Курбанов угнал свой штурмовик с базы Ситал-Чай. Через несколько дней он появился над Нагорным Карабахом, где разгорелся жестокий этнический конфликт армян и азербайджанцев. Но шальному "грачу" недолго выпало пиратствовать, вскоре он разбился при загадочных обстоятельствах, по некоторым данным его сбил российский МиГ-23. Азербайджан разными путями добыл еще несколько Су-25 и нанял для них летчиков. Во время очередного обострения конфликта в начале 1994 года не менее трех из них было сбито - 23, 27 января и 23 апреля.
Несколько Су-25, которые не успели принять военные, застряли на ТАЗе и достались Грузии. Лишь часть из них была полностью укомплектована и смогла поучаствовать в попытках вооруженного присоединения отколовшихся автономий - Абхазии и Южной Осетии. И грузины, и осетины, и абхазы пытались штурмовать российские гарнизоны с целью захвата оружия и техники, а то и просто грабежа. В этих набегах участвовали тяжелые вооружения, танки и БТРы, у банд, стыдливо именуемых теперь "незаконные вооруженные формирования", появились даже самолеты и вертолеты. Россия для охраны своих объектов и прекращения междоусобиц стала применять авиацию, и в телехронике замелькали Су-25 с "триколорами" на килях. Это были машины 486-го инструкторского ШАП, сформированного на базе 186-го учебного авиаполка, куда переводили лучших летчиков со всей штурмовой авиации. Возглавил часть бывший командир 80-го ОШАП полковник Головин.
Со своей Бутурлиновки Су-25 486-го ИШАП были переброшены на юг Северокавказского ВО, и оттуда начали работать по целям в Абхазии в сложнейшей обстановке отсутствия разведданных о противнике, паралича системы госопознавания "свой-чужой" и полнейшей неразберихи, творившейся в регионе.
Осенью 1993 года летчикам 186-го полка выпала новая дальняя командировка. С узбекского аэродрома Кокайды им предстояло действовать в интересах российских пограничников, прикрывавших границу с Афганистаном, откуда шел поток наркотиков, оружия и исламистской пропаганды, а также поддержать миротворческие силы России и республик Средней Азии, боровшиеся с многочисленными и хорошо вооруженными бандгруппами.
Между тем новая кровавая междоусобица началась уже на территории России, в Чеченской Автономной Республике. Не признав право Чечни на отделение, Ельцин 30 ноября 1994 года издал указ о восстановлении там конституционного порядка. Главной целью было разоружение отрядов, которые сформировал чеченский лидер Дудаев, для этого выделялись крупные силы, в том числе 40 Су-25 из двух полков - 461-го (база Краснодар) и 368-го (Буденновск). В резерве находились еще 25 Су-25 из Бутурлиновки (тамошний 486-й полк успел получить новый номер, 899-й).
Дело мыслилось как простая и бескровная операция, и первым оружием Су-25 должны были стать АгитАБ-500-300 - набитые листовками агитационные бомбы - 368-му ШАП поручалось таким образом провести разъяснительную работу среди чеченского населения. Далее штурмовики должны были прикрывать движение трех войсковых колонн, держа по одной паре машин непрерывно в воздухе над каждой, чтобы не допустить внезапной атаки противника во фланги или в тыл. На решающем этапе Су-25 предстояло подавлять узлы сопротивления и уничтожать скопления противника, взаимодействуя с вертолетами и дальними бомбардировщиками Ту-22М3 из 1225-го ТБАП. Далее фантазия Генштаба не продвинулась.
Операция началась 11 декабря 1994 года, с первых часов пошла не по плану, и поначалу использование штурмовой авиации было явно неэффективно. Однако постепенно удалось повысить результативность Су-25 главным образом за счет улучшения работы разведки, более тесного взаимодействия с сухопутными войсками, армейской авиацией и повсеместного внедрения передовых авианаводчиков. Применялось с борта Су-25 и высокоточное оружие, ракеты Х-25 и С-25Л, однако основным вооружением для ударов по городским кварталам были НАР С-8 и бомбы калибра 250 и 500 кг, а в условиях открытой местности - разовые бомбовые кассеты, чаще всего РБК-500-ШОАБ-0,5, снаряженные 0,5-кг шариковыми бомбами. В ходе конфликта прибыли спецмашины, позволявшие пеленговать переговоры по импортным радиотелефонам и милицейским рациям отечественного производства, которых у чеченцев было больше, чем носимых средств связи в федеральных войсках. По данным пеленгаторов удалось уничтожить несколько вражеских пунктов управления, а затем и самого Дудаева накрыла авиация, "засеяв" квадрат, в котором засекли его спутниковый телефон, шариковыми бомбами.
Летчики, участвовавшие в той войне, вспоминают, что сопротивление было очень ожесточенным. Многие воевали в Афганистане, и им было с чем сравнивать. Если там зенитный пулемет обычно замолкал после обстрела, то чеченец продолжал стрелять даже под градом ракет и снарядов. Летчики говорили, что противник выучил "афганские уроки" лучше, чем мы сами. Несмотря на всю мощь собранной группировки, достичь поставленных задач не удалось. В середине 1995 года было заключено соглашение о прекращении огня на невыгодных для федералов условиях.
В середине 90-х в ВВС России начались очередные организационно-штатные мероприятия. Для штурмовой авиации главным стало сведение полков Су-25 в дивизии, однако немногочисленность парка ША свела на нет пользу от этого правильного в целом шага. ВВС и ПВО, объединившись, обрели вновь самостоятельность, возродилась оправдавшая себя структура воздушных армий. Многие авиационные части, в том числе и ШАПы сменили наименования и дислокацию. Эта "перетряска" завершилась к концу 1998 года, а в 1999 году началась новая боевая операция в Чечне, на сей раз контртеррористическая. Поводом послужили акции бандгрупп в Дагестане. На этот раз удалось выбить чеченских сепаратистов из крупных населенных пунктов в горы, где авиация могла действовать более свободно. Как и прежде, большая роль отводилась Су-25.
К боевым действиям в 1999-2001 годах были привлечены 27-й, 899-й (получивший к тому времени гвардейское звание от другой расформированной части ВВС) и 368-й ШАП. У противника появилось новое оружие, в том числе современные ПЗРК "Стингер" последних вариантов, "Мистраль" и краденая российская "Игла", возросло число пулеметов калибра 12,7 и 14,5 мм, 23-мм зенитных установок.
В 1999 году ВВС России потеряли в Чечне не менее трех Су-25: один был сбит ПЗРК, у второго не сошла ракета, и летчик по инструкции катапультировался, причины аварии третьего неизвестны. В следующем году был сбит ПЗРК еще один "грач", а в 2001-м два штурмовика столкнулись с рельефом в условиях плохой видимости. Еще один аналогичный случай произошел во время боевого вылета в 2002 году. Далее активность регулярной армии и Су-25 в частности в регионе заметно ослабла, банды ушли из населенных пунктов в горы. Российская сторона заявила, что одним из мест, где боевики в безопасности могут готовить новые теракты, это Панкисское ущелье - территория Грузии.
Там на рассвете 25 августа 2002 года случился загадочный инцидент. В одном из местных сел огнем с борта одиночного Су-25 было убито несколько человек и уничтожен автомобиль. Кто были эти люди, почему именно они стали мишенью для авиаудара, - не ясно, но Грузия обвинила во всем Россию. Та заявила, что не имеет к этому случаю никакого отношения, а центральные газеты и телеканалы озвучили версию, что штурмовик принадлежал Грузии и либо выполнял провокационную миссию, либо уничтожил какого-то враждебно настроенного по отношению к тбилисским властям местного авторитета. Были и иные гипотезы, например, что шальной Су-25 принадлежал незаконным вооруженным формированиям чеченцев, абхазов или еще кого-либо, но истину мы вряд ли узнаем.
В ходе "второй чеченской войны" в зоне боевых действий были проведены войсковые испытания всепогодного штурмовика Су-39. Их итоги пока не разглашаются, однако главным является то, что новый самолет впервые эксплуатировался не по методике летных испытаний, а как обычная серийная машина. Способность работать в условиях ограниченной видимости была по достоинству оценена строевыми летчиками, но было указано и на крупные недостатки, такие как недостаточная путевая устойчивость и сложность пилотирования, особенно с одновременным прицеливанием по данным ИК-станции "Ход" и ЛТПС "Шквал", которые выдают изображение не на индикатор на фоне лобового стекла или нашлемный, а на телемонитор на приборной доске.
С конца 2001 года Россия формально принимает участие в контртеррористической операции в Афганистане. А не формально она это дело начала гораздо раньше держав Запада, но атака на нью-йоркские небоскребы позволила действовать явно и более активно, в том числе разместить дополнительные силы авиации в Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, и, наконец, в Киргизии, где до того российских авиабаз не было. На аэродроме Кант появились среди прочих и Су-25.
Штурмовик остается в строю
Сегодня Су-25 являются важным компонентом ВВС многих стран СНГ. Россия за счет вывода частей с территорий других республик к 1998 году увеличила свой парк штурмовиков в ВВС до 250 машин (в морской авиации число их чуть сократилось) при том, что 14 своих "грачей" вместе с другой техникой она передала Казахстану в обмен на стратегические Ту-95МС. К 2001 году за счет потерь и коммерческих дел в ВВС РФ количество Су-25 снизилось на 25 машин. На 2001 год парк Су-25 Беларуси составлял 97 машин, Украины - 65. Обзавелась собственными штурмовиками Туркмения - 46 самолетов. Два штурмовика как-то достал Азербайджан, Тбилисский авиазавод смог ввести в строй 7 Су-25 из числа оставшихся после распада СССР, а осенью 2006 года появилось сообщение, что Грузия вскоре купила еще 12 Су-25. Продавцом оказалась Украина.
Грузия пыталась выйти на рынок с предложением модернизировать Су-25, заключив соглашение с израильской фирмой IAI, имеющей опыт подобных работ. В пакете доработок доминирует установка новой электроники и вооружения. В 2001 году был переоборудован один серийный самолет, названный Су-25МК "Скорпион", но на его появление отреагировала лишь Россия, обвинив Грузию и Израиль (входящие, кстати, во Всемирную Торговую Организацию и имеющие определенные обязательства по защите интеллектуальной собственности других стран) в нарушении авторских прав, ведь держателем документации на самолет является АОЗТ "Сухой".
В 1986 году по инициативе Министра авиапромышленности Силаева ОКБ Сухого, которое в то время возглавлял М.П.Симонов, было поручено спроектировать штурмовик нового поколения Ш-90. Проект имел интегральную компоновку (т.е. крыло и фюзеляж сопрягались плавно в единый агрегат, как на Су-27), рассматривались различные схемы - классические, двухфюзеляжные и даже "летающее крыло" и "несущий фюзеляж". Основное вооружение состояло из новой встроенной 30-мм авиапушки и 8 ПТУР "Вихрь", контейнеры которых выдвигались перед пуском из фюзеляжа, на внешней подвеске можно было разместить разнообразный арсенал дополнительного оружия. На втором этапе в проект включили более мощную пушку 2А42 (такую же, как на вертолетах Ми-28, Ка-50 и на БМП-2), а количество ПТУР удвоили за счет применения новой револьверной пусковой установки. Бортовая электроника позволяла решать широкий спектр задач вне зависимости от погоды и времени суток.
Тема получила должную поддержку, что позволило подключить к работе ЦАГИ, НИИ АС и другие учреждения МАП. Однако в начале 90-х работа над проектом была прекращена, а когда в начале нового века пошли разговоры о том, что замена Су-25 все же когда-то понадобится, речь шла уже о принципиально иной машине. Проект ПАК-ФА ("перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации") мыслился как многоцелевой самолет, одинаково эффективный и в ударах по наземным целям всех типов, и в воздушном бою, и в тактической авиаразведке, и в штурмовых задачах тоже. Он задуман, очевидно, как ответ на американский Joint Strike Fighter. Но JSF уже прошел первый тур: два прототипа-конкурента были испытаны, и лучший передан в полномасштабную разработку. Су25 же в том виде, в котором он сейчас имеется, вряд ли продержится в строю до появления серийного ПАКФА, ему нужна модернизация.
Ее первый этап начался в конце 90-х годов и заключался в обновлении оборудования, замены двигателей Р-95Ш на Р-195 на самолетах старых выпусков и т.д. В 2001 году на серийный Су-25 начали ставить и новые боевые системы, причем российского производства, но делался Су-25СК с прицелом на модернизацию зарубежного парка штурмовиков.
Несколько позже в России появился вариант модернизации Су-25 собственных ВВС. Самолет Су-25СМ получил прицельно-навигационный комплекс ПрНК-25СМ "Барс", многофункциональную оптико-электронную систему "Захват" и систему управления оружием СУО-39. Масса вооружения была увеличена до 5000 кг с улучшением прочности планера. Модернизация опытного самолета осуществлена АО "Штурмовики Сухого" и АРЗ МО № 121 (Кубинка, Московская область). Заводские испытания самолета планировалось завершены в июне 2002 года, в них участвовал один переоборудованный самолет, еще 2 одноместных Су-25 и одна спарка проходили доработку на 121-м АРЗ, но пока решения о модернизации всего парка самолетов этого типа нет.
Речь о возобновлении производства базового варианта самолета Су-25 на территории России, естественно, не идет, однако рассматривался вопрос о выпуске на УУАПО самолета Су-39 как на экспорт, так и для собственных нужд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
