О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чем сломать санкционную дубину

Еще в позапрошлом году глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации Дмитрий Шугаев, комментируя зависимость отечественной "оборонки" от развязанной коллективным Западом санкционной войны

Еще в позапрошлом году глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации Дмитрий Шугаев, комментируя зависимость отечественной "оборонки" от развязанной коллективным Западом санкционной войны, сообщал о проблеме взаиморасчетов по сделкам, заключенным в американской валюте. Сложность существующей ситуации заключалась в том, что все транзакции с участием доллара проводятся банковскими учреждениями, в той или иной степени контролируемыми США. Вашингтон имеет реальную возможность получать самую полную информацию не только о стратегических направлениях нашего военно-технического сотрудничества, но и об объемах продаж российского оружия.

На чем еще акцентировал внимание Шугаев

В первую очередь на принятом политическим руководством Российской Федерации и реализуемом в настоящее время решении о введении практики взаиморасчетов в национальных валютах. Наиболее важным в этом процессе, по мнению руководителя ФСВТС, следует считать то, что отказ от доллара должен коснуться не только сферы военно-технического сотрудничества.

Ненадежность национальной американской валюты стала одним из вызовов для России буквально во всех областях международных торговых отношений, на которые, кстати, уже продемонстрированы недвусмысленные и очевидные ответы. Одним из них можно считать практически полный отказ от расчетов в долларах за контрактные поставки российского вооружения иностранным контрагентам по линии Рособоронэкспорта.

Тем не менее не все так однозначно и оптимистично. Во-первых, процесс идет значительно медленнее, чем хотелось бы. Связано это с тем, что транзакции в американской национальной валюте при ведении экспортно-импортных операций для многих зарубежных партнеров РФ все еще остаются наиболее привлекательными и удобными. В этом случае банками-контрагентами сокращается время платежей в силу отсутствия необходимости установления валютных курсов.

Во-вторых, и это самое главное, достаточно частые в силу различных экономических причин девальвационные процессы национальных валют по отношению к доллару. Особенно эта ситуация характерна для развивающихся стран, которые и составляют подавляющее большинство покупателей российского оружия и военной техники. Обесценивание той или иной национальный валюты нередко становится причиной существенного снижения уровня торговых отношений и даже отказов от уже оплаченных контрактов, поскольку стране-импортеру приходится доплачивать, а экономическая ситуация не всегда позволяет это сделать.

Но, как говорится, дорогу осилит идущий. "Сегодня большинство контрактных соглашений Рособоронэкспорта предусматривает расчеты либо в национальных валютах стран-контрагентов, либо в российских рублях, - говорил на полях Международного авиационно-космического салона "МАКС-2021" Александр Михеев. - И факт того, что доля оплаты в долларах неуклонно снижается, мы, безусловно, приветствуем". "Кроме того, нами активно внедряются и эффективно используются инструменты встречной торговли и офсетные механизмы", - добавил тогда гендиректор АО "Рособоронэкспорт".

Напомним, что главным побудительным мотивом подобных действий российского правительства и АО "Рособоронэкспорт" стало безудержное и необоснованное размахивание США санкционной дубиной в адрес импортеров оружия из России, возведенное в статус федерального закона "О противодействии противникам Америки через санкции" от 27 июля 2017 года.

Как это работает

Первые шаги в направлении "дедолларизации" были предприняты РФ еще во времена нахождения в Белом доме Барака Обамы. Подготовка инфраструктуры к "обнулению доллара" как средства расчета по международным контрактам в военно-технической сфере началась после принятия конгрессом США в июне 2012 года "закона Магнитского". Именно тогда во многих контрактах появились условия, предусматривающие оплату получаемой продукции в евро. Такая мера лишила Вашингтон возможности получения полного объема информации о транзакциях российских компаний и их контрагентов, проходящих через подчиненные США финансовые организации, и введения на ее основании санкционных ограничений.

Многими странами - партнерами России в военно-технической сфере поэтапный переход с доллара на национальную валюту или российский рубль в качестве платежного средства понимается и даже приветствуется, что расценивается Москвой в качестве позитивного сигнала о развитии торговых отношений. Мало того, это дает им определенные, причем вполне ощутимые финансовые преимущества. Перманентно расширяющий объемы закупок импортер получает возможность кредитоваться в банках страны-экспортера или выхода на долговой рынок в ее национальной валюте.

Получает свои "плюшки" в этом процессе и российская сторона. Использование национальной валюты РФ в контрактных расчетах инициирует рост международного спроса на рубль, который в свою очередь повышает его курсовую стабильность и устойчивость макроэкономических показателей. В качестве сдерживающих факторов этого процесса выступают геополитическая напряженность, искусственно формируемая Западом вокруг РФ, и низкий уровень диверсификации российского экспорта.

Тем не менее в торговых отношениях России и стран, входящих в Евразийский экономический союз, роль российского рубля достаточно высока, что объясняется уровнем их интеграции.

Кроме того, специалистами Рособоронэкспорта отмечается наметившаяся в последние годы тенденция снижения участия доллара в качестве платежного средства по "оружейным" контрактам с Европейским союзом и КНР.

За период с 2013 по 2020 год в торговых сделках с ЕС доля американской валюты снизилась с 50 до 30 процентов, а участие рубля выросло с 7 до 19 процентов. В случае с Китаем ситуация для США еще более показательная - величина падения составила 52 процента (с 93 до 41%).

Несмотря на то, что почти 56-процентная доля "зеленой валюты" еще не утратила своего доминирующего положения в структуре экспортных расчетов, о чем свидетельствуют результаты 2020 года, ее показатели за более продолжительный период (2013-2020) показывают снижение долларовой части международных поступлений РФ на 23,7 процента при параллельном росте рублевой составляющей на 4,5 процента.

Как считает Руслан Пухов, на протяжении четверти века возглавляющий Центр анализа стратегий и технологий, "дряхлеющего гегемона" в перспективе ожидает сильнейшее разочарование от своих сегодняшних действий. США прибегают к "долларовому прессу" не только тогда, когда речь идет о врагах в лице России или Китая, но и в отношении своих друзей и союзников. Например, Южной Кореи.

Схема процесса "дедолларизации"

При возникновении ситуации с девальвацией национальной валюты партнеры России в сфере военно-технического сотрудничества из развивающихся стран нередко предлагают использовать в качестве решения проблемы оплаты импортируемого ими оружия бартерные схемы. Очевидно, что для РФ, обкатавшей эту форму рыночных отношений еще в печально известные девяностые, это регресс. И здесь приходится выбирать. Или соглашаться на бартер, как в случае с нефтью из обвешанного санкциями Ирана, или расставаться с потенциальным заказчиком. В прошлом РФ практиковала бартерные сделки, принимая в качестве оплаты за оружие и технику продукты и сырье. Вот лишь несколько характерных примеров.

За 18 истребителей МиГ-29, поставленных Малайзии в 1994 году, расчет был произведен пальмовым маслом. Середина 2000-х ознаменовалась поставкой в Венесуэлу партии автоматов Калашникова, истребителей Су-30МК, вертолетов МИ-26Т и МИ-35. В качестве оплаты за оружие и технику мы получили право осушения нефтешламовых амбаров (обширных нефтяных разливов) и безвозмездной разработки нефтяных месторождений в долине Ориноко. В 2018 году Индонезия за поставку 11 российских Су-35 рассчиталась каучуком, кофе и все тем же пальмовым маслом.

Очевидно, что главным мотивом, определяющим согласие России на участие в бартерных схемах, является ее желание закрепиться в качестве ключевого игрока на мировом рынке вооружений, а бартер - это не что иное, как достаточно мощный стимул для определенной категории контрагентов. Так, одним из факторов, обеспечивших доступность оружия из КНР странам Африканского региона, стало согласие Пекина принимать в качестве оплаты за продукцию военного назначения минеральные ресурсы и даже квоты на промысловый вылов рыбы в их территориальных водах.

Для многих игроков мирового рынка вооружений бартер привлекателен тем, что позволяет осуществлять торговые сделки в обход санкционных ограничений. Уже упоминавшийся выше Иран, последние годы находящийся под перманентными санкциями США, успешно использует в качестве платежного средства золото, нефть, растительное масло и рис.

Кроме того, обычная поставка вооружений нередко становится отправной точкой для масштабных инфраструктурных проектов, предусматривающих техническое обслуживание, гарантийный и войсковой ремонты, модернизацию поставляемой техники или подготовку и обучение персонала. Эти программы, как правило, предполагают долгосрочную реализацию, а потому, начавшись с бартерной схемы, могут трансформироваться в контракты с расчетами реальными деньгами.

Важно, что отказ РФ от использования американской национальной валюты не привел к уменьшению числа стран-импортеров, предпочитающих российское вооружение, военную и специальную технику продукции, произведенной в Китае, США или Евросоюзе. В 2020 году Россия сохранила место в пятерке лидеров по объемам вооружений, поставленных на экспорт. Этот показатель по информации, представленной Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира, составил 26,4 миллиарда долларов в денежном выражении или пять процентов от общемировых поставок. В мире сохраняется стабильный интерес к оружию, произведенному в России, тем более ей есть что предложить своим контрагентам.

Например, предметом самого живого интереса трех десятков делегаций из двадцати стран, посетивших экспозицию МАКС-2021, стали многофункциональные легкие истребители поколения "4++" МиГ-35Д, истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30СМЭ, ударные боевые вертолеты Ка-52 "Аллигатор" и Ми-28НЭ "Ночной охотник", транспортные Ил-76МД-90А (Э) и самолеты-заправщики Ил-78МК-90А, средства ПВО и РЭБ. По информации Михеева, полномочные представители стран СНГ, Африки, Ближневосточного и Азиатско-Тихоокеанского регионов ведут переговоры по совместному производству российской авиационной техники, в частности боевых самолетов и вертолетов.

Об успешном ходе процесса "дедолларизации" говорят и цифры, свидетельствующие о стабильности объемов экспорта российской военной продукции - порядка 15 миллиардов долларов ежегодно. Не внушает опасений и наполняемость "портфеля заказов" предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса - около 50 миллиардов долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Рособоронэкспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка