О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Петля судьбы. Как Петр Нестеров стал гордостью русской авиации

135 лет назад, 15 (27) февраля 1887 года, в Нижнем Новгороде родился Петр Нестеров - летчик, который первым в мире сделал "мертвую петлю"

135 лет назад, 15 (27) февраля 1887 года, в Нижнем Новгороде родился Петр Нестеров - летчик, который первым в мире сделал "мертвую петлю" и первым пошел на воздушный таран. Именно после тарана в 27 лет оборвалась его яркая жизнь.

А начиналось все в нижегородском Аракчеевском корпусе, и кадет Нестеров намеревался стать артиллеристом...

Из артиллерии в авиацию

Петр Нестеров родился в ночь на 15 февраля 1887 года и стал третьим ребенком в семье. Его отец Николай Федорович был офицером-воспитателем Нижегородского имени графа Аракчеева кадетского корпуса и рано умер. Матери Петра Маргарите Викторовне очень хотелось отдать сына в музыкальное училище, но как сын умершего офицера тот имел право на бесплатное обучение в военном учебном заведении. В итоге в 10 лет Петя отправился в тот же Аракчеевский корпус, в котором ранее служил его отец и уже учился старший брат Николай.

Еще старшеклассником на одном из выпускных балов в Нижегородском Мариинском дворянском институте (там училась сестра Александра) Петр познакомился с девушкой Надеждой Галецкой. Он сразу проникся к Наде симпатией.

Из 39 кадетов, признанных педагогическим комитетом достойных обучения в военных училищах, шестеро, в том числе Петр, были направлены в Михайловское артиллерийского училище Петербурга. В город на Неве приехала и Надежда - она стала учиться в Петербургской консерватории по классу фортепиано. Молодые планировали пожениться, когда Петр окончит училище.

И вот в 1906 году Петр с отличием завершил обучение и получил чин подпоручика. Перед ним был большой выбор вакансий. Но будущий летчик-ас выбрал Владивосток - отправился в Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Главной причиной такого выбора была женитьба: по царским законам, младший офицер не мог жениться, не внеся обеспечения в размере пяти тысяч рублей, но на Сибирь этот закон не распространялся.

Во Владивостоке внимание Петра привлек аэростат - нижегородец предложил использовать его как наблюдательный пункт для корректирования артиллерийской стрельбы. Будущий летчик добился, чтобы его временно прикомандировали к наблюдательной станции воздухоплавательного парка и не раз поднимался на аэростате. Но воздухоплавательную роту расформировали, и Нестерову пришлось вернуться в артиллеристскую бригаду.

В 1910 году из-за проблем со здоровьем Нестерова перевели на Кавказ. Перед этим он успел заехать в Нижний Новгород и там впервые увидел настоящий моторный аэроплан под управлением известного летчика Уточкина.

"Авиатор летал на "Фармане", делая поворот совершенно без крена. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься мое сердце; я боялся, что аэроплан опрокинется. С этого дня я начал серьезно изучать авиацию, вечерами по книгам, а днем - наблюдая за полетом птиц", - вспоминал потом Петр Николаевич.

А во Владикавказе, на новом месте службы, Петр Николаевич познакомился с пилотом-авиатором Артемием Кацаном, построившим планер собственной конструкции. Теперь Нестеров загорелся желанием построить аппарат, движения которого "почти всецело подчинялись бы воле пилота".

Надо сказать, в начале ХХ века вся Российская империя живо интересовалась воздухоплаванием: в 1910 году в Одессе состоялся первый публичный полет на аэроплане, совершенный русским пилотом.

Затем и в Нижнем Новгороде, на ярмарочном ипподроме, расположенном в Гордеевке, прошли показательные полеты авиатора Уточкина. В декабре 1910-го года трое нижегородцев обратились к местному губернатору с просьбой об учреждении Общества воздухоплавания, представив устав.

В феврале 1911 года устав был завизирован губернатором. Так начинается развитие авиации на нижегородской земле. Основали местное общество воздухоплавателей купеческий сын Илья Аппакр, кандидат математических наук Петр Соколов и инженер Николай Жуковский. Они хотели воплощать в жизнь проекты и опыты в области воздухоплавания, проводить физические, метеорологические наблюдения, применять при воздухоплавании фотографии, помогать в обучении специалистов. А еще - читали лекции, проводили состязания и устраивали полеты и подъемы ввысь для всех желающих.

Более того, в августе 1911 года собрание Общества решило организовать в Нижнем Новгороде авиационную школу. Поручик Петр Нестеров был избран товарищем (заместителем) секретаря и принимал активное участие и в работе Общества, и в разработке летательных аппаратов.

На телеге в небеса

В сарае Соколовых на Провиантской улице друзья построили планер по чертежам Нестерова. Мать будущего автора "мертвой петли" помогла им сшить обтяжку к планеру.

Испытание решено было провести на поле за Петропавловским кладбищем (на месте его сейчас находится парк Кулибина). Для Нестерова это был первый полет, да еще и на планере собственного изобретения.

Запускали планер с помощью лошади: в телеге сидел Петр Соколов и держал привязанную к воздухоплавательному аппарату веревку. Лошадь разбегалась, и аппарат с Нестеровым на борту набирал скорость, поднимаясь на два-три метра от земли. Новость об испытаниях даже попала в выпуск газеты "Нижегородский листок". В Нижнем же Петр Нестеров разработал и проект своего второго самолета.

Впоследствии летчик говорил: "Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском Обществе воздухоплавания". Увлечение воздухоплаванием настолько захватило Петра Николаевича, что в октябре 1911 года он добивается зачисления в Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу.

За время учебы Нестеров совершил 13-часовой учебный полет на аэростате на высоте 3400 метров. В 1912 году Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика, и уже в сентябре того же года 25-летний поручик совершил первый самостоятельный полет на самолете.

"Мертвая петля" и таран

В составе авиационного отряда Нестерова перевели из Петербурга в Варшаву, где он начал тренировочные полеты на боевых самолетах "Ньюпор". В августе 1913 года Петр Николаевич возглавил групповой перелет в составе трех машин по маршруту Киев - Остер - Козелец - Нежин - Киев с посадками на полевых аэродромах. При этом впервые в истории авиации во время перелета проводилась киносъемка. Позже Нестеров совершил еще два дальних перелета.

Кстати, раньше летчиком разрешалось поворачивать только "блинчиком", избегая крена. Однако Нестеров стал совершенствовать пилотирование, отработку крутых виражей.

Он был уверен, что на самолете можно сделать даже "мертвую петлю". И смог доказать это в августе 1913 года. На самолете "Ньюпор IV" с двигателем "Гном" мощностью 70 лошадиных сил Петр Николаевич поднялся на высоту 600 метров и на глазах зрителей впервые в мире выполнил "мертвую петлю", которую впоследствии стали называть "петлей Нестерова". Это стало мировой сенсацией.

В 1914 году Нестерова назначили начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он отбыл на Юго-Западный фронт, принимал участие в освобождении Львова. За время войны Петр Николаевич выполнил 28 вылетов. Нестеров вел воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок артиллерийскими снарядами. Причем сделал это так эффективно, что австрийское командование пообещало крупную денежную награду тому, кто собьет аэроплан русского летчика.

Кстати, сам Нестеров считал, что пилоты могут вести воздушный бой тараном, причем машина противника должна быть сбита ударом сверху. И вот 8 сентября 1914 года около городка Жолква Нестеров на практике решил доказать свои идеи. Летчик настиг в воздухе самолет австрийцев "Альбатрос", который вел воздушную разведку передвижения русских войск. Нестеров попытался ударить самолет противника по крылу своим шасси, но, не рассчитав скорость, врезался винтом в крыло.

Оба самолета упали на землю, летчики погибли. Петру Николаевичу было всего 27 лет…

Кстати

Младший брат Петра Нестерова Михаил тоже был военным летчиком. Он погиб при испытании нового аэроплана 8 октября 1914 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «АиФ - Нижний Новгород». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка