О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Технические особенности самолета ДРЛО Ту-126

В 1965 г. на вооружение войск противовоздушной обороны СССР поступил первый отечественный самолет дальнего радиолокационного обнаружения - Ту-126

В 1965 г. на вооружение войск противовоздушной обороны СССР поступил первый отечественный самолет дальнего радиолокационного обнаружения - Ту-126. Машины этого типа должны были выполнять патрулирование в отдаленных районах и дополнять многочисленные наземные РЛС. Особые задачи и высокие требования привели к тому, что в проекте были использованы весьма интересные и прогрессивные для своего времени решения.

Новый класс техники

Разработка будущего Ту-126 началась в 1958 г. в рамках обширного плана дальнейшего развития ПВО. Не на всех ответственных направлениях можно было развернуть достаточное количество РЛС с нужными характеристиками, и потому было предложено разместить локатор на воздушной платформе. Головным исполнителем работ было назначено ОКБ-156 А.Н. Туполева. Разработку радиотехнического комплекса поручили нескольким предприятиям Минрадиопрома.

В 1958-60 гг. были определены все требования к будущему самолету и разработаны несколько вариантов проекта. Затем в 1960 г. утвердили окончательный проект, по которому вскоре начали строить первый самолет для испытаний. Строительство осуществлялось на куйбышевском заводе №18 (ныне "Авиакор", г. Самара) и было завершено осенью 1961 г. При этом самолет не сразу получил штатный радиолокационный комплекс "Лиана"; на испытания он вышел с макетами аппаратуры.

23 января 1962 г. опытный Ту-126 выполнил первый полет. В том же году на самолет поставили полноценный комплекс "Лиана". В такой конфигурации машину испытывали до конца 1964 г. К этому времени Ту-126 был рекомендован к серийному производству, и на заводе №18 началось строительство новых образцов.

Весной 1965 г., после всех необходимых проверок и процедур, Ту-126 официально приняли на вооружение. Вскоре техника этого типа начала службу в специально сформированных строевых частях. До 1968 г. вооруженные силы получили всего восемь серийных самолетов, а также первый опытный образец.

Оптимальная платформа

В соответствии с техническим заданием, самолет ДРЛО должен был строиться на существующей серийной воздушной платформе. Изначально в этом качестве рассматривался бомбардировщик Ту-95 или его вариант Ту-96. Был разработан подобный вариант проекта, но в дальнейшем пришли к выводу, что внутри имеющегося фюзеляжа трудно разместить всю необходимую аппаратуру, рабочие места и места отдыха.

В 1960 г. было решено перенести комплекс "Лиана" на более удачную платформу - пассажирский лайнер Ту-114. Больший диаметр фюзеляжа и наличие крупных свободных объемов позволяло решить все компоновочные вопросы, а также улучшить определенные характеристики в сравнении с предыдущей версией проекта. В частности, улучшалось охлаждение оборудования, упрощался доступ к блокам оборудования и т. д.

При перестройке в Ту-126 планер исходного Ту-114 подвергся некоторым доработкам. Прежде всего. пришлось усилить фюзеляж за крылом - там размещался пилон с антенной РЛС. Изменили состав бортовых систем и авионики в соответствии с требованиями вооруженных сил. Под центральной частью фюзеляжа появился крупный отдельный воздухозаборник системы охлаждения радиоаппаратуры.

Принципиальным новшеством для нашего авиастроения стало размещение антенны РЛС на пилоне над фюзеляжем. Для оптимизации аэродинамики саму антенну поместили внутри обтекателя, в результате чего надстройка приобрела характерную форму гриба.

Большой перестройке подвергся бывший пассажирский салон. Его объем разделили на несколько отсеков разного назначения. В носовом и хвостовом помещалась аппаратура; в 1-м также находились места операторов. Имелся резервный отсек на случай модернизации радиотехнического комплекса. В центре фюзеляжа разместили отсек с местами отдыха для операторов "Лианы". Обитаемые отсеки пришлось оснастить защитой от излучения РЛС.

Силовая установка Ту-114 осталась без изменений. Четыре турбовинтовых двигателя НК-12МВ позволяли самолету развивать скорость до 790 км/ч. Практическая дальность достигала 7 тыс.км, а для ее увеличения имелась штанга дозаправки системы "шланг-конус".

Радиотехнический комплекс

Самолет Ту-126 оснащался новой РЛС "Лиана", выполненной на базе сухопутной станции П-30. Она строилась на ламповой элементной базе, что сказалось на массе и габаритах конструкции. Станцию разделили на несколько блоков с размещением в разных отсеках фюзеляжа. Также она получила антенну высотой ок. 2 м и поперечником более 10 м, вращавшуюся со скоростью 10 об./мин.

Радиолокационный комплекс "Лиана" позволял следить за воздушной обстановкой и искать надводные цели. Обнаружение воздушных целей на фоне подстилающей поверхности, как минимум, затруднялась. Наблюдение за наземными объектами не предусматривалось из-за технических ограничений. Станция могла засекать самолеты на дальностях до 350 км. Для крупных надводных кораблей дальность обнаружения достигала 400 км.

Попеременно с РЛС должен был работать бортовой комплекс радиотехнической разведки. С его помощью Ту-126 мог выявлять наземные, надводные или воздушные источники сигнала на расстояниях до 600 км - в зависимости от их мощности.

Ту-126 должен был передавать данные о целях на командные пункты противовоздушной обороны или военно-морского флота. Имеющаяся телекодовая аппаратура обеспечивала связь на дальностях до 2 тыс.км. Отказ от голосовой связи ускорил передачу и обработку данных на командных пунктах и последующее управление средствами ПВО, авиацией или ракетами.

Самолеты Ту-126 стали одними из первых носителей станции радиоэлектронного подавления групповой защиты СПС-100 "Резеда". Эта станция работала в сантиметровом диапазоне и предназначалась для подавления радиолокационных и зенитных систем противника.

Два экипажа

В связи с особыми задачами Ту-126 управлялся сразу двумя экипажами. Первый, летный экипаж отвечал за пилотирование и управление самолетом в целом. Эти летчики работали в штатной кабине, практически без изменений взятой у Ту-114. Второй экипаж должен был работать с радиотехнической аппаратурой и решать целевые задачи.

За эксплуатацию РЛС и других систем отвечали шесть операторов. Их рабочие места, контролирующие всю аппаратуру, находились в собственном отсеке сразу за кабиной летного экипажа. В длительных полетах на патрулирование мог участвовать сменный экипаж. Меняясь через несколько часов, два экипажа обеспечивали непрерывное дежурство в течение 16-18 ч.

Впрочем, решение оперативных задач было связано с серьезными трудностями. С точки зрения удобства и комфорта операторская кабина оставляла желать лучшего. Она получила недостаточную тепло- и звукоизоляцию. При неработающих двигателях и системах отопления в кабине было холодно, а в полете в отсек проникал шум винтов, дополнявшийся звуком работающей аппаратуры. В сочетании с достаточно сложной работой все это приводило к чрезмерному утомлению операторов. То же касалось и "комнаты отдыха" - воспользоваться ею и восстановить силы было непросто.

Первый в своем роде

На момент своего появления и поступления на вооружение Ту-126 был современной и высокоэффективной машиной. Этот самолет ДРЛО показывал достаточно высокие летно-технические характеристики, а его радиотехнический комплекс соответствовал предъявляемым требованиям и решаемым задачам.

При этом имелись и недостатки. Ту-126 отличался сложностью и дороговизной производства и эксплуатации, обусловленной особым бортовым оборудованием. Имелись определенные технические и рабочие ограничения. Кроме того, самолет оказался не слишком удобным для экипажей и технического состава.

Но в целом Ту-126 с комплексом радиотехнической аппаратуры оказался весьма удачным и своевременным приобретением для советской системы противовоздушной обороны. Всего девять самолетов этого типа смогли дополнить существующую сеть наземных РЛС и расширить возможности ПВО и ВМФ по борьбе с разнообразными целями. В середине шестидесятых годов все эти возможности имели особое значение - и ради них были готовы закрывать глаза на недостатки.

Ту-126 с "Лианой" и другими приборами оставались в строю и регулярно вылетали на патрулирование в течение двух десятилетий. Их служба завершилась только в середине восьмидесятых годов, когда появился новый самолет ДРЛОиУ - современный А-50. При его создании активно использовался опыт разработки и эксплуатации имеющихся Ту-126. Таким образом, этот самолет не только решил поставленные задачи, но и заложил основы для целого направления....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка