О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В погоне за небесным китом

В небе над Крымом летчики морской авиации ЧФ успешно отработали одно из самых сложных полетных упражнений

В небе над Крымом летчики морской авиации ЧФ успешно отработали одно из самых сложных полетных упражнений.

Самолет-танкер Ил-78М, словно кит из волн, выплывает из-под плотного покрова сплошной облачности. Здесь, на высоте 5200 метров, затянувшие эту часть Крымского полуострова набрякшие холодным дождем серо-сизые облака, оставшись внизу, преобразились и белоснежно сверкают в ярких лучах февральского солнца. Спустя время из облачного слоя в ясное небо выныривает пара Су-30СМ.

Истребители отдельного морского штурмового авиационного полка морской авиации Черноморского флота устремляются вслед за воздушным "китом". Дозаправка топливом в воздухе - один из самых непростых элементов полета, который выполняют военные летчики. Самолеты сближаются на расстояние немногим более 25 метров и в течение нескольких минут должны, уравняв скорости, сохранять относительно друг друга практически полную неподвижность, буквально связанные топливным шлангом унифицированного подвесного агрегата заправки (УПАЗ).

Командир Ил-78М майор Антон П. принимает доклад от штурмана, в очередной раз сверяется с полетной картой - летающий танкер встал на запланированный курс, и впереди шесть часов работы. Топливный шланг уже вышел из УПАЗ на заданную длину, стабилизирующая юбка заправочного конуса расправилась штатно. Воланчик заправочного конуса, что называется, встал на поток - замер практически неподвижно в набегающем воздухе, без провисаний растянув шланг.

О готовности к работе командиру Ил-78М доложил оператор заправки капитан Сергей Е. В своей крошечной гермокабине в самом хвосте танкера опытный оператор умело контролирует все элементы операции. От его внимательности к малейшим деталям стремительно меняющейся обстановки и точности выдаваемых рекомендаций во многом зависит успех каждого подхода на дозаправку.

По плану в этот день упражнение по дозаправке топливом в воздухе отрабатывали шесть истребителей полка морской авиации ЧФ. Каждого летчика Су-30СМ ждало несколько заходов на танкер, когда необходимо продемонстрировать высокое мастерство пилотирования и сблизиться с большим самолетом так, чтобы в конце маневра точно попасть выдвинутой приемной штангой истребителя в центр конуса. Если все выполнено правильно, мощный электромагнитный замок надежно соединяет головку приемника топлива на штанге со шлангом заправщика и возможна перекачка горючего.

Упражнение по дозаправке топливом в воздухе в этот день отрабатывали шесть истребителей полка морской авиации ЧФ

- Каждый подход к танкеру на дозаправку должен быть рассчитан так, чтобы все элементы операции удалось выполнить за один проход, - рассказывает о тонкостях сложного упражнения старший летчик авиационного звена Су-30СМ капитан Виталий Г. -Даже для опытных летчиков каждая дозаправка в воздухе - задача непростая. Выполнить ее, что называется, на автомате, несмотря на многократные повторения, невозможно.

После того как истребитель занимает исходное положение позади и чуть снизу летающего танкера, пилот истребителя оценивает, как проецируется УПАЗ и заправочный конус на траекторию движения самолета, и лишь затем начинает сближение под строго определенным углом. При этом летчик концентрирует внимание на УПАЗ, который имеет специальную световую индикацию, облегчающую относительную ориентацию самолета. Лишь когда до конуса остается каких-то метр-полтора, летчик переносит взгляд на юбку.

Секрет в том, что, несмотря на стабилизацию юбки в воздушном потоке, она все равно немного гуляет в набегающем воздухе, и, стараясь точно следовать за этим двигающимся воланчиком, летчик лишь раскачает свой самолет. К тому же во время выполнения дозаправки топливом в воздухе СДУ - аналого-цифровая система дистанционного управления самолетом переводится в особый режим, который несколько загрубляет управление самолетом, обеспечивая лучшую стабильность.

- Всегда следует помнить: если что-то не получается, следует отойти, успокоиться, оттриммировать, занять исходную и пробовать снова, - объясняет схему действий летчика капитан Виталий Г.

Действительно, помешать попасть головкой приемника топлива в шланг диаметром 52 мм на скоростях более 500 километров в час и на высоте в несколько километров над землей может множество факторов. Хотя проводить операцию разрешается лишь при отсутствии турбулентности, небольшие возмущения воздушного потока все равно всегда имеются. Они влияют как на заправляющийся самолет, так и на летающий танкер.
Кроме того, возможны и ошибки летчика заправляемого самолета, например подход на излишне высокой скорости, что может привести к провисанию и раскачиванию шланга. Для того чтобы нивелировать возможное влияние каких-либо внешних помех, экипаж самолета-заправщика и летчик заправляемого самолета должны уметь по малейшим деталям точно предугадывать дальнейшее развитие обстановки и грамотно действовать совместно даже в условиях полного радиомолчания.

- Сначала готовишься, прорабатываешь в голове каждый элемент, обдумываешь все свои действия и только потом начинаешь работать. Делаешь все на своих дистанциях и скоростях, аккуратно, не спеша и не запаздывая, есть только УПАЗ, юбка и ты. Все сделал гладко, успешный контакт, задача выполнена и потом такой восторг, - поделился эмоциями старший летчик звена.

Полгода назад помощник командира Ил-78М лейтенант Максим Д. сам впервые выполнил полет на дозаправку в воздухе и тогда, по его признанию, был переполнен эмоциями. Сегодня дозаправка самолетов для него - обычная работа, хотя помощник командира самолета-заправщика до сих пор восхищается собратьями-истребителями, или, как говорят в экипаже летающего танкера, "маленькими", которым, по мнению лейтенанта, во время дозаправки приходится намного тяжелее.

- У нашего командира всегда есть глаза в зоне заправки - наш оператор заправки. Благодаря точности его действий, опыту, глазомеру командир может уверенно полагаться на его рекомендации. А как командир вместе с бортинженером сохраняют все параметры полета вне зависимости от изменения массы самолета при большой отдаче топлива, со стороны порой и не заметить, - с гордостью отмечает Максим Д., перенимая профессиональный опыт у настоящих мастеров своего дела.

В ходе завершившейся плановой тренировки по дозаправке самолетов в воздухе экипажи шести истребителей Су-30СМ совершили 55 контактов. Задача выполнялась в сложных метеоусловиях на аэродроме - нижняя граница облачности проходила на высоте 200 метров, видимость была не более двух километров. Все задействованные экипажи справились с упражнением, не допустив ошибок.

- Согласно докладу командира экипажа танкера, замечаний по работе летного состава с ним он не отмечает, все летчики справились с задачей успешно и четко, - сообщил после окончания тренировки старший летчик авиационного звена старший лейтенант Дмитрий П.
Для того чтобы осваивать данное упражнение, летчику необходимо пройти подготовку в учебном центре в Липецке - обучиться теоретически, пройти курс занятий на тренажерах, сдать соответствующие зачеты, после чего уже в полку отлетать программу сомкнутых полетных порядков. Только после этого летчик не ниже 3-го класса допускается к выполнению полетов на дозаправку топливом днем.

Как рассказал командир отдельного морского штурмового авиационного полка морской авиации ЧФ полковник Андрей Киселев, в настоящее время в первой эскадрилье полка подготовлены четыре летчика-инструктора на дозаправку топливом в полете днем и ночью. Среди экипажей Су-24М в полку подготовлены шесть летчиков-инструкторов на дозаправку в воздухе.

- Если говорить о подготовке на данный вид задачи молодого пополнения полка, то летный состав, который в училище выполнил нормы налета от 150 часов и выше, успевает в полку набрать за год еще 100 часов, сдать на 3-й класс и затем после соответствующей подготовки приступает к освоению таких полетов, - поясняет командир полка....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка