Наука и техника
21 февраля 2022, 17:22
Последняя попытка. Провал проекта TSR.2
Проект самолета TSR.2, обещал большие возможности, даже чем поступивший на вооружение 20 лет спустя "Торнадо", но довести до ума его так и не удалось
Колеса - в воздух!
Было заказано девять опытных образцов, которые должны были начать летать в 1962 году. Первый летный ТSR.2, по¬лучивший регистрационный номер ВВС XR219, предназначался только для оценки устойчивости, а также испытания управления, и потому не имел вооружения, РЛС и других сложных и "про-блемных" комплектующих. Но и без них на испытания в срок он не поспел. Его выкатили из сборочного цеха в Вейбридже 3 марта 1964 года и после начальной наземной отработки расстыковали и перевезли в государственный испытательный центр на авиабазу Бомком Даун. Транспортировка проводилась в обстановке строгой секретности, но уже через несколько дней этот факт стал достояни¬ем общественности, как и неполадки с двигателями B.ОI.22R.
Разработчик взялся устранить их, но затянул дело. Хуже того, пришедшие с завода "Бристоль Сиддли" улучшенные двигате¬ли имели значительные конструктивные отличия от прежних и не вписались в мотоотсеки, которые пришлось переделывать. После почти восьмимесячного аврала, когда сотни сотрудников концерна, участвовавших в нем, были вынуждены разрываться между свои¬ми семьями в Вейбридже и самолетом в Боском Даун, 27 сентября 1964 года летчик-испытатель Роланд Бимонт поднял ТSR.2 в пер¬вый полет. За его спиной на месте штурмана сидел ведущий инже¬нер по испытаниям Дон Боуэн.
На земле Бимонт доложил, что "значительных" нештатных ситуаций на борту за все 27 минут полета не было, а характерис¬тики управляемости были близки к реализованным на тренажере. По воспоминаниям коллег, Бимонт был фанатичным патриотом фирмы и всегда делал все, чтобы вверенный ему самолет прошел испытания с максимально высокой оценкой, но не это заставляет сомневаться в его рапорте: шасси нормально не отработало, а дви¬гатели после этого полета пришлось заменить, причем они вновь получили конструктивные изменения. Из-за этого следующий по¬лет TSR.2 состоялся только в декабре.
Но доработанные "олимпы" стали только хуже - сильная виб¬рация не позволила выполнить программу 2-го полета, следующие три были потрачены на ее устранение, но в пятом полете случилось сразу несколько отказов, в том числе "не захотело" выпускаться шасси. После нескольких заходов Бимонт приказал находившему¬ся в задней кабине инженеру по испытаниям приготовиться к ката-пультированию. Но он до последнего боролся за жизнь самолета, смог восстановить управление и произвел посадку при нештатной работе шасси с минимальными повреждениями.
Единственный раз шасси отработало нормально в 10-м поле¬те 6 февраля 1965 года. Никак не удавалось подобрать жесткость амортизаторов передней и основных сто¬ек - длинный фюзеляж входил в раскачку, которая вызывала перегрузку до полутора единиц.
При приближении к числу М=1 устойчи¬вость по крену все же оказалась недостаточ¬ной, а при М)0,93 возникал слабый бафтинг оперения, но когда в 14-м полете Бимонт смог превысить скорость звука, она пропа¬ла. Скорость звука была превышена на 12%, но дальше разогнаться не удалось, так как не включился форсаж двигателя №2. Бимо- нот компенсировал возникший разворачи¬вающий момент, оттриммировав цельново¬ротный киль (т.е. специальным механизмом сместив его нейтральное положение, слегка повернув относительно оси навески). Са¬молет полностью сохранял устойчивость, но дальнейший разгон пилот счел за благо прекратить.
Это был последний полет в ходе первого этапа испытаний, и самолет выполнил по¬садку уже не в Боском Даун, а на аэродроме концерна ВАС в городе Уортон, где присту¬пили к устранению дефектов. После дора¬ботки шасси, гидравлики, электросистемы, силовой установки и управления начался второй этап заводских испытаний, который проходил уже в Уортоне, что значительно облегчило жизнь сотрудникам фирмы - все же ближе к дому. Постепенно "детские болячки" машины удавалось "вылечить", работа шла своим чередом, а в Боском Даун уже была полностью закончена наземная отработка перевезенного туда второго опытного экземпляра с но¬мером XR220. Его первый полет был назначен на 6 апреля 1965 года, но в этот день из Лондона пришло распоряжение все работы по TSR.2 прекратить. К тому времени борт XR219 успел сделать 24 полета общей протяженностью 13 часов 9 минут. Из них с выходом на сверхзвуковую скорость - только один раз...
Прощая, надежда
Первого января 1959 года правительство Ее Величества бла¬гословило предложенный министром авиации Обри Джон¬сом "самолет тактической поддержки войск и разведки". В ходе об¬суждения взгляды на его применение постепенно менялись в угоду засевшей в умах британского генштаба наступательной доктрине. В конце концов, он был назван "тактический ударный и разведыва¬тельный самолет TSR.2" (Tactical Strike and Reconnaissance). Кон¬тракт на его строительство был подписан 3 июля 1959 года, но к плановому сроку (30 июля следующего года) проект готов не был, а разработчик попросил еще денег. Седьмого октября 1960 года смету увеличили до 90 миллионов, затем до 137-ми, затем назвали цифру 175-200 и, наконец, 197-222 миллиона вместо первоначаль-ных тридцати пяти! Время шло, тысячи людей продолжали полу¬чать зарплату, и каждый дополнительный день их работы означал увеличение этой суммы.
В известной басне Крылова воз тащили трое, а проектом TSR.2 "рулили" сразу четыре конторы: Комитет по надзору за ходом про¬екта, Комитет по продвижению разработки, Руководящий Комитет и, наконец, наиболее интересный орган, Совет Директоров Про¬екта, включавший представителей ВВС, Министерства авиации и государственного концерна ВАС, но все другие руководители фирм-разработчиков компонентов комплекса в этот важнейший ор¬ган почему-то не вошли. Мало того, многие эксперты считали, что представители ВВС и министерства в нем не достаточно компетен¬тны в тех вопросах, которые им предстояло решать.
В октябре 1963 года, когда первый опытный самолет уже стоял в цехе окончательной сборки, случилось непредвиденное событие. Делегация министерства обороны Австралии, искавшая возмож¬ность закупки новых бомбардировщиков для своих ВВС, устроила пресс-конференцию, где руководитель миссии не только сообщил английской общественности о существовании самолета (а шел он пока по "черной" статье бюджета и был совершенно секретен), но и заявил, что двадцать четыре TSR.2, скорее всего, будут куплены, хотя никаких полномочий он не имел, а лишь изучал предложения и собирал информацию для принятия решения правительством.
Итог этого прискорбного события был чисто английским: в де¬кабре Палата Общин британского парламента провела слушания, которым "Таймс" посвятила обширную статью. Ее лейтмотивом была паника в британской военной промышленности из-за слу¬хов о скором закрытии программы TSR.2, хотя никто пока никаких подобных решений не принимал. Мало того, бюджет проекта про-должал расти и теперь разработка, постройка и испытания 9-ти опытных самолетов и 11-ти предсерийных должна была обойтись казне в 272 миллиона, а выпуск 158 серийных - еще в 469 мил¬лионов фунтов!
Но в декабре 1964 года прошли выборы, в них на лозунгах увеличения социальных расходов за счет военных побе¬ду одержали лейбористы, и 15 января 1965 года новый министр обороны Дэнис Хили пообещал закрыть ряд наиболее затратных программ - и среди них TSR.2. Второго февраля премьер-лейбо¬рист об этом объявил официально. Однако причины такой заботы о деньгах налогоплательщиков были специфическими - одновре¬менно начались переговоры с Америкой о закупке там нового бом¬бардировщика F-111K. Такое же число импортных самолетов долж¬но было обойтись дешевле - всего 232 миллиона фунтов, но эти деньги ушли бы за границу вместо того, чтобы быть потраченными внутри страны. Тем не менее 6 апреля министр финансов Джеймс Каллаген с гордостью сообщил, что новому правительству далось сэкономить за счет TSR.2 целых 750 миллионов фунтов!
В ажиотаже вокруг гигантских цифр утонула еще одна репли¬ка министра обороны: он сказал, что Великобритания больше не может разрабатывать боевые самолеты самостоятельно. И дейс¬твительно, отказавшись от TSR.2, англичане как будто выпустили из рук "птицу удачи". Отныне они были вынуждены для каждого нового более-менее серьезного проекта в области военной авиа¬ции искать партнеров. Даже многоцелевой самолет вертикального взлета и посадки "Харриер", ноу-хау английской фирмы "Хаукер", стал продаваться не только под вывеской концерна "Бритиш Аэ- роспейс", но также под американским брендом "Макдоннелл-Дуг- лас". Все последующие проекты - "Ягуар", "Торнадо", "Тайфун" делались совместно с кем-то.
Да, у TSR.2 было много могущественных противников. На¬чальник национального Штаба Обороны лорд Льюис Маунтбеттен резко и неожиданно выступил против нового самолета, заявив, что Великобритании необходимо сосредоточиться на окончании работ по модернизации палубного тактического бомбардировщика "Буканир" S.2 и на строительстве новых авианосцев, которые должны были заменить выводимые из состава Королевского Флота кораб¬ли постройки 40-х годов. Эту свою позицию Маунтбеттен озвучил и во время официального визита в Австралию, после чего ее прави¬тельство окончательно отказалось рассматривать TSR.2 и в 1963 году решило купить для своих ВВС F-111C в Америке. Но первый опытный F-111А вышел на испытания только в конце 1964 года, а войсковые испытания в 1968 году во Вьетнаме им были провале¬ны - из шести самолетов были сбиты три! Дело затянулось. Офици¬ально первый F-111C австралийская закупочная миссия приняла в 1968 году, но заказчику он не попал, а пошел на испытания. Его доводка продолжалась до 1973 года, а австралийцам предложили взять в лизинг истребители-бомбардировщики "Фантом". Англий¬ский же проект F-111K и вовсе был аннулирован, а уже находившиеся в цехе окончательной сборки самолеты были переделаны в вариант FВ-111A и переданы ВВС США.
В середине 60-х годов в ВВС Великобритании начался про¬цесс снятия с вооружения устаревших тактических бомбарди¬ровщиков "Канберра", и вопрос об их замене "был поставлен ребром". Времени на создание нового самолета не было и при¬шлось согласиться с предложением Маунтбеттена: в 1968 году для сухопутной тактической авиации было заказано 46 самоле¬тов "Буканир" S.2В с усиленным вооружением, в состав которого вошли управляемые ракеты "Мартель". Но их поставки начались только в 1973 году, а до того пришлось передать ВВС почти все самолеты модификации 8.2 из палубной авиации, которые могли нести только бомбы и имели меньшую дальность полета. Когда "Буканир" проектировался, думали, что скорость 1040 км/ч на высоте 60 м над равниной или над морем обеспечит ему защиту. Однако широкое внедрение в войсках ПВО СССР и других стран Организации Варшавского Договора зенитных ракетных комп¬лексов С-125 и "Куб", а также перехватчиков МиГ-23М и Су-15ТМ, способных поражать скоростные маловысотные цели на фоне земли, сделало их непригодными для решения задач поддержки операций сухопутных войск.
Ко дню 6 апреля 1965 года, когда программа ТSR.2 "умерла", были полностью построены два самолета, остальные семь опыт¬ных образцов стояли в цехе окончательной сборки, на одиннадцать предсерийных было готово большое количество крупных агрегатов и начали поступать от субконтракторов компоненты боевых систем и вооружения. А серийное производство уже начало делать детали для будущих строевых разведчиков-бомбардировщиков - в за¬деле уже были компоненты для тридцати машин, заказанных для поставки Королевским ВВС. И все это было решено списать и сдать в металлолом! Чистый убыток от этого решения составил огром¬ную по тем временам сумму сто миллионов фунтов. Почти ничего из полученного задела не удалось использовать, даже двигатели "Олимп", которые были приняты для проектируемого совместно с французами сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд", пришлось снова переделывать под новые требования.
Да, многие эксперты справедливо критиковали ТSR.2, который не соответствовал общим тенденциям, господствовавшим в бое¬вой авиации в начале 60-х. Как аргумент, они приводили неудач¬ный американский бомбардировщик А-5А "Виджилент", который пришлось спешно переделывать в разведчик, но и тот показал себя весьма проблемной и недостаточно эффективной для своей цены боевой машиной. Карьера самолетов А-5А и RA-5C могла бы быть гораздо короче и оборвалась бы уже в конце 60-х годов, если бы тогда их можно было чем-то заменить. Однако в СССР был создан разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ и его вариант для подавления ПВО МиГ-25БМ, вся идея которого заключалась в сверхзвуковом прорыве. Единственное различие ТSR.2 и МиГ-25РБ заключалось в том, что советский самолет рассчитывался на боль¬шие высоты, а английский - на прорыв обороны у самой земли, но с меньшей скоростью. Самолеты МиГ-25РБ и БМ успешно экс¬плуатировались длительное время, поставлялись на экспорт и по оценкам западных военных специалистов сохраняли достаточную боевую эффективность до начала 90-х годов. У Великобритании же подобная машина так и не появилась.
Королевские ВВС не имели современного тактического бомбар¬дировщика, пока в 1982 году не пошли поставки самолетов "Торнадо" GR.1. Но в первой же военной кампании, в операции "Буря в Пустыне" в 1991 году, они оказались самыми сбиваемыми само¬летами антииракской коалиции из-за слабой конструкции крыла изменяемой стреловидности, слишком плотной компоновки систем и невозможности совершать полет на малой высоте со сверхзву¬ковой скоростью, чему препятствовало размещение вооружения на внешней подвеске. Тогда и вспомнили о старом проекте ТSR.2, который обещал большие возможности, чем созданный двадцать лет спустя "Торнадо", и даже чем-то напоминал современные ис¬требители пятого поколения. Но было поздно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Наука и техника». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 18, 2024
Комплекс испытаний SJ-100 в СибНИА выполнен на 30-40 %
Апрель 18, 2024
Аэрофлот за первый квартал увеличил перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом/Калининградом/Нижним Новгородом
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
СМИ: в Кении разбился военный вертолет