О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Путь в небо майора Мурахтина

Фильм "Небо", вышедший в прокат в конце прошлого года, повествует о подвиге подполковника Олега Пешкова, капитана Константина Мурахтина и матроса Александра Позынича

Фильм "Небо", вышедший в прокат в конце прошлого года, повествует о подвиге подполковника Олега Пешкова, капитана Константина Мурахтина и матроса Александра Позынича. С предпоказа киноленты майор Мурахтин вышел с чувствами, которые сложно было передать словами ожидавшим его у кинозала журналистам. Кадры на экране невольно возвращали его в тот самый трагический день. В день, когда весь мир следил за судьбой липецкого экипажа, сбитого в небе над Сирией.

Сегодня военный штурман 1-го класса Константин Мурахтин, уже майор, продолжает служить в Липецком исследовательско-инструкторском смешанном авиаполку. Ему не раз задавали вопрос, не хотел ли он уйти из военной авиации после тех событий в небе Сирии?

Офицер неизменно отвечал, что остается верным выбранному много лет назад пути.
Гул самолетов сначала стал для него колыбельной, под которую он засыпал, будучи ребенком, а затем и юношеской мечтой. Постоянные переезды вслед за отцом - военным штурманом, жизнь в военных городках стали для мальчишки обычным делом. А уж какой восторг у Кости вызывала возможность побывать у отца на работе и своими глазами увидеть, как взмывают в воздух военные самолеты.

"Вопрос, кем я стану, даже не стоял. Сколько себя помню, всегда говорил, что буду, как и отец, военным штурманом. Другого пути для себя не видел и не вижу до сих пор", - вспоминает майор Мурахтин.

В 1993-м Константин успешно выдержал вступительные экзамены и поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов. Учеба выпала на сложный период: топлива у авиаторов не было, летать начали очень поздно, только в середине четвертого курса. О регулярном денежном довольствии в те времена тоже говорить не приходилось. Из порядка трехсот поступивших в училище выпустились всего сто. Да и большинство из них ушли еще в первый год офицерской службы. Константин Мурахтин стал одним из тех, кто, несмотря ни на что, не изменил мечте летать.

Распределившись в Липецк, Мурахтин впервые оказался в небе на фронтовом бомбардировщике Су-24. "Его скорость на взлете, маневры в воздухе, пилотаж, который он способен выполнять, вызвали бурю эмоций", - с улыбкой рассказывает Константин. Свои впечатления от первого бомбометания и чувство ответственности, которое оно вызвало у молодого лейтенанта, он не забыл до сих пор.

В 2014 году экипаж капитанов Константина Мурахтина и Станислава Гасанова оказался лучшим в номинации "бомбардировочная авиация" сначала на всеармейском, а затем и на международном этапе конкурса "Авиадартс".

Как опытный военный штурман, Константин Мурахтин уже на протяжении нескольких лет участвует в воздушной части парада Победы над Красной площадью. "Для штурмана самое главное - четко рассчитать по времени вплоть до секунд выход в определенную точку. Когда экипажи со всей России сходятся под Москвой, разница между группами должна составлять всего 20 секунд", - коротко говорит о своей работе майор Мурахтин.

Династию военных авиаторов теперь продолжает его сын, курсант 4-го курса Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков. "Сын, как и я когда-то, был решительно настроен стать военным летчиком. И станет им", - с гордостью отмечает штурман.

Вопрос, кем я стану, даже не стоял. Сколько себя помню, всегда говорил, что буду, как и отец, военным штурманом

24 ноября 2015 года. Сирия. Снова и снова память возвращает военного штурмана к тому дню. Вместе с подполковником Олегом Пешковым они вылетели с аэродрома Хмеймим на выполнение очередной боевой задачи.

"Мы почувствовали очень сильный удар в хвост самолета. Дальше все происходило мгновенно: разгерметизация, отказ приборов, хотя мне это казалось вечностью", - вспоминает Константин. Олег Пешков попробовал восстановить управление подбитым бомбардировщиком, но безрезультатно. Они остаются предельно собранными даже в такой стрессовой ситуации и успешно катапультируются. Штурман успевает заметить, что парашют Олега раскрылся штатно, но о том, что произошло дальше, он не знал и до последнего верил, что командир жив и тоже где-то скрывается.

"С Олегом мы хорошо знали друг друга, часто вместе летали, а в Сирии попали в один экипаж. Взаимопонимание нашли легко. Сказать, что он был профессионалом своего дела, - не сказать ничего. Олег был асом с большой буквы. Многих молодых летчиков поставил на крыло, всегда товарищу все спокойно разъяснит, подбодрит добрым словом. Вне служебных задач он был душой компании, веселый, жизнерадостный", - с болью вспоминает Мурахтин.
Приземлившись, Константин понял, что оказался на территории, удерживаемой террористами. Оставить парашютную систему и как можно быстрее уйти с места приземления в подобной ситуации - это первое, чему учат российских авиаторов в центрах выживания летного состава. Мурахтин несколько раз проходил подобные курсы и, несмотря на боль в травмированной при приземлении ноге, четко, последовательно выполнил все, чему его учили, и нашел место для укрытия.

О том, что как только самолет пропадает с радаров, в том районе сразу же начинается поисково-спасательная операция, знает каждый летчик. Но ситуация осложнялась тем, что Мурахтин находился на вражеской территории и не мог раскрыть свое точное местоположение, а значит, и сообщить, что жив. На тот момент никто не знал о судьбе летчика и штурмана сбитого самолета. Константин понимал: из-за того, что территория была за боевиками, спасательным группам найти и эвакуировать их будет непросто.

"Конечно, было страшно. Да, нас готовят к подобным ситуациям, но всем хочется верить, что с ними ничего похожего не произойдет", - рассказывает Мурахтин.

О подробностях спасательной операции, конечно же, он рассказать не может и лишь отмечает, что основные моменты того трагического дня бережно и достоверно сохранены в фильме "Небо". На мой вопрос, действительно ли, как в фильме, ему помог старый кнопочный телефон, Константин утвердительно кивает головой.

Уже по пути на авиабазу он с надеждой спросил сопровождающих его бойцов, найден ли уже Олег. Ответ ошеломил: "Твой командир погиб. Его расстреляли в воздухе".

За проявленное самообладание, мужество и профессиональное поведение в экстремальной ситуации капитан Константин Мурахтин был награжден орденом Мужества. Подполковнику Олегу Пешкову, с честью и до конца выполнившему воинский долг, посмертно присвоено звание Героя России. Погибший в ходе спасательной операции морской пехотинец матрос Александр Позынич награжден орденом Мужества посмертно.

Героизм российских летчиков и всех, кто участвовал в поисково-спасательной операции, лег в основу фильма "Небо", снятого при поддержке Министерства обороны РФ.

Иван Батарев (по фильму Костя Муравьев, прототипом которого и был Константин Мурахтин) и Игорь Петренко (по фильму Олег Сошников) несколько раз ездили в Липецк: знакомились с военными летчиками, вникали в тонкости службы, а затем снимали там несколько сцен для фильма.

"С Костей работать было замечательно, комфортно. Мы быстро нашли контакт и до сих пор в очень хороших отношениях. Когда снимали в Липецке, он всегда присутствовал на съемочной площадке, консультировал нас, показывал, что и как надо делать в самолете", - рассказал корреспонденту "Красной звезды" актер Иван Батарев.

Историю сбитого бомбардировщика, гибели летчика и спасения штурмана создатели картины постарались воспроизвести с максимально возможной точностью.

"Самым тяжелым моментом для меня стала сцена гибели Олега. Наверное, она никого не может оставить спокойным. На таких людях, как Олег Пешков, будут воспитываться поколения. Он до конца остался верен Родине, профессии и офицерской чести", - поделился впечатлениями от картины майор Константин Мурахтин.

Таким образом в широком прокате появилась первая художественная кинолента о контртеррористической военной операции в Сирии, о стойкости и мужестве, долге и чести, о реальных людях и непридуманном героизме....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка