О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Железные драконы" китайских ВВС

Истребительная авиация - наиболее многочисленный род авиации ВВС Китая. Совместно с наземными средствами ПВО она нацелена на завоевание превосходства в воздухе и прикрытие административных и промышленных центров, группировок своих войск и сил

Истребительная авиация - наиболее многочисленный род авиации ВВС Китая. Совместно с наземными средствами ПВО она нацелена на завоевание превосходства в воздухе и прикрытие административных и промышленных центров, группировок своих войск и сил.

Среди самолетов тактической авиации ВВС НОАК около 35 процентов составляют тактические "Цзянь-7" различных модификаций и вариантов исполнения. Истребитель ПВО "Цзянь-8" поступил на вооружение в 1980 году, он предназначается для борьбы со скоростными высотными бомбардировщиками и разведывательными самолетами. Принимая во внимание значительные конструктивные недостатки этого ЛА, китайскими авиаконструкторами разработана модификация "Цзянь-8-II", принятая на вооружение с 1985 года.

С 2005-го в войска начали поступать новые истребители национальной разработки "Цзянь-10", по боевым возможностям сопоставимые с истребителями ПВО четвертого поколения. Сейчас на вооружении ВВС НОАК состоит около 330 самолетов этого типа. По своим летно-техническим характеристикам "Цзянь-10" способен противостоять МиГ-29 и Су-27, а также стоящим на вооружении ВВС Тайваня американским F-16 и французским "Мираж-2000".

"Золотой шлем" для J-10C

Китайский военный эксперт Фу Цяньши считает, что истребитель J-10C стал самым опасным самолетом поколения "3+" в ходе воздушных боев в конкурсе "Золотой шлем". С 2019 по 2021 год летчики на этом ЛА одерживали победы над пилотами на J-16 и Су-35. Самолет поступил на вооружение в 2018-м, получив наибольшее количество "Золотых шлемов". В 2021 году в конкурсе экипаж в составе пилотов Гао Бенчао и Ян Шуай из "Бригады Большого красного орла" Южного командования ВВС НОАК выиграл два "Золотых шлема". В этой связи некоторые СМИ начали шумиху: мол, J-10C обладает несравнимой мощью, лучше, чем J-16 и Су-35, и есть утверждения, что J-10C может уничтожить за секунды индийский Rafale.

В отношении боевых возможностей легкого одномоторного истребителя третьего поколения J-10C известно, что при установке двух подвесных топливных баков емкостью 1500 (по другим данным - 1700) литров под крыльями и одного подвесного топливного бака емкостью 1000 литров самолет способен летать на дальность 2950 километров при условии, что полет будет проходить на высотах от 10 до 12 километров на высокой дозвуковой скорости 0,95 Маха. При снижении скорости до 0,85 Маха данный истребитель сможет преодолеть расстояние 3200 километров.

Согласно наставлениям ВВС НОАК после выполнения такого перелета остаток топлива в баках истребителя должен быть не менее 10 процентов от изначального объема. Суммарный объем горючего во внутренних и трех подвесных баках - 7300 литров, то есть собственно в самолете размещается не менее 3300 литров керосина и еще 4000 литров в ПТБ. Вероятно, суммарная масса топлива несколько больше именно для J-10C - емкость внутренних баков увеличена до 3850 литров за счет применения новых гибких материалов для корпусов ТБ внутри ЛА.

Боевой радиус истребителя J-10C при наличии 7850 литров керосина составляет 1240 километров, то есть истребитель в течение 40 минут способен находиться в воздушном районе с радиусом 620 километров на удалении более 600 километров от аэродрома базирования в ожидании приказа на боевое применение без дозаправки. Увеличение радиуса боевого патрулирования до 1600 километров возможно только при условии дозаправки с воздушного танкера Ил-78 (всего три единицы в составе ВВС НОАК) или в будущем от YY-20 (самолет-заправщик на базе транспортного Y-20.) Следует отметить, что максимальная скорость полета при ожидании приказа на боевое применение составляет 1,2 Маха, а скорость возвращения на аэродром базировании - всего 0,85 Маха.

Это обусловлено тем, что каждый J-10C оснащен двумя многоканальными системами защищенной спутниковой связи и навигации Beidou, работу которой обеспечивает 55 КА, кроме того, именно истребители J-10C обладают возможностью применения высокоточных корректируемых авиационных бомб серии LS и FT.

Необходимо учитывать, что боеприпасы FT-1 (масса - 500 кг, наведение по электронным координатам, расстояние сброса от цели - 80 км, точность попадания - 30 м) и FT-2 (масса - 500 кг, наведение по лазерному целеуказателю, дальность сброса от цели - 90 км, точность - 15 м) предназначены для группового удара по высокоценному объекту системы ПВО вероятного противника. Бомба FT-1 (в хвостовой части установлено две группы Х-образных рулей) предназначена для осколочно-фугасного поражения наземных элементов системы ПВО, тогда как FT-2 позволяет разрушать подземные пункты управления и другие объекты противовоздушной обороны. При таких параметрах у ВВС НОАК есть возможность наносить бомбовые удары по объектам вероятного противника, прикрытым системами ПВО типа С-125/Akash/ Barak-8, без угрозы потери истребителей от ответного зенитного огня.

При контроле воздушного пространства в боевом радиусе 1240 километров J-10C может нести по две ракеты типа PL-10 и PL-12. Следует отметить, что поскольку его бортовая РЛС не позволяет самостоятельно обнаруживать цели на расстоянии более 170 километров, то данные ЛА не комплектуют ракетами большой дальности типа PL-15, а также не рассматривают как носители более тяжелых перспективных противорадиолокационных ракет PL-18 с дальностью пуска 160 километров.

Для борьбы с наземными или надводными целями J-10C могут вооружать универсальными ракетами модели AKD-88 (также известными как KD-88), являющимися модифицированной версией авиационной ПКР CM-802AKG. При ее разработке китайские специалисты использовали документацию российских Х-59М (Х-59Т). Достоверно известно, что максимальная дальность пуска AKD-88 составляет 230, а практическая - 180 километров при длине 5,613, диаметре 0,34 и размахе крыльев 1,22 метра. Ракета имеет стартовую массу 670-680 килограммов, масса полупроникающей БЧ - 185 килограммов. Максимальная скорость ракеты - 0,85 Маха.

Благодаря установке телевизионного инфракрасного модуля наведения и двухканальной системы цифровой связи с самолетом-носителем данная AKD-88 поражает цели с высочайшей точностью. С учетом указанных параметров истребители J-10C могут безопасно наносить удары по объектам, расположенным под прикрытием ЗРС С-300.

В дополнение необходимо отметить, что согласно доктринальным документам ВВС НОАК для эффективного выполнения поставленной задачи истребители J-10С должны действовать группой не менее четырех самолетов. Оптимальным количеством считается восемь истребителей: два будут выступать в роли передового дозора, два самолета обеспечивают прикрытие фланга и тыла, а четыре ЛА станут наносить удары.

Многоцелевые J-11B

В отношении боевых возможностей тяжелого двухдвигательного истребителя J-11B ВВС НОАК известно: при максимальной дальности полета без дозаправки данный самолет может преодолеть 4390 километров при условии, что полет будет проходить на высотах от 10 до 12 километров без перехода на сверхзвуковой режим. Радиус боевого патрулирования составляет 1340 километров, при этом время нахождения в зоне ожидания боевого приказа - не менее 45 минут. Вполне вероятно, что продолжительность выполнения задачи в пределах боевого радиуса составляет не менее часа. При таких показателях истребители J-11B смогут контролировать воздушное пространство в районе китайско-индийской границы, а также северных районов Индии.

Обнаружение воздушных целей обеспечивает РЛС "Тип 1491" (X-диапазон, диаметр антенны - 980 мм), которая дает пилотам возможность одновременно отслеживать 20 самолетов и обстреливать шесть воздушных целей. Следует отметить, что китайским конструкторам удалось снизить массу РЛС до 300 килограммов. Для сравнения: российская Н001М имеет массу 500 килограммов и при этом позволяет одновременно сопровождать только 10 целей. Максимальная дальность обнаружения воздушного объекта с эффективной площадью рассеивания (RCS) около пяти квадратных метров составляет 220 километров. Благодаря большей дальности действия РЛС пилоты J-11B могут действовать по схеме "обнаружил - выстрелил".

Также летчики на J-11B могут использовать оптико-локационную станцию (ОЛС) второго поколения (дополнительно установлена лазерная система подсветки цели), которая позволяет обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 90 километров. Известно, что новая ОЛС повышает эффективность применения ракет в ближнем воздушном бою на 50 процентов.

Следует отметить, что для контроля воздушного пространства или завоевания господства в воздухе J-11B могут комплектовать ракетами PL-8 и PL-12 по схеме 2+4 или же PL-10 и PL-15 по схеме 2+2. Столь небольшой боекомплект обусловлен радиолокационной заметностью самолета. По данным китайских источников, к 2025 году на вооружении ВВС НОАК будет находиться 700 истребителей модели J-11 всех модификаций - А, В, G и D.

На случай ограниченного вооруженного конфликта на юго-западном направлении (граница с Индией) ВВС НОАК сформируют группировку в составе 200 J-11B, которые распределят по 13 аэродромам с укрепленными железобетонными ангарами в Тибете, провинции Цинхай и Нинся-Хуэйском автономном районе на севере КНР. Подобное рассредоточение спланировано с учетом возможностей для обороны аэродромов, наличия топлива и вместимости складов вооружения. Специалисты ВВС НОАК признают, что при взлете с высокогорного аэродрома тяга двигателей уменьшается на 45 процентов, то есть количество ракет является максимальным.

Таким образом, авиапромышленность Китая способна удовлетворить потребности национальных ВВС в истребителях тактической авиации. Несмотря на то, что значительную долю парка J-10 составляют машины со сроками окончания после разработки свыше 30 лет, часть их не исчерпала возможностей для модернизации. Регулярное совершенствование ТТХ ЛА позволяет китайцам существенно повышать летно-технические и эксплуатационные характеристики существующего парка летательных аппаратов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка